Модернизация системы социальной защиты как фактор минимизации социальных рисков в современной России

Автор: Стенищева О.Б.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-4 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности современного этапа развития российского общества, характеризующегося расширяющимся воспроизводством социальных рисков. Обосновывается точка зрения, что модернизация системы социальной защиты является важным фактором минимизации социальных рисков, связанных с малообеспеченностью населения.

Социальный риск, социальная защита, модернизация системы социальной защиты

Короткий адрес: https://sciup.org/140108143

IDR: 140108143

Текст научной статьи Модернизация системы социальной защиты как фактор минимизации социальных рисков в современной России

Проблематика социальных рисков приобретает особую актуальность в условиях перехода к инновационной модернизации российского общества, поскольку многие из традиционных и новых рисков являются существенными ограничителями проводимых преобразований.

Большинство исследователей рассматривают проблемы социальных рисков в дискурсе концепции «общества риска», представляющего собой новую социальную реальность, характеризующуюся динамической сложностью и противоречивостью, наличием тенденций самоорганизации, нелинейности и альтернативности развития [4, с. 3]. Акцентируется внимание на том, что современные риски находятся в состоянии постоянно расширяющегося воспроизводства. Наиболее значимыми социальными рисками признаются: возникновение и закрепление новых тенденций в области нищеты [1, с. 10], социальная апатия, фрустрация (основное проявление    которой – агрессивность    и демонстративная неподконтрольность), рост ксенофобий и этнофобий, «макдональдизация» сознания (ориентация на бездумное и беспредельное потребительство), архаизация социальной практики (возвращение к ушедшим в прошлое формам жизнедеятельности), отчуждение малоимущих от общественной жизни [9, с. 5], депрофессионализация, кризис семьи, ухудшение состояния социального здоровья общества и т.п.

Опасность рисковых ситуаций исследователи видят в том, что они разрывают преемственность в организации институциональной системы, социальных и культурных традиций, дезориентируют, дезинтегрируют людей, порождают фрагментарность, вызывают у современного человека ряд противоречивых     психо-эмоциональных     состояний,     определяя трансформацию его ценностной системы и стратегии поведения [6, с. 86].

С точки зрения достижения целей и задач инновационного развития особую опасность приобретают риски чрезмерной финансовой и имущественной дифференциации, бедности значительной части населения.

В контексте концепции человеческого развития бедность рассматривается как многогранное, многомерное явление, имеющие негативные последствия. Среди наиболее значимых социальных последствий низкого уровнями благосостояния в современной России отечественные исследователи выделяют следующие:

  • -    негативные демографические процессы (снижение уровня рождаемости);

  • -    неблагоприятное социально-психологическое состояние российского общества (социальная напряженность, социальная апатия), являющееся существенным фактором алкоголизации и наркотизации населения страны;

  • -    неблагоприятное изменение социальной структуры общества, в том числе, маргинализация населения;

  • -    расширение базы потенциальных преступников и рост числа совершаемых преступлений;

  • -    концентрация бедности в отдельных слоях российского общества и территориях [2, с. 5];

  • -    увеличение доли экономически неактивного населения трудоспособного возраста, межпоколенное воспроизводство бедности [8];

  • -    формирование особой субкультуры бедности, характеризующейся особым образом жизни ее носителей [7, с. 114].

С точки зрения перспектив инновационной модернизации наиболее значимыми являются проблемы, связанные с формированием социального капитала российского общества. Высокий уровень человеческого капитала (знаний, умений, образования, квалификации) значительного числа малообеспеченных, считает И.С. Сазонов, не приводит к увеличению социального капитала российского общества [7, с. 114].

Вместе с тем, именно наращивание социального капитала - капитала «общественной кооперации и солидарности, взаимного доверия, базирующийся на взаимосвязях и взаимодействии индивидов в социуме, на «комбинации общественной деятельности» - создает благоприятную общественную среду для инновационного развития, формирует инновационную культуру [1, с. 32].

Стоить солидаризироваться с мнением Е. Головня, что содержание современных социальных рисков, степень их вероятности и возможные негативные последствия должны определять масштабы и векторы развития системы социальной защиты. Особую роль при этом приобретает поиск инновационных подходов к организации и управлению системой социальной защиты, реализация которых позволит, с одной стороны, повысить социальную защищенность нетрудоспособных слоев населения, с другой, создать условия для роста человеческого капитала, расширения численности и поддержки тех социальных групп, которые заинтересованы в инновационном развитии и потенциально могут являться его активными участниками [10].

Анализ нормативных правовых документов, определяющих вектор государственной политики в сфере социальной защиты и направления ее практической реализации, позволяет сделать вывод, что в современных условиях усилия российского государства направлены на выработку и реализацию стратегий противодействия новым рискам для наиболее уязвимых категорий населения - детей (риски безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, и распространения насилия по отношению к детям), граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми. Новые подходы к решению наиболее актуальных социальных проблем данных категорий населения нашли отражение в ряде документов стратегического и концептуального характера. Принципиально важными документами в этом отношении являются Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегия долгосрочного развития пенсионной реформы в Российской Федерации, проект Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

В этих и других документах декларируемым приоритетом современной государственной политики в сфере социальной защиты становится профилактика различных форм социального неблагополучия и реализация курса на формирование и развитие потенциала самоорганизации индивида/семьи, навыков успешного самостоятельного преодоления кризисных ситуаций.

В соответствии с заявленными приоритетами модернизация системы социальной защиты населения в современных условиях предполагает:

  • -    изменение подходов государственных органов к оказанию социальной помощи населению, предусматривающих отказ от простого финансирования социальных льгот и субсидий, развивающих социальное иждивенчество;

  • -    расширение практики внедрения национальных программ, направленных на стимулирование занятости и самозанятости, развитие личной инициативы, обеспечивающих получение населением доходов и удовлетворение потребностей;

  • -    построение системы объективной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты;

  • -    совершенствование механизмов взаимодействия государственных структур и социально ориентированных некоммерческих организаций, обладающих значительным инновационным потенциалом и возможностями

с точки зрения влияния на формирование и развитие человеческого капитала как главного элемента в системе инновационной модернизации.

Статья научная