Moral-ethics education in martial arts
Автор: Poroger G.E., Li Jian Wen, Lee Jeung Kee
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Вопросы философии
Статья в выпуске: 3, 2009 года.
Бесплатный доступ
In the past 20-30 years martial arts have become extremely popular. Martial arts have lost the role of ultimate survival tool, but they became a powerful method of providing person`s security. In this case, moral, ethics and moral-ethics education has become a crucial part of any martial arts training.
Moral-ethics education in martial arts, mass sport
Короткий адрес: https://sciup.org/14263566
IDR: 14263566
Текст обзорной статьи Moral-ethics education in martial arts
Массовое развитие боевых искусств в мире за последние 20-30 лет неразрывно связано с комплексом морально-этических качеств,
являющимся важным блоком психологической подготовки занимающихся боевыми искусствами. Именно в боевых искусствах, ставших одним из самых востребованных видов массовой физической культуры за последние десятилетия, блок морально-этической подготовки стал позиционироваться как важный аспект саморазвития личности, не только неразрывно связанный с остальными аспектами подготовки (технической, тактической, функциональной), но и в какой-то степени более значимый, чем другие.
Если в спорте высших достижений этот фактор себя проявляет не всегда и не в полном объеме, то значимость такого подхода для массового спорта невозможно переоценить.
В основе такого подхода находится ритуализация некоторых аспектов тренировки: поклон национальному флагу в начале и в конце тренировки, поклон залу, наставнику и т. д. Эти небольшие аспекты ритуализации некоторых действий, выполняющихся с определенной периодичностью, формируют первый импульс к развитию дисциплинированности, формируют ростки коммуникативной культуры личности, основанной на уважении и толерантности. Занятия боевыми искусствами при плохой организации тренировочного процесса могут быть травматичными. Поэтому фактор дисциплины на занятиях играет очень весомую роль. Вообще, ритуализация характерна для всей восточной культуры. Восходя к трудам Конфуция, вопросы ритуализации как элемента морально-этического воспитания стали известны на Западе уже в 18 веке. Немецкий философ Лейбниц в работе «Новое о Китае» писал: «До сих пор нам не было известно, что существует народ, этика которого еще совершеннее нашей, а социальное поведение превосходит наше. Китай заставил нас опомниться» [1].
Приняв правила игры, зани- мающийся продолжает углублять свои познания в морально-этических составляющих процесса обучения. Система технической квалификации, выраженная в ученических и мастерских уровнях подготовленности и соответствующих им поясах – цветных (ученических) и черных (мастерских) – помогает осознать важность иерархии в коллективе (как срезе общества в целом) в зависимости от приобретенных знаний и затраченных усилий.
Постепенно поведенческая этика подводит занимающихся боевыми искусствами к пониманию более сложных морально-этических ценностей. В зависимости от вида и школы боевых искусств форма, естественно, меняется, но суть остается неизменной на протяжении веков. Одной из самых ранних форм передачи моральных ценностей, или «боевой добродетели», как называли это в древности, являются истории об известных мастерах боевых искусств, в которых основной акцент делается на описании их моральных качеств, а не боевой мощи. В качестве примера приведем известный случай из жизни китайского мастера ушу Хо Юаньцзя, основателя первой в мире организации боевых искусств «Цзинь У» в начале 20-го века.
Однажды состоялся поединок между его первым учеником мастером Лю Чжэньдуном и известным мастером одного из южных стилей ушу Чжан Гуаньу. Бой продолжался с небольшими перерывами почти до вечера и закончился вничью: противники оказались равны друг другу. На второй день на помост решил подняться сам Хо Юаньцзя. Он быстро сломил защиту соперника и, захватив своей правой рукой правую руку Чжана, а левой ногой заступив за его ноги, обвил левой рукой поясницу противника и мощным движением оторвал его от помоста. Публика замерла, ожидая неизбежного броска. Но тут Хо Юаньцзя спокойно произнес: «Не стоит мне быть невежливым. Прошу прощения», – и осторожно опустил могучего бойца на ноги. Публика вначале замерла от удивления, а затем взорвалась одобрительными криками и аплодисментами. Чжан Гуаньу признался: «Хо Юаньцзя поистине обладает не только блестящим боевым мастерством, но и высочайшей боевой добродетелью и действительно достоин уважения» [6].
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что морально-этическая подготовка, являясь составной частью тренировочного процесса в боевых искусствах, при правильной организации может являться не только мощным воспитательным фактором, но и способствовать повышению массовости, служить надежным средством профилактики травматизма на занятиях боевыми искусствами, а также выступать эффективным средством психологической реабилитации.