Модернизация монгольского общества: социальные аспекты
Автор: Бадараев Дамдин Доржиевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Зарубежный опыт
Статья в выпуске: 2, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению особенностей модернизации социальной сферы монгольского общества. На основе данных статистики и вторичного анализа показаны изменения в системах образования, здравоохранения, культуры, религии, социальной защиты населения.
Монгольское общество, трансформация, модернизация, социальная сфера, урбанизация
Короткий адрес: https://sciup.org/170166825
IDR: 170166825
Текст научной статьи Модернизация монгольского общества: социальные аспекты
П рименительно к развивающимся странам модернизация подразумевает «усилия, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого глобаль-ного общества»1.
Для Монголии модернизация не является относительно новым явлением, поскольку ХХ столетие для нее — век непрерывной модернизации. Годы строительства социализма в Монголии при -несли много как позитивных, так и негативных изменений. В целом они идентичны процессам, происходившим в советском обществе. Учитывая позитивные заслуги этой системы, можно предположить, что именно опыт строительства социализма в Монголии явился базовым фундаментом для относительно быстрого и менее болез-ненного перехода страны на рельсы рыночной экономики в 90 -е гг., для ее выхода на широкий путь модернизации и включения в глоба лизационный процесс.
Современная Монголия — это государство с парламентской формой правления. С 1990 г., когда была принята Конституция, Монголия считается страной, стремящейся к базовым ценно стям демократии. Экономика, политика, социальная и духов -ная сферы Монголии претерпели существенные преобразования. Оригинальность ее модернизации заключалась в сохранении и воз -рождении ценностей, традиций и обычаев монгольского народа в условиях трансформации. Институты образования, здравоохра-нения, религии, культуры, социальной защиты прошли через ряд реформ переходного периода, демонстрируют процесс изменения и обновления.
Образование . До 1990 г. система образования в Монгольской Народной Республике была построена по советскому образцу, со всеми его достоинствами и недостатками. Благодаря этой системе к 1990 г. уровень грамотности среди взрослого населения МНР достиг 95%. После распада СССР образование в Монголии формируется и развивается преимущественно по законам рынка. Сегодня система высшего образования Монголии почти полностью существует за счет платного обучения. В Монголии внедрена двухуровневая Болонская система образования.
Анализ статистических данных Монголии демонстрирует увели -чение числа обучающихся всех уровней с 654,2 тыс. чел. в 2002 г. до
729,6 тыс. чел. в 2011/12 уч. году. Из них 505,4 тыс. чел. обучаются в общеобразовательных школах, 221,8 тыс. чел. являются студентами вузов и ссузов, в т.ч. 79,2 тыс. чел. обучаются в 108 частных учебных заведениях, 141,3 тыс. чел. – в 64 государ-ственных1. За последние годы реформирования наблюдается тенденция укрупнения (объединения) государственных и закрытия низкоконкурентных частных образовательных учреждений. Активизировалось международное сотрудничество в области образования. Инициативная монгольская молодежь получает высшее образование в Германии, Японии, России, Англии, США, КНР, Турции, Индии и др. Правительство России ежегодно выделяет для Монголии определенную квоту государственных стипендий. Кроме того, в г. Улан-Баторе функционируют филиалы ведущих вузов России, дающие возможность получения высшего образования и перевода в головной вуз.
Здравоохранение . После победы народной революции в Монголии (1921 г.) была начата поэтапная работа по созданию европейской системы медицинского обслуживания. За годы строительства социализма в стране была создана разветвленная сеть медицинских учреждений – амбулаторий, поликлиник, стационаров, оказывающих медицинскую помощь и лечение на бесплатной основе. Благодаря сформировавшейся системе здравоохранения были ликвидированы многие инфекционные и социальные болезни.
В годы реформ система здравоохранения претерпела существенные изменения. С 1994 г. в Монголии введена страховая медицина. Государство взяло на себя расходы по страхованию детей, пенсионеров, инвалидов, матерей, имеющих детей до 3-х лет, которые в совокупности составляют около 60% населения страны. Кроме того, в условиях конкуренции в стране появилась обширная сеть коммерческих медицинских учреждений, оказывающих услуги на платной основе. В городах и аймачных центрах из-за роста внутренней миграции населения из сельской местности ощущается нехватка медицинского оборудования, квалифицированных врачей. Уменьшается объем стационарных услуг в связи с переходом к приоритет- ному амбулаторному лечению. Остро стоит проблема медицинского обслуживания в сельской местности, поскольку там преимущественное положение сохраняет государственный сектор. К достижениям переходного периода в системе здравоохранения Монголии относятся: снижение материнской и младенческой смертности, развитие сети частных медицинских учреждений, снижение показателей по ряду инфекционных заболеваний, создание сети фондов и содействие в реформировании со стороны международных организаций – Азиатского банка развития, ВОЗ, ЮНИСЕФ и ряда стран-доноров.
Религия . Своеобразный путь модернизации прошла религиозная сфера Монголии. После Синхайской революции 1911 г. Монголия, став теократическим государством во главе с богдо-гэгэном, имела в своей основе глубинные традиции буддизма и феодальные устои. Это негативно сказывалось на демографической ситуации, т.к. каждый четвертый монгол мужского пола был священнослужителем буддийского монастыря, где существовал принцип безбрачия.
В первые годы советской власти значительная часть монастырей была ликвидирована, ламы подвергнуты гонениям и репрессиям. Однако власти страны все же сохранили традиционную религиозную систему; на протяжении социалистического периода функционировали буддийские монастыри и храмы, хотя и немногочисленные.
В современной религиозной сфере демократической Монголии представлены мировые религии в совокупности с шаманизмом, религиозными сектами, движениями и течениями, при этом деятельность некоторых из них основана на принципах рыночной конкуренции. Инициативные граждане, став сторонниками какой-либо религии, имеют возможность бесплатно обучиться иностранным языкам, оформить турне по святым местам, получить материальную помощь, кров, одежду и питание.
Культура. Монголия имеет богатейшую историю и традицию уникальной культуры, которая пропитана духом тысячелетнего кочевого образа жизни в сочетании с канонами буддизма и шаманизма, с субкультурами этнических групп монголов. Традиционная культура и искусство являются брендом монгольского народа в эпоху развития туризма. Внимание мирового сообщества и государственная поли -тика направлены на сохранение своеобра-зия кочевой культуры монголов в эпоху глобализации и модернизации. «Большим достижением в духовной сфере переход -ного периода для Монголии стало возрож-дение национального духа и самосозна ния монголов, их исторической и этни-ческой самоидентичности, национальной гордости»1.
Социальная защита . До 1990 г. в Монголии действовала государственная система социального обеспечения совет ского типа. С начала 1990-х гг. в стране начала постепенно формироваться новая система, в которой основными источни ками средств, наряду с государством, стали отчисления работодателей и самих работ ников. Современная система социальной защиты населения в Монголии состоит из социального страхования и социаль ной помощи. Здесь существует 5 видов социальной помощи: социальные пенсии, социальные пособия, услуги социальной помощи и опеки, льготы и услуги пре старелым, льготы и услуги инвалидам. В развитие системы социальной помощи Монголии большой вклад вносят между народные организации, в т.ч. Европейский союз (программа ТАСИС), Азиатский банк развития, благотворительные орга низации Японии, Южной Кореи, США, Италии и других стран.
В процессе модернизации наиболее проблемными точками в социальной сфере Монголии являются: безработица (7,7%), бедность (29,8%), низкий уро -вень жизни населения (по данным 2011 г. прожиточный минимум составляет 117,8 тыс. тугриков — менее 3 тыс. руб.), эколо -гическая безопасность, социальное недо вольство и др. Для решения этих проблем необходимо принятие дополнительных мер, особенно в связи с ускорением урба низации, внутренней миграции населе ния в города, в первую очередь в столицу — г. Улан -Батор.
Интенсивные миграционные потоки в урбанизированные районы страны влекут за собой обострение социальных проблем. Улан - Батор стал 452 - м городом мира с миллионным населением, а в Азии — 182-м. Плотность населения столицы составляет 222 чел. на 1 кв. км, практиче ски каждый второй житель страны про живает в Улан-Баторе. Размер столич-ной семьи составляет в среднем 4,2 чел. Ежедневно в Улан Батор иммигрируют из аймаков и городов в среднем 78 чел., а обратно выезжают 29 чел.2 Наблюдается скопление мигрантов из сельской мест ности в пригородах столицы, в так назы ваемых юрточных микрорайонах. Данное явление влечет за собой углубление нера венства, рост бедности, безработицы, обострение социальной напряженности, рост асоциальных и девиантных форм поведения. Юрточные микрорайоны ста новятся большой проблемой при реше нии градостроительных задач. Низкий уровень инфраструктуры, слабая раз витость сети социальных учреждений (школ, поликлиник, детских садов) на таких территориях ставит в трудное поло жение руководство столицы, поскольку масштабы проблемы постоянно расши ряются. Пятая часть жителей столицы не обеспечены самым необходимым, живут в условиях ограниченного доступа к получению образования и медицинских услуг. Из за низкой платежеспособности почти 80% сельских мигрантов не обеспе-чены электроэнергией, 25,5% не имеют разрешительных документов на зани маемый ими участок земли. Кроме того, усугубляется проблема экологической безопасности перенаселенных террито рий. Загрязнение атмосферы в столице превышает допустимые нормы в 28 раз, что главным образом связано с использо ванием в юртах каменного угля, а также с увеличением количества автотран -спорта в столице. Возрастает нагрузка на почвенный покров, которая превышает нормативы в 10—16 раз3. Эти негативные проявления миграции требуют скоорди нированных действий со стороны органов государственной власти, общественных организаций, а также международных финансовых организаций, активно поддерживающих Монголию в решении проблем бедности, безработицы, социальной сферы, медицины и сельского хозяйства.
В переходное время у монголов значительно расширились возможности передвижения не только внутри страны, но и за ее пределами. США, развитые страны Европы, Юго-Восточной Азии (Корея, Япония, Китай) и другие государства предоставляют гражданам Монголии безвизовый режим для въезда в их страну, что стало основным фактором трудовой и образовательной миграции для наиболее мобильной части монгольского населения. По данным органов статистики, более 100 тыс. граждан Монголии проживают за пределами страны, а по неофициальным данным эти цифры достигают 230 тыс. чел. В числе значимых факторов проявления конкурентоспособности монгольских мигрантов на территории другого государства является высокий адаптационный потенциал монголов, выработанный тысячелетним опытом кочевого образа жизни. Кроме того, законодательные аспекты и невысокий уровень жизни большинства жителей Монголии становятся суще -ственными факторами успешной реализации их способностей к труду и получению образования в результате внешней миграции. Следовательно, миграция населения является одним из основных каналов приспособления монголов к современным процессам глобализации, модернизации и интеграции.
Таким образом, социальная сфера современной Монголии находится в процессе постоянной модернизации. В основе обновления общества лежат принципы демократии, рыночной экономики, сохранения традиций и ценностей монгольского народа. Влияние международного сообщества, открытость границ являются значимыми факторами для иностранного влияния и ускорения модернизации, все большего охвата глобализацией. Инвестиционная привлекательность монгольской экономики для иностранных инвесторов, в особенности ее минерально-сырьевого сектора, отражается на социально-экономическом развитии страны и ее столицы. Демографический прирост, ежегодный рост экономики Монголии на протяжении последних нескольких лет в пределах 14–17% дают основания предполагать, что в стране будут происходить существенные модернизационные процессы с положительными последствиями в социальной сфере.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ-МинОКН Монголии, 2012–2013, №12-23-03002а/Mon, «“Возвращение” России в Монголию: модели и сценарии».