Монгольские серебристые чайки Larus argentatus mongolicus используют в пишу "ягоды" хвойника односеменного Ephedra monosperma

Автор: Мельников Ю.И., Трошкова Т.Л.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 198 т.11, 2002 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149486

IDR: 140149486

Текст статьи Монгольские серебристые чайки Larus argentatus mongolicus используют в пишу "ягоды" хвойника односеменного Ephedra monosperma

Серебристая чайка Lams argentatus — типичный полифаг, и состав её кормов чрезвычайно разнообразен (Дементьев 1951; Юдин, Фирсова 1988, 2002). Она использует самые разные стратегии добывания корма, вплоть до каннибализма (Мельников 1992).

На Байкале, в частности в Приольхонье, основным кормом L. a. mongolicus* является рыба (15 видов), занимающая весной 96%, а летом 76% объёма пищевого комка (Скрябин, Размахнина 1978, 1979; Скрябин, Пыжьянов 1987). Однако в августе, когда этот вид корма становится достаточно труднодоступным (массовые виды рыб в это время не образуют здесь крупных скоплений), чайки переключаются на питание саранчовыми и пищевыми отбросами на стоянках туристов. Часть птиц откочёвывает в другие, более кормные районы (Скрябин, Пыжьянов 1987). В конце лета у серебристых чаек часто происходит смена трофических стратегий, а в питании встречаются нетипичные виды кормов.

Именно такую ситуацию мы наблюдали в августе 2002 на северо-западном побережье Байкала, в Байкало-Ленском заповеднике. Учёт на постоянном маршруте по периметру мыса Рытый позволил выяснить, что погадки серебристой чайки нередко полностью состояли из остатков макростробил хвойника односеменного Ephedra monosperma. Ранее “ягоды” этого растения из класса Gnetopsida в её питании не отмечались ни нами, ни другими иследователями. Дальнейшие наблюдения позволили выяснить некоторые детали использования чайками мегастробил хвойника.

Как выяснилось, “ягоды” хвойника встречаются в пище серебристых чаек не регулярно. Обычно погадки, состоящие из мегастробил Е. monosperma, отмечались в периоды резкого ухудшения погодных условий — когда шторм длится не менее 2-3 дней. Специальные наблюдения показали, что в такую погоду часть серебристых чаек начинает вылетать на кормёжку в степь. Среди отлетающих явно преобладали молодые особи. В степи, кроме саранчовых, чайки поедают и сочные ягодообразные мегастробилы хвой- ника. Они выделяются своим насыщенным красным цветом, что, видимо, и привлекает птиц.

Частота встреч погадок, содержащих мегастробилы хвойника, определяется не только погодными условиями, но прежде всего распределением и обилием этого растения. Ephedra monosperma достаточно обычен, а местами и обилен лишь по остепнённым участкам, вдоль побережья Байкала как правило приуроченным к мысам, далеко вдающимся в озеро, и крутым склонам гор. На таких мысах на больших песчаных пляжах часто образуются осенние скопления чайковых птиц, на 85-90% состоящих из монгольских серебристых чаек. Именно на таких пляжах, а также на местах отдыха птиц, встречаются погадки, полностью состоящие из мегастробил хвойника. Очевидно, переход на питание нетипичными кормами наблюдается у серебристых чаек в периоды кратковременного голодания в периоды плохой погоды. Голодать чаще приходится молодым птицам, владеющим более ограниченным набором методов добывания корма и потребляющим значительно менее разнообразную пищу, чем старые чайки (Скрябин, Размах-нина 1979; Мельников 1992; Мельников, Мельникова 1992). В такие периоды происходит расширение спектров питания птиц и формируются новые кормовые стратегии, позволяющие птицам выживать в экстремальных условиях. Как показано нами ранее (Мельников, Лысиков 1983; Мельников 1992), именно во время таких кратковременных голоданий серебристые и сизые Larus canus чайки переходили на хищничество и даже каннибализм, вплоть до целенаправленной охоты на пуховых птенцов своего вида.

Статья