Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи
Автор: Пастухова Лариса Сергеевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы и практики
Статья в выпуске: 2, 2010 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу молодежного парламентаризма как фактора развития гражданского общества. Автор показывает деятельность различных форм молодежных парламентов в европейских странах и рассматривает перспективы их функционирования в России.
Молодежь, парламентаризм, парламент, институт, гражданское общество
Короткий адрес: https://sciup.org/170165233
IDR: 170165233
Текст научной статьи Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи
Ф ормулируя стратегию долгосрочного развития нашей страны, Д. Медведев в послании Федеральному Собранию (2009 г.) призывал: «Вместо прошлой построим настоящую Р-оссию – современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда»1. Выполнение этой амбициозной задачи, безусловно, требует активного участия молодежи. Причем участия не просто в качестве «пушечного мяса», как не раз бывало в истории, а в качестве активных граждан. Между тем, гражданская активность российской молодежи в настоящее никак нельзя назвать высокой. Это относится практически ко всем сферам жизни, но особенно к политической.
В постсоветский период был предпринят ряд попыток создать структуры широкого молодежного движения. Обычно это были организации под патронажем политических партий. Создание подобных организаций – естественное явление. Однако осуществление политической социализации молодежи требует формирования молодежных структур гражданского общества и на непартийной основе. В качестве таких структур могут выступать молодежные парламенты.
ПАСТУХОВА Лариса
Сергеевна – к.полит.н., председатель ООО «Молодежные социальноэкономические
Молодежные парламенты не являются российским изобретением. В мировой практике зачатки молодежного парламентаризма появились в начале ^^ в. в США-. Международный опыт развития молодежного парламентаризма условно можно разделить на два периода: до 1992 г. (год принятия на европейском уровне хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, рекомендующей странам Совета Е-вропы развивать институты молодежного участия, в частности молодежного парламентаризма, на своей территории) и после. Для первого периода характерно точечное развитие молодежного парламентаризма в различных странах мира и работа международного органа – Молодежной международной палаты. Для второго периода – интенсивное развитие молодежных парламентских структур как на федеральном, так и на региональном уровнях во многих странах мира, создание молодежного Е-вропарламента, интенсивное развитие межгосударственных связей между молодежными парламентскими структурами, всплеск молодежного парламентаризма в странах так называемого транзитного типа, основанный на переходе к процессу демократизации.
Е-вропейский молодежный парламент как образовательный проект был создан в 1987 г. Молодежным фондом Фонтенбло (Оксфорд, Великобритания). Е-жегодно проводятся три ежегодные международные сессии по 9 дней каждая с участием в них 250–300 студентов из 30 государств. Не менее четырех стран имеют статус наблюдателей. Парламент открыт для участия всех, обучающихся в Е-вропейском сообществе. Официальные российские делегации участвуют в работе Е-вропейского молодежного парламента с 2002 г.
Е-вропейский молодежный парламент представляет собой конференцию, на которой молодые люди имеют возможность свободно выражать свои мысли без какой-либо политической подоплеки, способствуя таким образом развитию независимого мышления и личной инициативы. В этом отношении данная структура на международном уровне создает условия для общения между молодежными гражданскими лидерами европейским стран, в дальнейшем давая им возможность в своих организациях и странах активизировать рост гражданских инициатив и развитие гражданского общества.
По состоянию на 2007 г. молодежные парламентские структуры созданы в большинстве стран Е-вропы. Основная их цель – представление интересов и защита прав молодого поколения на национальном уровне. Е-жегодно проводятся форумы и конгрессы, посвященные актуальным проблемам общественной жизни, участию в ней молодого поколения. Е-вропейской комиссией поддерживается специальный интернет-портал, который содержит информацию о государственных программах по вопросам молодежной политики, данные о молодежных ассоциациях и участии молодежи в политике, об образовании и возможности трудоустройства в странах Е-С1. Основной целью подобных медиаресурсов являются построение диалога и привлечение молодых граждан Е-вропы к активному участию в политической, социально-экономической жизни сообщества.
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что партнерство государственных органов и молодежи вошло в практику государственной молодежной политики во многих странах Западной Е-вропы. Вместе с тем в странах с развитой демократией
(например, таких, как Германия) молодежные парламенты не стали серьезными структурами, которые могли бы реально представлять интересы молодежи. В большинстве своем, созданные при органах государственной власти, они приобрели форму клубов, где политически активные молодые люди учатся парламентской культуре, основам политической деятельности, где молодежь обсуждает актуальные вопросы общества с представителями государственной власти и местного самоуправления. Это говорит о том, что подобные молодежным парламентам молодежные школы жизни могут, в первую очередь, подготовить молодых людей к процессу вхождения во взрослую политическую жизнь, выступить механизмом политической адаптации для молодого человека. Одновременно с этим наиболее важной задачей представляется включение молодежи в реальные органы власти: представительные, исполнительные, где от голоса молодого человека будет зависеть принятое решение.
А-нализ развития молодежного парламента в конце ХХ в. позволяет утверждать, что на европейском пространстве процесс развития молодежного парламентаризма стимулировала Е-вропейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований. Данный документ был разработан и одобрен Конгрессом местных и региональных властей Совета Е-вропы в 1992 г. В 2003 г. Хартия была пересмотрена и значительно дополнена2. С этого момента она получила большую поддержку во всей Е-вропе как инструмент для увеличения участия молодежи в жизни гражданского общества.
Один из главных принципов хартии состоит в том, что все области политики должны иметь молодежную часть. Этот принцип касается образования и доступа к культуре, а также здоровья, работы, равноправия мужчин и женщин, проблем окружающей среды. В хартии перечисляются средства, способствующие участию молодежи в политике с помощью информационной технологии и связи, а также участию молодежи в неправительственных организациях и политических пар- тиях. Последняя глава хартии посвящена организационному участию в местных и региональных делах. Подчеркивается необходимость наличия «постоянных представительных структур, таких как молодежные советы, молодежные парламенты или молодежный форум. Подобные структуры могут выполнять следующие функции: предоставить возможность молодым людям делать предложения местным и региональным властям и также предоставить возможность властям советоваться с молодежью по специальным вопросам»1. А-вторы хартии не акцентировали внимание на различиях между молодежным советом, молодежным парламентом, молодежным форумом, назвав их механизмами, позволяющими обеспечить участие молодежи в принятии касающихся их решений. Терминологические аспекты молодежного парламентаризма также нивелировались: мы называем молодежной парламентской структурой и молодежную думу, и молодежный совет, и молодежную ассамблею, смещая акценты в анализе не на название, а на содержание формы организации деятельности.
Молодежный парламентаризм не является прямым производным от парламентаризма в целом. В Р-оссии наиболее полное определение молодежного парламентаризма было дано после I Всероссийского семинара-совещания «Р-азвитие молодежного парламентаризма в Р-оссийской Федерации» и закреплено в Р-екомендациях по развитию молодежного парламентаризма в Р-оссии. Данное определение вошло в оборот и в зарубежной практике молодежного парламентаризма.
Молодежный парламентаризм был определен как «система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи – молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства», а «молодежное парламентское движение – деятельность, направленная на формирование и развитие общественных консультативно-совеща- тельных структур молодежи на различных уровнях государственного и муниципального управления, направленная на привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей»2.
Вместе с тем данное определение автор рассматривает как некий идеалистический подход к явлению молодежного парламентаризма, так как на практике в части представительства молодежные парламентские структуры только начинают развиваться. И одновременно на практике молодежными парламентами часто называют не только созданную при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальную общественную консультативно-совещательную структуру молодежи, но и общественную молодежную организацию с названием «Молодежный парламент». Этот факт заставляет нас сконструировать понимание молодежного парламентаризма с учетом проанализированной зарубежной и российской практики.
В этой связи автор характеризует молодежные парламенты, как:
– школу подготовки молодежи к политическому участию в решении социальноэкономических проблем;
– возможность вовлечения потенциала молодежи в политическое, социальноэкономическое, культурное развитие территорий (разработку нормативных правовых актов, проектов и программ, затрагивающих интересы молодежи, реализацию конкретных социально-значимых инициатив и др.);
– механизм развития электоральной активности молодежи, повышения гражданской культуры молодых людей, инструмент включения молодежи в работу гражданского общества (обучение молодежи демократии, парламентской культуре, вовлечение ее в выборные процессы, организация выборов в парламент по системе выборов в законодательные органы с целью транслирования гражданских механизмов участия на подрастающее поколение и др.);
– кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления (подготовка муниципальных и государственных служащих, депутатов разного уровня, лидеров политических партий и др.) и одновременно кадровый резерв для других институтов гражданского общества (общественных объединений, политических партий и др.).
Ч-ерез данную характеристику молодежных парламентских структур можно отдельно конкретизировать особенности молодежного парламентаризма как фактора развития гражданского общества.
Во-первых, после школы молодежного парламента общество получает не только политически адаптированного субъекта, выступающего активного гражданина, но и субъекта, способного участвовать в продвижении инициатив гражданского общества в органах государственной власти. Этот факт усиливает устойчивость гражданского общества и его положение в системе координат «гражданское общество – государство».
Во-вторых, молодежные парламенты способны брать на себя функцию общественной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов в области молодежи и функцию общественного контроля за решениями органов государственной власти и должностных лиц. Это обстоятельство усиливает факт присутствия гражданского общества в социуме в целом, подкрепляет его кадровым и организационным потенциалом.
В-третьих, молодежный парламент в системе молодежной политики стоит на стороне общественной составляющей. В этом отношении, как гражданский институт, молодежный парламентаризм формирует заказ государству от молодежи по вопросам реализации государственной политики в отношении молодежи, что является примером вовлечения гражданского общества в диалог с государством.
В-четвертых, рассматривая молодежный парламентаризм как школу кадров для органов законодательной и исполнительной власти, резонно предположить, что будущие депутаты, государственные служащие, пройдя эту школу, будут более осознанно принимать решения в отношении гражданского общества и его развития и будут своего рода проводниками гражданского общества в государственной системе.
А-втор приходит к пониманию, что молодежные парламентские структуры выступают механизмом транслирования на молодежь гражданских ценностей, механизмом вовлечения молодых людей в деятельность гражданского общества. Это принципиальное положение, которое позволяет определить нишу молодежного парламентаризма как в гражданском обществе, так и в системе молодежной политики.
На основе практики зарубежных стран и Р-оссии можно выделить следующие основные типы существования молодежных парламентских структур.
-
1. Молодежные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти (например, ряд субъектов Р-оссии, Новая Зеландия, Великобритания).
-
2. Молодежные парламенты или молодежные правительства, созданные при органах исполнительной власти (например, Е-гипет, ряд субъектов Р-оссии).
-
3. Молодежный парламент – социальная программа органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений (например, Германия, А-встралия, ряд субъектов Р-оссии).
-
4. Молодежный парламент – общественная организация (например, Великобритания, Мексика, А-встралия, Перу).
А-нализ предложенной типологизации показывает, что в разных странах имеют место различные типы. Причем в ряде стран это совмещение нескольких типов. А-втор проанализировал принципы развития молодежного парламентаризма. За основу были взяты принципы Р-екомендаций по развитию молодежного парламентаризма в Р-Ф (вместе с тем они равнозначно актуальны и для других стран мира). Данные принципы соотносятся с положениями Е-вропейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне и одинаково актуальны для молодежных парламентских структур из различных стран мира. Эти принципы:
-
– приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;
– доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;
– легитимность создания, функциони-
- рования и развития различных форм молодежного парламентаризма;
– демократизм формирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов и/или конкурсов;
– формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей (от 14 до 30 лет), если иное не предусмотрено действующим законодательством Р-оссийской Федерации или нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Р-оссийской Федерации;
– социальная эффективность и ответственность.
Предполагается, что сочетание данных принципов позволяет создать условия, при которых молодежные парламентские структуры способны потенциально представлять интересы не только отдельных молодых людей, молодежных общественных объединений и иных заинтересованных организаций, но и интересы молодежи целого региона, страны в целом.
Р-азвитие молодежного парламентаризма способствует не только расширению субъектов гражданского общества, что, в свою очередь, позволяет консолидировать определенную часть молодежи, но и положительной консолидации определенных социальных групп, что приводит к снятию напряженности в обществе, снижению конфликтности. Молодежный парламентаризм становится проводником демократии, культуры гражданского общества и парламентаризма в молодежной среде.
Молодежный парламентаризм рассматривается как один из видов участия молодежи в политической жизни, претендует на роль института представительства прав и законных интересов молодых людей в органах государственной власти и местного самоуправления, выступает активным субъектом гражданского общества. Вместе с тем, анализируя существующую мировую практику, можно сделать выво- ды о том, что молодежные парламентские структуры не всегда правомерно называть структурами, представляющими интересы молодежи (это подчеркивают существующие системы выборов в молодежный парламент, направления их работы).
Как зарубежный, так и российский опыт показывает, что функция «представительства», обозначенная как основная для института молодежного парламентаризма, является не всегда определяющей, более того, не всегда реальной (в Германии молодежные парламенты в основе своей представляют политические клубы по обсуждению актуальных общественных проблем; в Е-гипте молодежный парламент – это собрание молодежных и детских общественных объединений страны и др.). Не в каждом молодежном парламенте представлены интересы всех групп молодежи, система формирования молодежной парламентской структуры не всегда основывается на принципах выборности (часто это делегирование, конкурс).
А-нализ содержания понятия «парламентаризм» и вопросов полифункциональности парламентаризма показывает, что молодежный парламентаризм имеет только некоторые черты собственно парламентаризма. Следует помнить, что парламент как орган, принимающий законы, находится в структуре государственной власти. Молодежный парламентаризм же находится в гражданском обществе и способствует непосредственно установлению горизонтальных взаимоотношений в обществе. А-втор не разделяет точку зрения, что молодежный парламентаризм должен быть наделен властными полномочиями, а, наоборот, выступает за нормативное закрепление молодежного парламентаризма в структуре гражданского общества. Молодежный парламентаризм – это самостоятельный субъект гражданского общества, и он развивается по своей траектории.