Модернизация. Машинное отделение

Автор: Шишков Юрий

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Глобальный масштаб

Статья в выпуске: 10 (102), 2010 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142169322

IDR: 142169322

Текст статьи Модернизация. Машинное отделение

Ситуация в посткризисной экономике России остается неустойчивой. Напомним, что в 2009 году ВВП страны рухнул на 7,9%, затем, в первом полугодии 2010-го вырос на 4,2% (на годовом уровне). Но уже в 2011-м ожидается, что этот показатель вновь снизится до 3–3,4%. То есть в лучшем случае речь идет о стагнации и отставании от других стран. Как сделать экономический рост России устойчивым и надежным?

Главную роль в динамике делового цикла в период кризиса и выхода из него играет материальное производство. Хотя на услуги (транспортные, финансовые, торговые, туристические и др.) в России приходится 59% ВВП, они все же — на вспомогательных позициях, обслуживая производство и потребление материальных благ.

Юрий ШИШКОВ, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

77,4%, Венгрии — 80,2, Германии — 81,2, Чехии — 87,3, Японии — 88,7%. Следовательно, ее роль передатчика кризисных явлений извне на нашу внутреннюю экономику тоже незначительна.

Спад спроса на продукцию российской обрабатывающей промышленности обусловлен у нас прежде всего внутриэкономическими причинами. Но главное в том, что в борьбе за рынок предприятия используют два основных метода. С одной стороны, они стремятся снизить цены на свою продукцию, сокращая издержки труда и капитала, в том числе за счет увольнения части персонала. А свертывание производства и увольнение работников сужает внутренний рынок для других предприятий. Но с другой стороны, они пытаются повысить качество своих изделий, чтобы обойти конкурентов по соотношению «цена — качество». Метод, опирающийся на модернизацию и инновации, гораздо сложнее и требует значительных капиталовложений и времени, но он эффективнее и перспективнее. Как сообщил министр финансов Алексей Кудрин, готовятся поправки в Закон о госзакупках. Сейчас в конкурсе на госзаказ побеждает тот, кто предлагает более дешевую продукцию. В будущем предпочтение станут отдавать тем, кто предложит более высокотехнологичный, то есть более качественный продукт.

Обрабатывающая промышленность в России на протяжении 2007–2009 годов развивалась более скромными темпами, чем добывающая, но с начала 2010-го по темпам восстановления стала устойчиво опережать добычу (см. график). Более детальный анализ показывает, что рывок обеспечили две отрасли: машиностроение и производство транспортных средств. Выпуск продукции транспортного машиностроения (на графике не показан) в нынешнем году растет быстрее, чем промышленность в целом и добывающие отрасли. Это генерирует дополнительный спрос на металлы, пластмассы, электронику и многие другие компоненты. Создается своего рода вытяжной парашют, который тянет за собой основной купол — всю обрабатывающую промышленность.

Импортозависимость подавляет развитие

Следует, однако, учитывать, что эту свою роль российское машино- и приборостроение выполняет на пределе своих возможностей. Лишь немногие наши предприятия работают на уровне мировых стандартов. На Уральском оптико-механическом заводе (ОАО «УОМЗ»), например, ежегодно внедряется более 300 принципиально новых

Материальное производство в России обеспечивает лишь 41% ВВП (промышленность — 36,1, сельское хозяйство — 4,9%). Важно еще и соотношение внутри промышленности между добывающими и обрабатывающими от- раслями. К сожалению, на долю первых у нас приходится 18,6% ВВП, вторых — только 17,5%. Это нетипичное для развитых стран распределение ролей: в странах Европы соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности выглядит как 10:17,1, в Северной Америке — 9,3:13,3, в Японии — 8,2:20,6 (Ibid., с. 446).

Вытяжной парашют

Доля продукции обрабатывающей промышленности в отечественном экспорте сравнительно невелика — всего 16,8%. У других стран она в разы больше: у Франции —

МАШИНОСТРОЕНИЕ ДЕЛАЕТ РЫВОК

Помесячные индексы промышленного производства России по группам отраслей

(декабрь 2006 года = 100%)

Источник: Росстат

РИА-НОВОСТИ

Высокая зависимость России от импорта станков (87%) подавляет развитие отечественной станкоинструментальной промышленности.

технику в большинстве отраслей каждые 7–10 лет.

У нас же средний возраст промышленного оборудования в 2004 году составлял, по данным Росстата, 21,2 года, причем доля полностью изношенного превышала 27%. А обновление станочного парка идет крайне медленно, так как новых машин и оборудования в России производится в 82 раза меньше, чем в Японии, в 50 раз — чем в Германии и в 31 раз — чем в Китае. На многих предприятиях станочный парк не обновлялся десятилетиями. В энер- технологических процессов и свыше 1500 инновационных предложений, в результате чего производительность труда здесь повышается на 26% в год. Высокое качество изделий обеспечивает им отличную конкурентоспособность. Продукция УОМЗ экспортируется в 75 стран.

Есть немало предприятий оборонной промышленности, выпускающих изделия на мировом уровне и постоянно повышающих их качество.

Но в целом положение в отечественном машино-и приборостроении выглядит далеко не лучшим образом. Для разворота российской экономики в сторону высоких технологий нужна в первую очередь современная высокоразвитая станкоинструментальная база, определяющая возможности модернизации остальных отраслей. Ее вклад в промышленное производство передовых стран составляет от 35 до 50%. Это позволяет обновлять

На Ураль ском оптико механическом заводе ежегодно внедряется более 300 принципиально новых технологических процессов.

Производительность труда здесь повышается на 26% в год.

гомашиностроении, например, износ машин и оборудования достигает 75%, а износ испытательного и стендового оборудования — 90–100%. Более половины станочного парка эксплуатируется свыше 15–20 лет и находится на грани физического износа.

Еще хуже положение с качеством российского станочного парка. Ведь большинство его моделей разработано в 70–80-х годах прошлого столетия. Если в развитых странах удельный вес станков с числовым программным управлением приближается к 50%, а в производстве пресс-форм, штампов и литейных форм достигает 85, то у нас он не превышает 5%. А создается в России таких станков на порядок меньше, чем в Китае и на два прядка меньше, чем в Германии. Что же касается высокотехнологичных автоматических или полуавтоматических линий для машиностроительных предприятий, то их у нас делают теперь не более 1–2 в год.

Дошло до того, что даже некоторое военное снаряжение Россия стала закупать за границей, поскольку отечественная технологическая база оборонной промышленности сильно отстала. Такого раньше не было.

Не удивительно, что зависимость России от импорта станков достигла 87%, это серьезно затрудняет саморазвитие отрасли. Только 6% общих затрат отечественных

Обрабатывающая промышленность восстанавливается быстрее добывающей.

компаний идут на проведение исследовательских работ, тогда как в Евросоюзе этот показатель составляет от 25 до 65%, в США — около 70, в Японии — 75%.

Не удивительно, что для таких производств, как станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство строительно-дорожной техники, где наиболее ощутима конкуренция импортного оборудования, характерны низкая инвестиционная активность, высокий износ основных фондов, отсталые технологии.

Производственная кооперация с нерезидентами

Нельзя сказать, что в верхах не осознавали опасности отраслевого перекоса российской экономики. Еще в 2003 году Минэкономразвития РФ предложило модель ее диверсификации, которая была использована при разработке Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года. Согласно документу, для выхода на уровень развитых постиндустриальных стран, доля высокотехнологичных секторов в российском ВВП должна повыситься с нынешних 10,5 до 17–20%, а нефтегазового — сократиться с 22,1 до 11,8%. Это станет возможным, если число компаний, внедряющих инновации, вырастет в четыре раза — до 40–50% от общего числа российских структур, а экспорт продукции машиностроения увеличится в 4,6–5,6 раза.

В энергомашиностроении износ машин и оборудования достигает 75%, а испытательного и стендового оборудования — 90–100%.

Если в развитых странах удельный вес станков с числовым программным управлением приближается к 50%, то у нас он не превышает 5%.

Однако программы остаются программами, а на практике сдвиги едва проглядывают. Чтобы перейти от программ и слов к делу, президент Дмитрий Медведев в мае прошлого года учредил специальную Комиссию по модернизации российской экономики. Перед ней поставлены пять основных направлений работы: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии, связанные прежде всего с телекоммуникациями и наземной инфраструктурой; медицинские технологии, прежде всего в сфере диагностического оборудования и производства лекарств; информационные технологии, в том числе создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

«Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные, нано- и биотехнологии, — справедливо отмечает Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, — является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции».

Решение этих проблем сопряжено с огромными затратами сил и средств. В чем-то здесь может быть полезен опыт других стран формирующейся рыночной экономики. Некоторые из них (Мексика, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Китай) за последние 2–3 десятилетия нашли возможность ускорить диверсификацию своей экономики и преуспели в развитии средне- и высокотехнологичных отраслей. Даже те, у кого не было такого научно-технического задела, каким располагает российский оборонный комплекс. Включая тех, которые, подобно России, располагают богатыми природными ресурсами. Решающую роль здесь сыграла хорошо продуманная промышленная и внешнеэкономическая стратегия, в том числе нацеленная на развитие производственной кооперации с передовыми зарубежными компаниями.

У нас такой метод достаточно успешно практикуется в автомобилестроении. Заводы, собирающие в основном из импортных частей и компонентов автомобили иностранных марок, растут в России, как грибы после дождя. Представляется, что этот путь с теми или иными особенностями можно использовать во многих других отраслях отечественной промышленности.

PHOTOXPRESS

PHOTOXPRESS

Статья