Монастырские пиры, трапезы (несколько набросков к жизни древнерусского монашества XI-XIII вв.)

Автор: Гайденко Павел Иванович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 6 (71), 2016 года.

Бесплатный доступ

Одним из важнейших элементов жизни древнерусского монастыря была трапеза. Ее организации сопутствовали определённые ритуалы. Совмест- но с подававшимися на стол блюдами сопровождавшие вкушение пищи действия участников совместного стола обладали не только сугубо утили- тарными, но и религиозными смыслами. Монастырская практика хорошо вписывалась в традиции раннего христианства и отчасти несла его идеалы. Сохранению и утверждению таковых способствовали монастырские уставы, из которых лучше всего сохранился Студийский устав. Вполне ве- роятно, что столь строгая регламентация приёма еды не только расширяла сферу сакрального, но и дисциплинировала жизнь иноческой общины. Не будет большим преувеличением считать, что совместная трапеза черно- ризцев способствовала укреплению идеалов общежития. Но в этой массе, из среды насельников монастыря, выделялись игумен, его помощники и лица, облечённые саном. В итоге всё перечисленное способно многое рассказать о внутренней жизни обителей, их достатке, господствовавших в умах и душах насельников идеалах, а также о разнообразных социаль- ных нормах и проблемах, присутствовавших в иноческой общине. В пред- ставленной статье предпринята попытка осмыслить феномен древнерус- ской иноческой трапезы (XI-XIII вв.) и на основе её анализа провести частичную реконструкцию жизни древнерусского монашества

Еще

Древнерусское монашество, история русской церкви, древняя русь, древнерусская трапеза, церковная трапеза, монастырская кухня, история повседневности, быт и нравы древней руси, студийский устав, монашеские уставы древней руси

Короткий адрес: https://sciup.org/140190249

IDR: 140190249

Список литературы Монастырские пиры, трапезы (несколько набросков к жизни древнерусского монашества XI-XIII вв.)

  • Адрианова-Перетц В. П. Вассиан Патрикеев//История русской литературы: В 10 т./АН СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956; Т. 2. Ч. 2. Литература 1220-х -1580-х гг. М.; Л. 1945. С. 322-325.
  • Арранц Михаил SJ. Избранные сочинения по литургике. В 5 т.: Т. 4: Византийский монашеский постриг. Исторический опыт. М.: Институт философии,теологии и истории св. Фомы, 2003. 307 с.
  • Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.)/отв. ред. В. Л. Черепнин. М.: АН СССР, 1960. 488 с.
  • Великий часослов. М.: «Паломник», 1995. 878, с.
  • Викул Т. Л. Люди и князь в древнерусских летописях середины XI-XIII вв. М.: «Квадрига», 2009. 408 с.
  • Вопросы Кирика, Саввы и Ильи, с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц//Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права: Ч. 1: Памятники XI-XV в. СПб., 1880. Стб. 21-62.
  • Вопрошание Кириково (Перевод) // Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель // Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 7 / отв. ред. И. А. Григорьева. М.: «Кругь», 2011. С. 413-428.
  • Воронин Н. Н. Даниил Заточник//Древнерусская литература и ее связи с новым временем/отв. ред. О. А. Державина. М.: «Наука», 1967. С. 54-101.
  • Вь тьж днь ськазание и страсть и похвала стюю мчнкоубориса и глеба ги блгсви оче//Успенский сборник XII-XIII вв./ИРЯ АН СССР; под ред. С. И. Коткова. М.: «Наука», 1971. С. 42-58.
  • Гайденко П. И., Москалёва Л. А., Фомина Т. Ю. Церковь домонгольской Руси:иерархия, служение, нравы. М.: «Университетская книга», 2013. 150 с.
  • Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Литургика. Сергиев Посад, 1918. 286 с.
  • Данилевский И. Н. Холопское счастье Даниила Заточника [Электронный ресурс] // Казус. 2002. № 4. // htp://www.orbis-medievalis.ru/library/dan-dan.pdf, свободный - Проверено 18.01. 2016.
  • Житие Авраамия Смоленского//Библиотека литературы Древней Руси: Т. 5: XIII век/под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: «Наука», 2005. С. 30-65, 456-459.
  • Житие Феодосия Печерского//Памятники литературы Древней Руси: XI -начала XII века/сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. М.:«Художественная литература», 1978. С. 305-392, 456-458.
  • Канонические ответы митрополита Иоанна II//Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права: Ч. 1: Памятники XI-XV в. СПб.,1880. Стб. 1-20.
  • Киево-Печерский Патерик//Библиотека литературы Древней Руси: Т. 4: XII век/под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: «Наука», 2004. С. 296-489.
  • Кирилла, епископа Туровского, сказание о черноризском чине из Ветхого Завета и Нового: того носит образ, а этого наполняет делами//Колесов В. В. Творения бл. Кирилла Туровского. Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты/публ., коммент., предисл., пер. В. В. Колесова. М.: «Палея», 2009. С. 53-64.
  • Кирилла монаха притча о человеческой душе и теле, о нарушении Божьей заповеди и о воскресении тела человеческого, о Страшном Суде и мучении//Колесов В. В. Творения бл. Кирилла Туровского. Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты/публ., коммент., предисл., пер. В. В. Колесова. М.:«Палея», 2009. С. 25-40.
  • Ковина Е. Устав о посте по Типикону [Электронный ресурс] // htp://leushino.ru/kurs/ustav_o_poste_po_tipikonu.html, свободный - Проверено 09.01. 2016.
  • Литаврин Г. Г. Христианство в Болгарии в 927-1018 гг.//Христианство в странах Восточно-, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия/РАН Ин-т славяноведения; отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: «Языки славянской культуры», 2002. С. 133-189.
  • Лунин С. В. Стоглав: историко-правовоеисследование: монография/под ред. С. Н. Ревиной. Самара: ООО «Офорт», 2012. 164 с.
  • Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от константинопольского патриарха (988-1240)/науч. ред. А. В. Назаренко. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 704 с.
  • Мильков В. В. Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейное своеобразие воззрений. К 900-летию Кирика Новгородца//Россия XXI век. 2010. № 6.С. 90-123.
  • Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель/Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII. М.: Изд-во «Кругь», 2011. 544 с.
  • Неведомы(х) словесь. изложено Георгиемь. митрополито(м) Киевскымь. Герману игоумену вьпрашающу. оному поведающу//Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем. М.: «Индрик», 2004. Вып. 11.С. 233-255.
  • Память и похвала Иакова мниха князю Владимиру Святославичу//Памятники общественной мысли Древней Руси: Т. 1: Домонгольский период/сост.,автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский. М.: РОССПЭН, 2010. С. 282-288.
  • Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византиии на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001. 420 с.
  • Повесть Кирилла, многогрешного монаха, о белоризцах и о монашестве,о душе и о покаянии -Василию, игумену Печерскому//Колесов В. В. Творения бл. Кирилла Туровского. Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты/публ.,коммент., предисл., пер. В. В. Колесова. М.: «Палея», 2009. С. 41-52.
  • Поппэ А. Студитына Руси. Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. Київ: Iнстiтут iсторii НАН України,2011.150 с.(Ruthenica.Supplimentum 3).
  • Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки. М.;Л.: «Наука», 1966. 240 с.
  • Рыбаков Б. А. Даниил Заточник и владимирское летописание конца XII в.//Археографический ежегодник за 1970 г. М.: «Наука», 1971. С. 43-89.
  • Секретарь Л. А. Антониев Рождественский монастырь//Архитектурное наследие Великого Новгорода в Новгородской области/сост. и науч. ред. М. И. Мильчик. СПб.: Фонд содействия реставрации памятников истории и культуры «Спас»; «Лики России», 2014. С. 229-231.
  • Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М.: «Северный паломник», 2011. 656 с.
  • Семенюк О. О. Кем был загадочный Даниил Заточник?//Образование.Наука. Научные кадры. 2015. № 5. С. 18-21.
  • Скабаланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910. Вып. 1. 491 с.
  • Слово блаженного Кирилла на Вербное воскресение//Колесов В. В. Творения бл. Кирилла Туровского. Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты/публ.,коммент., предисл., пер. В. В. Колесова. М.: «Палея», 2009. С. 65-70.
  • Сказание о житии преподобного Антония Римлянина//Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/подг. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. С. 233-272.
  • Слово Даниила Заточника, которое он написал своему князю Ярославу Владимировичу//Памятники общественной мысли Древней Руси: В 3 т.: Т. 1: Домонгольский период/.М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 154-161.
  • Службы Первой седмицы Великого поста. В 2 кн. М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Кн. 1. 303 с.
  • Соколов П. Н. Агапы, вечери любви в древнехристианском мире. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2011. 256 с.
  • Стоглав. Казань, 1862. 442 с.42. Стоглав//Памятники российского права. В 35 т. Т. 3. Памятники права Московского государства. Кн. 2/под общ. ред. Р. Л. Хачатурова. М.: «Юрлитин-форм», 2014. С. 25-119.
  • Судаков Г. В. Монастырская трапеза в XVI в.//Русская речь, 1998. № 6. С. 70-75.
  • Текст Студийско-Алексиевского устава//Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Моск. Патриархии,2001. С. 333-420.
  • Требник. СПб., 1884. 310 л.
  • Устав князя Ярослава о церковных судах //Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв./сост. Я. Н. Щапов, отв.ред. Л. В. Черепнин. М.: «Наука», 1976. С. 85-91.
  • Федотова Е. Запрещенная трапеза в Библии//«Пир -это лучший образ счастья». Образы трапезы в богословии и культуре/под ред. С. Панич, И. Языковой. М.: Изд-во ББИ, 2016. С. 42-53.
  • Филиппов В. Г. К вопросу об источниках материального обеспечения древнерусских монастырей//Вестник Челябинского государственного университета.Серия: История. Вып. 52. 2012. № 25 (279). С. 115-123.
  • Чумакова Т. В. Сотрапезничество со Христом. Образ трапезы в древнерусской книжности//«Пир -это лучший образ счастья». Образы трапезы в богословии и культуре/под ред. С. Панич, И. Языковой. М.: Изд-во ББИ, 2016.С. 91-103
Еще
Статья научная