Модификация структуры занятости в контексте неоиндустриального развития цифровой экономики
Автор: Гасанов Э.А., Красота Т.Г., Гасанова Н.В., Гасанова С.Э., Горбовский А.А.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Современная экономическая теория
Статья в выпуске: 3, 2023 года.
Бесплатный доступ
В условиях цифрового взаимодействия отраслей и поиска новых комбинаций ресурсов при доминирующей роли новой информации обеспечивается неоиндустриальное развитие. На этой основе обеспечивается существенная минимизация используемых ограниченных экономических ресурсов, создаются основы хозяйственной, экологической безопасности и качества потребления общества. Цифровизация отражает признание того обстоятельства, что цифровые технологии непосредственно определяет параметры неоиндустриального развития, создавая основу для технологических инноваций, квалифицированной рабочей силы и занятости.
Цифровая экономика, неоиндустриальное развитие, занятость, население, рабочая сила, квалификация, профессия
Короткий адрес: https://sciup.org/143180477
IDR: 143180477 | DOI: 10.38161/2618-9526-2023-3-31-37
Текст научной статьи Модификация структуры занятости в контексте неоиндустриального развития цифровой экономики
Функциональная роль цифровизации заключается в развитии вещественного и невещественного базиса, внедрении цифровых технологий и новых форм деятельности во все отрасли, а также в интеллектуализации всех сфер экономики. В новой технико-экономической ситуации, происходит приумножение возможностей интеллектуальной деятельности человека путем передачи целого ряда вычислительных и контрольных функций цифровым технологиям и устройствам. По мере цифровизации производства квалификация всех работников приближается к инженерному уровню. Это позволяет работать со всей системой рабочих, энергетических, транспортных и информационных машин. С созданием Интернет и цифровых технологий возможности работника в использовании знаний при принятии решений имеют тенденцию стремиться к своему абсолютному уровню – уровню знаний, достигнутых ведущими странами на данном этапе развития. При этом изменяется рынок труда на всех уровнях [1]. В новых технологических условиях формируется информационная модель разделения труда, при которой НИОКР, наукоемкие услуги и наукоемкое производство сосредотачиваются в секторе высоких технологий, а материальное производство низкого и среднего уровня в менее наукоемкие секторы экономики. Современное общество, по мнению М. Кастельса, стало «специфической формой социальной организации, в которой сбор, обработка и распространение информации являются фундаментальной основой производительности и власти вследствие новых технологических условий, возникающих в этот период» [2, p. 21].
В рамках неоиндустриального технологического базиса формируется уникальное производительное единство: работник - цифровая технология - средства труда. Это триединство есть интеграция интеллекта и его виртуального проявления в компьютерных технологиях, сетях, технологических системах производства. Человек в этом триединстве выполняет системообразующую функцию. Однако функции непосредственного управления орудиями труда переходят к цифровым технологии [3]. При этом за работником все чаще остаются функции общего контроля и принятия стратегических решений. Цифровая технология «нервный узел» и основа систем машин, технологий, их взаимодействия, взаимосвязи в функциональном обслуживании всех отраслей и секторов экономики [4]. Она в то же время выступает средством освоения интеллектуального потенциала человеческого капитала в производстве.
В цифровой экономике человеческий капитал развивается и меняется содержание труда [5]. Становление неоиндустриального технологического базиса отмечено не только набором цифровых средств, но и более совершенных средств, приближающихся к образу действий человека как мыслящего субъекта, и отображающих, как бы воспроизводящих эти действия. Они повышают восприимчивость производства к инновациям и, главное, формируют основу передачи новой информации и технологий.
Экспансия неоиндустриального технологического базиса становятся многоплановой, формируя единство технологических, организационных и социальных элементов экономики, в процессе которых вырисовываются контуры неоиндустриального способа производства. В процессе формирования и развития указанного способа производства изменяются формы технико-экономических отношений, прежде всего, появляются цифровые формы соединения факторов процесса производства. По нашему мнению, формирующего способ производства расширяет рамки «субъект -субъектные взаимодействия», масштабирует и глобализирует.
В рамках неоиндустриального технологического базиса осуществляется автоматизация функций интеллектуального труда в макроэкономическом масштабе. Человеческий интеллект, в частности все, что связано с технологией мышления и познания, находят цифровой технологический базис. Посредством этого базиса массив формализуемых логических функций непрерывно расширяется, креативные резервы
интеллекта
высвобождаются для
выполнения
преимущественно интеллектуальной работы в процессе производства. Появление интеллектуальных технологий существенно изменяет структуру всей когнитивной деятельности человека.
Цифровая экономика, динамично функционирующая в благоприятной среде, новаторской в научно-техническом отношении, ориентированная на качество, все в большей степени зависит от новой информации. Постоянное технологическое обновление и возрастание роли информации находит отражение в глубокой модификации структуры занятого населения в экономике.
Динамика структуры занятого населения в развитых странах определяется рамками траектории, ориентированной на неоиндустриальное развитие цифровой экономики. Долговременные факторы неоиндустриального развития подвергают перманентному изменению структуру занятости и безработицы в цифровой экономике [6] .
Различия между категориями работников по квалификации основывается в градациях их подготовки - теоретической и специальной (которая дается специализированным образованием и опытом работы). Следовательно, различия в квалификации имеют, прежде всего, информационное содержание.
Перманентные изменения структуры и технологического базиса цифровой экономики определяют условия нарушения прежней устойчивости занятости и возможность перехода в новое состояние, сопровождаемое динамическими изменениями [7]. Следовательно, для неоиндустриального типа занятости характерна неустойчивость, сопровождаемая динамическими структурными изменениями в цифровой экономике [8].
Современный рынок труда, подчиняясь логике неоиндустриального развития цифровой экономики, существенно изменился. Формируется и развивается новый интеллектуальный рынок труда. В составе рынка интеллектуального труда образовались две обособленные группы [9]:
-
1) техносциентариат;
-
2) гуманитариат.
Техносциентариат в свою очередь подразделяется на две подгруппы:
-
а) производители вещественного высокотехнологичного интеллектуального продукта: ученые-теоретики, конструкторы, инженерно-технические специалисты, инженеры-исследователи, технологи, управляющие, высококвалифицированные рабочие и другие, в деятельности которых доминирует интеллектуальный труд;
-
б) производители невещественного информационного продукта, обеспечивающего
функционирование производственных систем и социальной инфраструктуры. Уже объем производства невещественного продукта превышает по стоимости объем производства вещественного.
В трудовой деятельности обеих подгрупп в качестве ведущей производительной силы выступает наука, научное знание, высокое индивидуальное развитие работника. Эти группы сосредоточены в информационном и индустриальном секторах экономики.
Гуманитариат – все те, кто обеспечивает производство и воспроизводство самого человека как субъекта интеллектуального труда и активной социальной жизни, межличностного общения индивидов. Это воспитатели, учителя, преподаватели вузов, деятели литературы и искусства, производители услуг в сфере развивающегося досуга, врачи и многие другие. На практике именно через их труд осуществляются главные инвестиции в человека, в его индивидуальное развитие, поэтому они являются в прямом смысле слова производительными работниками и в основном трудятся в сервисной сфере. В целом же, в условиях цифровой экономики происходит интенсивная структурная трансформация и поляризация рынка труда [10].
Характерной чертой последнего десятилетия в экономике развитых стран является активное использование глобальной информационной инфраструктуры. На ее базе появляются новые виды деятельности, способные стать средством быстрой и эффективной адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка в цифровой экономике. За это время основные экономические виды деятельности были освоены Интернетом и появились интернет-бизнес, интернет-коммерция, интернет-банкинг, интернет-аукционы , интернет-тендеры, интернет-инвестирование и т.д.
Международные организации и национальные правительства стимулируют перенос традиционных видов деятельности в Интернет. Развитие глобальной информационной инфраструктуры создает принципиально новые многофункциональные рабочие места, позволяющие приравнивать отдельных работников к организации как единому целому. Появляются новые формы труда (ограниченная занятость, большая самостоятельность). В условиях неоиндустриального развития цифровой экономики современный рынок труда модифицируется [11]. В рамках цифровизации экономики модифицируется структура занятости, основы профессионально-квалификационных требований, изменяются принципы занятости и безработицы. В целом наблюдается изменение тенденций развития на рынке труда [12]. При этом происходит качественное изменение человеческого капитала в цифровой экономике. Работник становится предпринимателем с использованием собственной рабочей силы и гибким рабочим временем. Место работы и жизни часто снова совпадают, границы между временем труда и досугом исчезают.
Глобальная информационная инфраструктура положила начало еще одному важному направлению В развитии цифровой экономики – все более широкому распространению практики работы на дому и созданию так называемых домашних офисов, или домаш них контор. Увеличивается количество надомных рабочих («telecommuters»), связывающихся со своими организациями посредством национальной информационной инфраструктуры. При этом создаются условия для работы в иностранных фирмах («виртуальная миграция»), не переезжая из собственной страны, Несмотря на объективно менее благоприятные условия для такого рода деятельности в нашей стране, отечественные специалисты стали заметными игроками на этом рынке. Быстрыми темпами расширяется дистанционная занятость [13].
Развитие глобальной информационной инфраструктуры в России в последнее десятилетие оказало глубокое воздействие на формирование новых форм экономической деятельности. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определяет подготовку специалистов в этой сфере:
-
- количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тыс. человек в год;
-
- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования,
обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год [14, с. 17].
В новых условиях активно создается доминирующие фундаментальные платформенные типы занятости в Российской Федерации [15]. Национальная информационная инфраструктура обладает большими социальными возможностями. Она позволяет расширить участие в экономической жизни, прежде всего, лиц с физическими недостатками и ограничениями по здоровью, которые отныне могут полноценно трудиться, благодаря всемирной сети. Следовательно, национальная информационная инфраструктура позволяет максимально уравнять на рынке труда стартовые возможности для людей различной физической конституции. Посредством этой инфраструктуры субъекты хозяйства приходят к согласованному, коллективному поведению. Вследствие этого в цифровой экономике возникают корпоративные процессы и спонтанно формируются новый порядок и равновесие. При этом изменяются хозяйствующие субъекты, переставшие ощущать действие рыночных сил как «невидимой руки».
В цифровой экономике рынок становится открытой системой, в которой происходит непрерывное взаимодействие между производителями и продавцами, с одной стороны, и потребителями и покупателями – с другой. Потребитель с его уникальными потребностями предстает в роли той креативной, созидательной силы, которая всецело определяет структуру производимых товаров и услуг. В новых условиях производство оказывается подчиненным удовлетворению потребностей общества. Все субъекты экономической и социальной деятельности посредством сетей получают доступную и симметричную информацию для решения различных проблем.
Развитие глобальной информационной структуры вносит новые моменты в организацию и ведение производственной деятельности, налаживание внутренних хозяйственных и внешнеэкономических связей. Уже действует новый принцип взаимодействия факторов производства, базирующийся на системе положительной обратной связи, уменьшающей значения пространства и времени. В экономике предприниматель приобрел возможность оперативно учитывать конъюнктурные изменения спроса на товары и услуги, внося корректировку в производственный план.
Информационные системы и прогнозирование дают возможность рассчитывать и учитывать размеры и структуру производства и рынка. Анализ доступной информации и прогноз на этой основе будущих кризисов позволяет оперативно принять меры. Уникальные возможности, появившиеся благодаря цифровым технологиям и принципу положительной обратной связи, служат основой для создания «производства без склада», получившего развитие в последнее десятилетие в развитых странах. Глобальная информационная инфраструктура способствует снижению затрат производства, ускорению введения товаров в закупочный цикл и сокращению времени поступления их на рынок.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть негативные тенденции развития глобальной информационной инфраструктуры:
-
1) излишнее влияние на людей экспоненциально растущей информации;
-
2) незаконное вмешательство в частную жизнь людей и организаций с помощью глобальной информационной инфраструктуры («хакерство»);
-
3) доступность нежелательной и опасной информации.
Общий вывод, к которому мы приходим, заключается в том, что глобальная информационная инфраструктура стала составным и необходимым элементом всей социальной и экономической инфраструктуры общества. Развитие цифровых платформ и коммуникаций достигло той грани, когда она сможет помочь хозяйственным субъектам и индивидам действовать на координатах глобальной экономики, опираясь на принцип положительной обратной связи. С точки зрения экономической теории цифровые платформы являются полифункциональными рынками. Они объединяют различных видов участников при помощи цифровых технологий и обеспечивают эффективность взаимодействия всех участников.
Список литературы Модификация структуры занятости в контексте неоиндустриального развития цифровой экономики
- Свистунов В.М. Влияние глобальной цифровизации на структуру мирового и национального рынков труда / В.М. Свистунов, В.В. Лобачев // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2023. – 1 (12). – 81-86.
- Castells M. The Information Age Economy, Society end Culture / M. Castells // The Rise of the Network. – Blackwell, 1996. – Vol. I. – 594 p.
- Вуколов В.Л. Цифровая экономика и рынок труда, цифровые технологии и трудовые отношения: взаимовлияние, особенности и тенденции развития / В.Л. Вуколов // Социально-трудовые отношения. -2023. - № 1 (50). – С.24-39.
- Гасанов Э.А. Устойчивое инновационное развитие цифровой экономики в контексте четвертой промышленной революции / Э.А. Гасанов, А.В. Куликов. – Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2022. – 134 с.
- Шестакова И.Г. Человеческий капитал в цифровую эпоху / И.Г. Шестакова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2018. – № 1. – 56-63.
- Сизова И.Л. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда / И.Л. Сизова // Вестник СПбУ. Социология. -2017. –Т.10. – Вып. 4. – С.376-396.
- Шатило Ю.Е. Занятость и безработица в условиях цифровой экономики / Ю.Е. Шатило, Е.С. Копкова // Теория. Практика. Инновации. – 2017. – № 10. – С. 66-77.
- Кузнецов Н.В. Изменение структуры занятости и профессионально-квалификационных требований в эпоху цифровизации экономики / Н.В. Кузнецов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27992 (дата обращения: 21.09. 2023)
- Гасанов Э.А. Факторы и закономерности становления информационного типа экономического роста / Э.А. Гасанов. – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. – 194 с.
- Васина В.Н. Исследование структурной трансформации и поляризации российского рынка труда в условиях цифровой экономики / В.Н. Васина, Н.Р. Кельчевская // Экономика труда. – 2023. – Том 10. № 1. С. 47-70.
- Борисова Е.С. Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики / Е.С. Борисова, А.В. Комаров // Наука. Общество. Оборона. – 2019. – № 3 (20). С. 1-7.
- Харковска Е. Изменение тенденций на рынке труда в условиях цифровой экономики / Е. Харковска // Молодой ученый. – 2019. - № 52 (190). – 420-424.
- Камарова Т.А. Дистанционная занятость: достоинства, недостатки и масштабы развития / Т.А. Камарова // Глобальный научный потенциал. – 2018. - № 5 (86). – С. 83-85.
- Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждено Распоряжением Правительства РФ от 28.06. 2017 г. № 1632-р. URL: http://www.garant.ru
- Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия [Электронный ресурс]: аналитический доклад / О.В. Синявская, С.С. Бирюкова, Е.С. Горват, Д.Е. Карева, Д.А. Стужук, К.О. Чертенков; НИУ «ВШЭ». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – Электрон. Текст дан (0,635 Мб).