Монгольский жаворонок Melanocorypha mongolica в Центрально-Тувинской котловине
Автор: Арчимаева Татьяна Петровна, Забелин Владимир Иванович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1187 т.24, 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140155403
IDR: 140155403
Текст статьи Монгольский жаворонок Melanocorypha mongolica в Центрально-Тувинской котловине
Северной чётко выраженной границей распространения монгольского жаворонка Melanocorypha mongolica в Туве считаются южные предгорья хребтов Западного и Восточного Танну-Ола, а основные районы гнездования располагаются в Убсу-Нурской котловине на степных и залежных землях в междуречье Тес-Хема и Нарына, в районе Цаган-Тологоя (на правом берегу реки Тес-Хем), западнее и восточнее хребта Ахир-Ула (в 30 км западнее Эрзина, до государственной границы), в районе озёр Торе-Холь, Шара-Нур, Дус-Холь, на приграничных участках между посёлками Хандагайты и Торгалыг. Монгольский жаворонок в пределах Тувы, как и в Монголии, является стенотопным видом. Здесь он обитает на участках целинных ковыльно-злаковых степей на мягких почвах, иногда встречается на залежах между пашня- ми, но во всех случаях с обязательным условием — относительно высоким и густым травостоем (Рябицев 2014, Баранов 1991).
Севернее хребта Танну-Ола никем из исследователей Тувы монгольский жаворонок не отмечался, имелись лишь устные сообщения от местных жителей о редких встречах, приуроченных к окрестностям озера Чедер. Первые наблюдения одиночных монгольских жаворонков зафиксированы нами в апреле 1963 и 1964 годов также в районе северо-восточного угла этого озера (точки 1 и 2, см. рисунок). Обе птицы держались на участке целинной злаково-карагановой степи. В эти годы (вплоть до 1989) большие площади степей в районе озера распахивались под посевы зерновых культур. Несмотря на интенсивный антропогенный пресс, монгольские жаворонки не покинули этот район и продолжают встречаться здесь до настоящего времени.
Территориальное размещение встреч монгольского жаворонка Melanocorypha mongolica в Центрально-Тувинской котловине
С 2006 года более регулярные наблюдения позволили получить новые сведения об этой группировке монгольских жаворонков в Центрально-Тувинской котловине. Почти ежегодно мы наблюдали здесь от
1 до 8 монгольских жаворонков (точки 3-11 на рисунке). Большая часть встреч состоялась с конца мая до первых чисел июня: птицы демонстрировали территориальное поведение, не покидали участки далее 0.5 км, самцы активно токовали в воздухе. 25 апреля 2012 отмечено максимальное число птиц — 4 пары, державшиеся на участках неподалёку друг от друга (точки 6,7), и 23 мая 2014 — 3 птицы (точка 10) и 2 токующих самца (точка 11). Ещё две встречи были отмечены в сентябре 2007 и 2009 годов — точки 4 и 5. Все встречи приурочены к правому борту широкого лога Чедибаш (к северо-востоку от озера Чедер) на пологом склоне западной экспозиции, где распространены злаковополынные ассоциации с участием рудеральной растительности на старых залежах, а также к днищу этого лога с участками чиевников и карагановых злаково-разнотравных степей на солончаках. Гнёзд найдено не было, однако, судя по имеющимся наблюдениям, эти жаворонки здесь, несомненно, гнездятся, хотя возможно, не каждый год. Так, в 2008, 2009, 2011 и 2015 годах они встречены не были, несмотря на поиски этой заметной птицы в гнездовой период.
Ближайшие места зимовки монгольских жаворонков располагаются на территории Убсу-Нурской котловины, где они наблюдались неоднократно южнее российско-монгольской границы в степях у озера Убсу-Нур. 20 января 2015 одна особь этого вида была встречена нами у дороги А162 в районе села Суг-Бажи в 30 км к востоку от Кызыла (точка 12). Место наблюдения располагалось в 20 км севернее района их летнего обитания. Одиночная птица взлетела с обочины, где, по-види-мому, кормилась в компании с 3 рогатыми жаворонками Eremophila alpestris . Зимовке в Центрально-Тувинской котловине способствовала относительно тёплая зима 2014/15 года — среднесуточная температура в январе редко опускалась ниже минус 25°С.
Поселение монгольского жаворонка в Центральной Туве, существующее уже несколько десятилетий, является самым северным в западной части ареала и оторвано от основного ареала на 90-100 км. Возможно, что это реликт некогда более обширного ареала, который мог существовать в сухостепных условиях среднего плейстоцена и голоцена. Косвенным тому свидетельством служит обитание в Тувинской котловине в настоящее время таких характерных аридных грызунов, как полуденная песчанка Meriones meridianus и степная мышовка Sicista subtilis , которые заселили как Тувинскую, так и Убсу-Нурскую котловины до послеледникового развития таёжных массивов на хребте Танну-Ола, считающихся, по крайней мере для первого вида, непреодолимыми. Наши данные по находкам скорлупы яиц страусов также говорят о существовании в Тувинской котловине ландшафтов, близких сухим саваннам и степям, аналогичных современным, около 13 тыс. лет назад (Забелин и др. 2007; Забелин, Озерская 2010; Забелин 2015).
Обращает на себя внимание и тот факт, что весной у северной границы ареала наблюдается временная концентрация монгольского жаворонка, намного превышающая численность вида в этих местах в летний период. К началу гнездования здесь остаются единичные пары.
Список литературы Монгольский жаворонок Melanocorypha mongolica в Центрально-Тувинской котловине
- Рябицев В.К. 2014. Птицы Сибири: Справочник-определитель. М., Екатеринбург, 2: 1-452.
- Баранов А.А. 1991. Редкие и малоизученные птицы Тувы. Красноярск: 1-320.
- Забелин В.И., Озерская Т.П., Кудрявцева А.И., Кудрявцев В.И. 2007. Новые находки скорлупы яиц страусов в Туве и их палеогеографическое значение//Фундаментальные проблемы квартера: итоги изучения и основные направления дальнейших исследований: материалы 5-го Всероссийского совещ. по изучению четвертичного периода. М.: 126-130.
- Забелин В.И., Арчимаева Т.П. 2010. К проблеме эндемизма в орнитофауне степей и пустынь Внутренней Азии//Материалы 13-й Международ. орнитол. конф. Северной Евразии. Оренбург: 128.
- Забелин В.И. 2015. Эволюция природных условий и фауна птиц Алтае-Саянской горной области. Кызыл: 1-227.