Молодежь в обновлении органов законодательной власти: тенденции и перспективы
Автор: Пастухова Лариса Сергеевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы и практики
Статья в выпуске: 8, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется тенденция к увеличению представительства молодежи в органах законодательной власти. Автор считает необходимым создание системы обучения молодых представителей депутатского корпуса.
Молодежь, законодательная власть, депутаты, выборы
Короткий адрес: https://sciup.org/170165966
IDR: 170165966
Текст научной статьи Молодежь в обновлении органов законодательной власти: тенденции и перспективы
В последние годы все более заметна тенденция к омоложению законодательной власти: активное присутствие и в избирательных списках, и в составе кандидатов-одномандатников, а также среди избранных депутатов молодых людей в возрасте до 30–35 лет. Необходимо также отметить и заинтересованность политических партий в изучении данного вопроса: процесс формирования Государственной Думы Российской Федерации, региональных и местных органов власти по партийным спискам частично или полностью ставит перед партиями вопросы, связанные с отбором эффективных кандидатов в депутаты, предъявлением особых требований к работе уже избранного депутатского корпуса.
Законодательная (представительная) власть выполняет важные функции в общей системе разделения властей, требующие компетентной кадровой составляющей. Решение вопросов компетентности депутатов разного уровня возможно с учетом понимания их деятельности. Проанализируем ее на примере депутатов регионального уровня, разделив ее четыре базовые составляющие.
В форме запроса депутат может получить необходимую информацию о работе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (осуществлять контроль за исполнением бюджета, целевых программ и др.), просить конкретных официальных лиц дать разъяснения по тем или иным вопросам и др.
Депутатские слушания акцентируют внимание на актуальных проблемах в социальной сфере, экономике региона, привлекая к ним внимание руководителей органов государственной власти, общественности, СМИ, способствуя формированию конкретных механизмов их решения; проводятся они, как правило, на пике обсуждения профильного нормативного правового акта.
Отметим также, что депутатская деятельность в большинстве своем на региональном и местном уровне – это дополнительная занятость, совмещаемая с основным местом работы или учебы. Депутатские полномочия делегируются выборным путем избирателями и, как правило, осуществляются параллельно с основной занятостью, что накладывает свой отпечаток на характер депутатской деятельности и требует специфики личных и профессиональных качеств.
Так, например, вопросы освоения специальной компетентности для осуществления депутатской деятельности могут встать и после избрания (детальное изучение законотворческого процесса, аспектов взаимоотношений разных ветвей власти, юридической техники, межбюджетных отношений и др.). Некоторые же составляющие социальной, личностной, индивидуальной компетентностей можно рассматривать как необходимые требования к человеку, стремящемуся заниматься депутатской деятельностью. Так, в этой части в рамках социальной компетентности можно отметить следующие компетенции: способность к совместной деятельности и командной работе (в рамках как собственно представительного органа, так и фракции); готовность выступать поставщиком услуг для населения, выполнять функции служения населению (сотрудничество и коммуникация с различными социальными группами, лидерами общественного мнения, средствами массовой информации, понимание и готовность представлять интересы конкретной группы в представительном органе). В рамках личностной и индивидуальной компетентностей: готовность к личностному развитию, освоению нового, способность к индивидуальному самосохранению, умение рационально организовать свою профессиональную и общественнополитическую занятость. Последнее имеет особую важность для молодых депутатов, у которых вопросы профессионального, общественно-политического, личностного становления актуализированы в силу возрастных особенностей в одном временном промежутке.
По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2009 г. численность молодых депутатов представительных органов местного самоуправления до 30 лет составляет 10 180 чел.1 Анализ качественного состава выдвинутых политическими партиями списков, а также выдвинутых одномандатников на региональных и местных выборах 2010 и 2011 гг. подтверждает факт присутствия молодежи и достаточно активного участия молодых граждан в формировании законодательной (представительной) власти. Так, на региональных мартовских выборах 2010 г. в списках практически всех парламентских партий в Республике Алтай, Хабаровском крае, Воронежской, Калужской, Курганской, Рязанской, Свердловской обл., ЯмалоНенецком автономном округе присутствовали молодые люди в возрасте до 30 лет. Молодежь данной возрастной группы была выдвинута и такими партиями, как «Патриоты России» (ЯНАО, Калужская, Рязанская обл.), «Яблоко» (Рязанская обл.), «Правое дело» (Воронежская, Рязанская обл.). Весенние региональ- ные выборы 2011 г. продемонстрировали закрепление данной тенденции.
Курс на включение в избирательные списки молодежи был задан еще во время федеральной избирательной кампании 2007 г., когда партия «Единая России» официально обозначила 20-процентную молодежную квоту. Необходимо отметить, чтоосновными«поставщиками»молодежи для заполнения квоты стали лидеры региональных молодежных штабов «Молодой гвардии» и организации «Наши», а также представители молодежных парламентских структур разного уровня. Наряду с тенденцией квотирования мест для молодежи в проходных и непроходных местах, политические партии начинают развивать и механизмы содержательной конкуренции между потенциальными кандидатами. Так, введенные партией «Единая Россия» праймериз по отбору кандидатов в депутаты на выборах всех уровней, начиная от местного и заканчивая федеральным, ставит молодых кандидатов в конкурентное положение по отношению к другим возрастным группам, что в целях формирования эффективных кандидатов в депутаты, а в дальнейшем – собственно депутатского корпуса является оправданным.
Отметим, что в качестве кандидатов в депутаты региональных органов законодательной власти, а также представительных органов местного самоуправления столичных центров субъектов Российской Федерации в мартовскую избирательную кампанию 2010 г. приняли участие 471 чел. в возрасте до 30 лет и 297 чел. в возрасте от 30 до 35 лет.
Молодежь, участвующая в формировании законодательных (представительных) органов власти, по итогам проведенного анализа характеризуется наличием хорошего образования. В частности, 69,2% молодых кандидатов имели высшее образование, а еще 13,2% – среднее специальное. О компетентности молодых кандидатов говорит тот факт, что 82% из них уже начали свою профессиональную деятельность; 13,8 % до момента своего выдвижения прошли практику работы в органах государственной власти или местного самоуправления, официально являлись помощниками депутатов разного уровня.
Итоги избирательных кампаний 2010, 2011 гг., проходивших в регионах Российской Федерации, позволяют сделать следующие выводы.
-
• Политические партии заинтересованы во включении молодежи в избирательные списки на местном и региональном уровне. Интерес определяется как фиксацией молодежной квоты и работой с молодежным электоратом, так и поиском среди молодых людей кандидатов в депутаты для их партийного продвижения на конкурентной основе.
-
• Молодежь, участвующая в формировании законодательных (представительных) органов власти, характеризуется наличием хорошего образования, включенностью в профессиональную деятельность, зачастую имеет практику работы в органах государственной власти или местного самоуправления, в общественных или политических структурах, в т.ч. в молодежных объединениях. Одновременно с этим наблюдается необходимость как получения молодыми депутатами дополнительных специальных знаний, так и освоения практических навыков депутатской работы. За последние годы стал формироваться класс молодых общественных деятелей, для которых общественно-политическая работа стала играть роль профессиональной деятельности. Как правило, это – молодые люди, прошедшие путь «молодежная организация – политическая партия – депутатская деятельность», не закрепившиеся в профессии по базовому образованию.
-
• Существует объективный диссонанс между политической деятельностью молодого человека, его профессиональным становлением и личной реализацией (создание семьи, рождение детей), поскольку все эти жизненные задачи востребованы в один и тот же промежуток времени.
-
• В ситуации констатации кадровой динамичности законодательной (представительной) власти можно говорить о возможности подготовки кадров для ее обновления, создания системы обучения депутатского корпуса для повышения компетентности депутатов разного уровня.