Монголо-китайские отношения: усиление экономического взаимодействия
Автор: Базаров Виктор Борисович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Миропорядок
Статья в выпуске: 7, 2010 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена современным монголо-китайским отношениям, которые претерпели серьезные изменения - от взаимного неприятия к дружбе и сотрудничеству.
Монголия, китай, дипломатические отношения, полезные ископаемые, стратегия восьми дорог
Короткий адрес: https://sciup.org/170165423
IDR: 170165423
Текст научной статьи Монголо-китайские отношения: усиление экономического взаимодействия
С о времени установления дипломатических отношений 16 октября 1949 г. Монголия и Китай прошли непростой путь от тесного сплочения, затем взаимного неприятия к многогранному сотрудничеству в политической, экономической, культурной и других областях. Сегодня межгосударственные отношения между ними развиваются по международным нормам и правилам. В апреле 1994 г. Монголию посетил с официальным визитом премьер Госсовета КНР- Ли Пэн. В ходе официальных переговоров с монгольским премьер-министром П. Жасраем, встреч и бесед с президентом Монголии П. Очирбатом, председателем Великого Государственного Хурала Н. Б-агабанди был подписан договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и КНР-, который стал базовым документом двусторонних монголо-китайских отношений. Договором устанавливалось, что стороны «развивают добрососедские отношения двух стран на основе принципов взаимного уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности друг друга, ненападения и невмешательства во внутренние дела, равноправия и взаимной выгоды». Монголия и Китай условились также, что будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество на стабильной и долговременной основе в области политики, экономики, торговли, культуры и образования, науки и техники, здравоохранения, охраны природы и окружающей среды, транспорта, коммуникаций и в других областях. Они договорились о том, что будут консультироваться по вопросам, представляющим взаимный интерес в А-зиатско-Тихоокеанском регионе, сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями в интересах содействия развитию международных отношений и сотрудничества и решению актуальных региональных и глобальных проблем. Согласно договору, стороны не будут участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных друг против друга, и заключать с третьими странами какие-либо договоры и соглашения, наносящие ущерб суверенитету и безопасности другой стороны. Кроме того, ни одна из сторон не допустит, чтобы ее территория была использована третьим государством в целях нанесения ущерба суверенитету и безопасности другой стороны.
Одним из проявлений дальнейшего прогресса в монголо-китайских отношениях стал визит председателя КНР- Ху Цзиньтао в
Улан-Б-атор с 4 по 5 июня 2003 г.1 Во время визита Ху Цзиньтао провел переговоры с президентом Нацагийном Б-агабанди, прошедшие в дружественной атмосфере, встретился с председателем Великого Государственного Хурала Санжбэгзийном Тумур-Очиром, премьер-министром Энхбаяром. Р-уководители двух стран проинформировали друг друга о внутренней ситуации в своих странах, состоялся глубокий обмен мнениями по дальнейшему развитию китайско-монгольских отношений дружбы и сотрудничества и широкому кругу вопросов международной и региональной политики, достигнув единства мнений по обсуждавшимся вопросам. Председатель Китайской Народной Р-еспублики Ху Цзиньтао выступил на заседании специальной сессии Великого Государственного Хурала Монголии. В ходе визита были подписаны соглашение о технико-экономическом сотрудничестве, предусматривающее предоставление китайским правительством безвозмездной помощи Монголии, и соглашение о дополнительном открытии международного железнодорожного рейса Улан-Б-атор – Пекин. Монгольская сторона выразила признательность Китаю за неизменную поддержку экономического развития и межгосударственного сотрудничества, а также за предоставленные льготные кредиты и помощь.
По приглашению председателя КНР-Ху Цзиньтао в июле 2004 г. Китай посетил президент Монголии Н. Б-агабанди. Р-уководители двух государств выразили удовлетворение установившимися между Монголией и Китаем отношениями добрососедского партнерства, основанными на взаимном доверии, подтвердили взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности двух государств и выбранного ими пути развития. Стороны высказались за дальнейшее расширение и углубление взаимовыгодного сотрудничества, основными направлениями которого являются выявление и использование природных ресурсов, развитие инфраструктуры «ради обоюдного прогресса».
Премьер-министр Монголии М. Энх-болд, находившийся с 22 ноября 2006 г. с официальным визитом в Китае, в первый день своего визита провел официальные переговоры с премьером Государственного Совета КНР- Вень Цзябао2. Во время переговоров было подписано 8 документов, среди которых самым значимым можно назвать соглашение о выдаче правительством Китая льготных кредитов Монголии в размере 300 млн долл. США-. Также премьер-министр Монголии встретился с председателем Всекитайского комитета Народного политического консультационного совета Китая Цзя Цзинлинем, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Б-ангуо.
Министр иностранных дел КНР-Ян Цзечи в качестве главы внешнеполитического ведомства 30 июня 2007 г. осуществил свое зарубежное турне по азиатским странам, начиная с Монголии. На официальных переговорах стороны подписали документы о монголо-китайских отношениях и сотрудничестве. В частности, подписаны соглашения о предоставлении правительством КНР- безвозмездной помощи Монголии в размере 50 млн юаней, соглашение об оказании помощи в размере 10 млн юаней для проведения монголо-китайских совместных археологических исследований.
24 октября 2007 г. в Улан-Б-аторе состоялась консультативная встреча, посвященная осуществлению подписанного в 2004 г. межправительственного соглашения о монголо-китайских пограничных контрольно-пропускных пунктах3. Стороны обсудили возможности перевода некоторых КПП на режим постоянной деятельности.
В апреле 2008 г. президент Монголии Н. Энхбаяр принял участие в Б-оаоском форуме, на котором встретился с председателем КНР- Ху Цзиньтао4. 19 июня 2008 г. первый заместитель председателя Китая Си Цзиньпин прибыл с официальным визитом в Монголию5.
7 августа 2008 г. по приглашению китайского лидера Ху Цзиньтао на открытие
Олимпийских игр в Пекин прибыл президент Монголии Н. Энхбаяр с супругой1. Обсуждались вопросы о сотрудничестве в строительстве параллельной железной дороги, в создании железнодорожной сети в восточном экономическом поясе Монголии в рамках экономического сотрудничества северо-восточного азиатского региона, в увеличении пропускной способности КПП на станции Замын-Ууд, в активизации работы по разведке и добыче нефти, в строительстве нефтеобрабатывающего предприятия, а также в обработке в Китае нефти, добытой в Монголии и в других странах, с последующей доставкой нефтепродукции обратно в Монголию, в строительстве на базе крупных южных месторождений угля, таких как Шивээ-Овоо, ТЭЦ большой мощности. Ху Жинтао пригласил Н. Энхбаяра принять участие во встрече А-СЕ-М на высшем уровне.
В августе 2008 г. Н. Энхбаяр принял делегацию во главе с заместителем начальника Генштаба А-рмии народного освобождения Китая генерал-лейтенантом Ч-эн Сяогуном, которая приехала в Монголию для участия в монголо-китайской консультативной встрече по вопросам оборонной сферы2.
В декабре 2008 г. в Китай с официальным визитом прибыл председатель парламента Д. Дэмбэрэл. В ходе визита он встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Б-ангуо, посетил провинцию Жилинь, находящуюся в центре северовосточной части Китая3.
В рассматриваемый период Китай стал самым крупным торговым партнером и инвестором Монголии. В 2004 г. в структуре импорта Монголии Китай составлял 47,8%, а 25% всего экспорта Монголии направлялось в Китай. Китай также оказывает Монголии безвозмездную помощь, объем которой за 1991–2002 гг. составил 215 млн юаней. Кроме того, КНР- предоставила Монголии беспроцентные кредиты на общую сумму 130 млн юаней и льготные кредиты в размере 200 млн юаней.
Китайский капитал весьма успешно продолжает внедряться в монгольскую экономику. В 2001 г. на территории Монголии работали 553 предприятия с суммарными китайскими инвестициями, равными 103,75 млн долл. США-. В 2003 г. таких объектов насчитывалось уже 850 с общим капиталом в 280 млн долл. А-в 2005 г. их количество составило 1 600 с общими инвестициями 457,6 млн долл. США-. При этом 43% данных инвестиций были направлены на геологию и добывающую промышленность, 27% – на коммерцию, 7% – на инженерное строительство, 5% – на легкую и пищевую промышленность4. В итоге Китай стал самым крупным зарубежным инвестором Монголии (на его долю приходится 90% всего объема иностранных инвестиций в Монголию). Р-аньше инвесторы из Китая предпочитали вкладывать средства в мелкие объекты (меньше риска, быстрее оборот), представляющие собой предприятия общественного питания, небольшие торговые точки и т.п. Теперь внимание китайских предпринимателей все больше начинают привлекать месторождения драгоценных металлов, нефти и других полезных ископаемых. В связи с этим возникает ряд возможностей для дальнейшего развития событий в этом русле.
Внутренняя железнодорожная сеть КНР-имеет форму, охватывающую южные границы Монголии. Самая приближенная к монгольской границе железнодорожная станция Китая расположена как раз напротив месторождений Оюутолгой и Тавантолгой. Вдоль монголо-китайской границы есть 8 пунктов возможного подключения к сети китайских авто- и железных дорог5.
-
• А-втодорога в направлении от китайского приграничного пункта Такшкен через монгольский приграничный пункт Ярант, расположенный на территории Б-улган со-мона Ховд аймака, сомон Уенч и до города Ховд, предназначенная для большегрузных автомашин. Эта дорога, возможно, будет использоваться для транспортировки угля с месторождения Хошоот. В перспективе эту дорогу можно продолжить на север до административного центра Увс аймака г. Улаангома, а далее – к г. Кызылу Р-еспублики Тыва (Р-оссия).
-
• А-втодорога, которая будет проходить через приграничный пункт Б-ургастай Гоби-А-лтайского аймака. Эта дорога предназначена для транспортировки руды с месторождения, открытого в этом аймаке. Установлено, что запасы этого месторождения в 2 раза больше, чем запасы месторождения Томортэй Сэлэнгийского аймака.
-
• Узкоколейная железная дорога, которую китайцы предлагают построить от приграничного пункта Шивээхурэн, расположенного в западной части ЮжноГобийского аймака, до месторождения Тавантолгой.
-
• Узкоколейная железная дорога, которую планируют построить от месторождения Тавантолгой до приграничного пункта Гашуунсухайт. Южнее монгольского приграничного пункта Гашуунсухайт расположена китайская железнодорожная станция Б-аян-Овоо, а на расстоянии 100 км южнее от этой станции находится металлургический комбинат в населенном пункте Б-угат. Китайцы только недавно завершили строительство железной дороги, соединяющей Б-угат со станцией Б-аян-Овоо. Строительство этой железной дороги позволит транспортировать уголь месторождения Тавантолгой до металлургического комбината в Б-угате по кратчайшему маршруту.
-
• Дорога, проходящая через Дзамын-Ууд – Эрлянь. Китайская сторона интересуется автодорогой Ч-ойр – Дзамын-Ууд. На сегодняшний день не достроен участок этой автомагистрали протяженностью 12 км, южнее Ч-ойра. Навстречу этой дороге Китай уже построил автодорогу длиной 14 км от Эрляня до Дзамын-Ууда. Эта прямая автомагистраль, соединяющая Иркутскую обл. Р-оссии с Внутренней Монголией, имеет серьезное экономическое значение.
-
• Дорога, проходящая через приграничный пункт Б-ичигт. Эта дорога предназначена для транспортировки руды с месторождения цинка и железа Томортэй, расположенного в Сухэ-Б-аторском аймаке. В настоящее время китайцы производят металлургическую продукцию за счет внутренних запасов в связи с тем, что компании «Р-ио Тинто» и «Б-и Эйч Пи Б-иллитон» прекратили поставку железа в Китай. Это предприятие было построено на месторождении Томортэй на средства кредита в 300 млн юаней, предоставленного руководителем Китая Дзянь Зэминем в знак благодарности за то, что Монголия предоставила
китайцам право на освоение железорудного месторождения Томортэйн овоо, расположенного в Сэлэнгийнском аймаке.
-
• Дорога, проходящая через приграничный пункт в Дорнод-аймаке. По ней компания «Дачин» вывозит сырую нефть, которая проходит обработку на нефтеперерабатывающем комбинате в г. Хох-хо-то, а нефтепродукты, произведенные на этом комбинате, поставляются обратно в Монголию согласно договору о разделе продукции, что составляет примерно 5% от общего объема нашего импорта нефтепродуктов.
-
• Дорога, проходящая через приграничный пункт Хавирга. По этой дороге также транспортируется нефть. Причина активизации деятельности последних двух дорог заключается в стремлении китайцев быть готовыми к варианту, при котором монголы будут строить ширококолейную железную дорогу в направлении Ч-ойр-Ч-ойбалсана или Сайншанд-Ч-ойбалсана.
В любом случае строительство и использование данных 8 дорог выглядит логическим продолжением отношений между Монголией и КНР-. Конечно, возникает вопрос о национальной безопасности Монголии, так как характер такой инфраструктуры направлен, прежде всего, на эксплуатацию месторождений Монголии и обеспечивает быстрые и эффективные поставки сырья на территорию Китая.
Таким образом, траектория монголокитайских отношений характеризуется сближением во всем спектре политического, социально-экономического, культурного, регионального взаимодействия. Е-сли учесть, что Китай в течение долгого периода времени прохладно относился к суверенитету Монголии, то в настоящее время был проведен полный ряд дипломатических мероприятий, способствующих нормализации отношений и усилению двустороннего сотрудничества. Как результат добрососедских отношений, Китай стал основным внешним партнером Монголии. Экономическое сотрудничество между странами постоянно наращивает объемы, в поле зрения мирового китайского капитала попадают и природные ресурсы Монголии. Ввиду этого возникает множество перспектив для интенсификации внешнеэкономической деятельности и развития промышленной инфраструктуры Монголии и КНР-, таких как «стратегия 8 дорог», на взаимовыгодной и безопасной основе.