Морфофункциональная характеристика почек крыс при потреблении питьевой воды с повышенной жесткостью
Автор: Недовесова Светлана Анатольевна, Лошенко Виталина Игоревна, Сахаров Андрей Валентинович, Айзман Роман Иделевич
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Физиология
Статья в выпуске: 3, 2020 года.
Бесплатный доступ
Длительное потребление питьевой воды с повышенным содержанием витальных микроэлементов Ca2+ и Mg2+ вызывает изменение осмо- и ионорегулирующей функций почек. Однако механизм этих изменений не совсем понятен. Цель исследования - оценить влияние воды с повышенным содержанием Ca2+ и Mg2+ на морфологию почек крыс. Материалы и методы. Хронические эксперименты выполнены на 5 группах крыс линии Wistar массой 200-250 г (n=110) - контрольной и 4 экспериментальных, которые в течение 6 мес. получали питьевую воду с различным содержанием Ca2+ и Mg2+. В контрольной группе питьевая вода соответствовала санитарно-гигиеническим нормам и содержала 20 мг/дм3 Са2+ и 7 мг/дм3 Mg2+; в 1-й экспериментальной группе концентрация Са2+ составляла 60 мг/дм3, а в 3-й - магния 35 мг/дм3, что соответствовало оптимальной гигиенической норме; концентрация Са2+ и Mg2+ во 2-й и 4-й группах были равны 120 мг/дм3 и 70 мг/дм3 соответственно, что отражало верхнюю границу допустимой гигиенической нормы. Концентрации Са2+ в 3-й и 4-й группах и Mg2+ в 1-й и 2-й группах соответствовали санитарно-гигиеническим нормам. На 182-е сут наблюдения животных всех групп выводили из эксперимента и забирали почки для проведения морфологического анализа. Образцы данного органа фиксировали в 10 % растворе нейтрального формалина (C3H7OH) в течение 4-7 сут. Изучение общей морфологической картины осуществляли на обзорных препаратах, окрашенных гематоксилином Бемера и эозином. Результаты. Наибольшие изменения в структуре почечного клубочка наблюдались у крыс 2-й и 4-й экспериментальных групп. Обнаружено достоверное увеличение площади почечных телец и уменьшение площади мочевого пространства по сравнению с контрольными образцами. Наличие признаков сладж-феномена эритроцитов в капиллярах клубочка может объясняться потерей отрицательного заряда протеогликанами гликокаликса эритроцитов под влиянием катионов Са2+ и Mg2+. В образцах почек крыс 1-й и 3-й групп описанные морфологические признаки были минимальными и достоверно не отличались от контроля. Выводы. В условиях потребления питьевой воды с избыточным содержанием Са2+ и Mg2+ происходит изменение структуры почечного тельца, что может привести к нарушениям осмо- и ионорегулирующей функций почек.
Почка, морфология, магний, кальций, жесткость, питьевая вода, крыса
Короткий адрес: https://sciup.org/14117577
IDR: 14117577 | DOI: 10.34014/2227-1848-2020-3-142-149
Текст научной статьи Морфофункциональная характеристика почек крыс при потреблении питьевой воды с повышенной жесткостью
Введение. Здоровье человека в значительной степени зависит от качества потребляемой питьевой воды, в частности от содержания в ней необходимых минеральных веществ, которые участвуют практически во всех биологических процессах [1–3]. Баланс биоэлементов обусловлен их важной ролью в процессах жизнедеятельности [4, 5]. Избыточное поступление в организм эссенциальных элементов может вызывать токсические эффекты и провоцировать серьезные заболевания [6, 7]. В публикациях [8] показано неблагоприятное влияние на организм избыточного потребления ионов Na+, Ca2+, Mg2+. Указанные катионы создают повышенную жесткость воды, которая имеет место во многих источниках водоснабжения на территории Российской Федерации [6].
Болезни почек занимают одно из ведущих мест среди заболеваний внутренних органов, вызываемых несоответствием качества питьевой воды нормам СанПиН [9]. В наших предыдущих исследованиях было показано, что длительное потребление питьевой воды с избыточным содержанием Ca2+ и Mg2+ приводит к изменениям осмо- и ионорегулирующей функ- ций почек как у детей [10], так и в хроническом эксперименте на крысах [11]. Однако механизм этих изменений недостаточно понятен.
Цель исследования. Изучить морфологические особенности почек крыс в условиях длительного потребления питьевой воды с повышенными концентрациями Ca2+ и Mg2+.
Материалы и методы. Экспериментальная часть работы выполнена на крысах, выращенных в ЦКП «Виварий конвенциональных животных» ФИЦ Института цитологии и генетики СО РАН, содержавшихся на стандартном рационе со свободным доступом к питьевой воде.
Эксперименты проведены на белых половозрелых самцах крыс линии Wistar (n=110) с начальной массой тела 200–250 г. За неделю до начала эксперимента крыс акклиматизировали к стандартным условиям лабораторного вивария: температура 20–22 °С, световой режим 12:12 ч (включение света в 8:00, выключение – в 20:00). На протяжении всего срока адаптации, а также в период проведения экспериментов (6 мес.) животных содержали группами по 5 особей в общих клетках [12].
Все животные были разделены на 5 групп. Крысы контрольной группы содержались в стандартных условиях со свободным доступом к сухому корму и воде с концентрацией Ca2+ 20 мг/дм3 и Mg2+ 7 мг/дм3 (n=22); крысы 1-й экспериментальной группы (ЭГ) – Ca2+ – 60 мг/дм3, Mg2+ – 7 мг/дм3 (n=20); крысы 2-й ЭГ – Ca2+ – 120 мг/дм3, Mg2+ – 7 мг/дм3 (n=24); крысы 3-й ЭГ – Mg2+ – 35 мг/дм3, Ca2+ – 20 мг/дм3 (n=20); крысы 4-й ЭГ – Mg2+ – 70 мг/дм3, Ca2+ – 20 мг/дм3 (n=24).
Таким образом, в условиях хронического эксперимента концентрации кальция в воде крыс 1-й ЭГ и магния в воде крыс 3-й ЭГ соответствовали оптимальной гигиенической норме. Уровень указанных катионов в воде крыс 2-й и 4-й ЭГ был равен верхней границе допустимой гигиенической нормы (СанПиН 2.1.4.1116-02. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества (с изменениями от 28.06.2010)).
Для морфологического изучения почек у крыс всех групп в конце эксперимента извлекали данный орган и фиксировали в 10 % рас- творе нейтрального формалина (C3H7OH) в течение 4–7 сут. Исследуемые образцы заливали в гистомикс, вырезали блоки и укрепляли их на пластиковых держателях. Серийные срезы толщиной 5–7 мкм изготавливали на ротационном полуавтоматическом микротоме SLEE CUT 5062 (Германия), монтировали на предметные стекла смесью белка и глицерина в пропорции 1:1. Изучение общей морфологической картины осуществляли на обзорных препаратах, окрашенных гематоксилином Бе-мера и эозином [13, 14]. Гистологические препараты почек контрольной и всех опытных групп изучали в проходящем свете с помощью микроскопа Axio Imager.M2 c программным обеспечением для анализа изображений AxioVision Z2 M2 (CARL ZEISS, Германия). Съемку изображений осуществляли CCD-камерой AxioCam HR c программным обеспечением Zen Lite (CARL ZEISS, Германия). На всех снимках отображена масштабная линейка.
Результаты и обсуждение. Результаты морфометрического анализа почек крыс позволили выявить следующие особенности. В исследуемых образцах почек крыс 2-й ЭГ площадь почечных клубочков была увеличена по сравнению с контролем практически в 2 раза, а площадь сосудистого клубочка – в 2,5 раза, тогда как в 1-й ЭГ эти изменения были выражены в меньшей степени (табл. 1).
Несмотря на то что площадь мочевого пространства в образцах почек крыс 1-й ЭГ превышала данный показатель в контроле на 800 мкм2, на светооптическом уровне это не согласуется с морфологической картиной увеличения его просвета (рис. 1 А). Поэтому становится совершенно очевидным факт, что при интерпретации структурно-функциональных изменений изучаемого объекта статистические данные морфометрического анализа и результаты светооптического наблюдения должны рассматриваться в единой связи. На обзорных препаратах почки крыс 1-й ЭГ заметно, что капилляры почечного клубочка и мезангия практически полностью заполняют собой пространство, ограниченное париетальным и висцеральным листками капсулы клубочка. Капилляры клубочка чрезмерно расширены и заполнены кровью. Обращает на себя внимание многоклеточность мезангиальных клеток. Клетки эндотелия выглядят набухшими. Эритроциты имеют признаки сладж-фе-номена, что указывает на потерю или снижение заряда мембраны данных клеток (рис. 1 А). Как известно, надмембранный комплекс, или гли-кокаликс, представлен отрицательно заряженными молекулами гликозаминогликанов, ко- торые препятствуют агглютинации эритроцитов в норме. Набухание эндотелия, равно как и повышенная пролиферация мезангиальных клеток, является стереотипной неспецифической реакцией клеток на повреждение. Потеря заряда мембраны эритроцитов может быть обусловлена действием катионов Ca2+.
Таблица 1
Table 1
Морфометрические параметры структурных элементов почечного тельца
При анализе гистологических срезов почек крыс 2-й ЭГ обнаружено достоверное увеличение параметров всех структурных компонентов почечного тельца более чем в 2,5 раза по сравнению с контролем. В совокупности с депозитами белка в мочевом пространстве почечных клубочков и пролиферацией клеток париетального листка капсулы Шумлянского– Боумена эти изменения являются признаками
глубоких нарушений базальной гломерулярной мембраны в образцах почек (рис. 1 В). Клинически данный вариант соответствует нарушению фильтрационного процесса в нефроне.
В группе крыс, потреблявших питьевую воду с содержанием Mg2+ 35 мг/дм3 (3-я ЭГ), все исследуемые параметры почечных телец достоверно не отличались от контроля. На обзорных препаратах, окрашенных гематокси-
Morphometric parameters of the renal corpuscle structure elements
Структура почечного тельца Renal corpuscle structure |
Контрольная группа (Са2+ – 20 мг/дм3; Mg2+ – 7 мг/дм3) Control group (Са2+=20 mg/dm3; Mg2+=7 mg/dm3) |
1-я ЭГ (Са2+ – 60 мг/дм3) Experimental Group 1 (Са2+=60 mg/dm3) |
2-я ЭГ (Са2+ – 120 мг/дм3) Experimental Group 2 (Са2+=120 mg/dm3) |
3-я ЭГ (Mg2+ – 35 мг/дм3) Experimental Group 3 (Mg2+=35 mg/dm3) |
4-я ЭГ (Mg2+ – 70 мг/дм3) Experimental Group 4 (Mg2+=70 mg/dm3) |
Площадь почечного тельца, 2 мкм 2 Renal corpuscle area, mkm 2 |
6536,5±544,5 |
13953,8±887,9* |
17253,7±1038,6* |
7654,5±642,2 |
15396,2±1107,3* |
Площадь сосудистого клубочка, 2 мкм 2 Vascular glomerulus area, mkm 2 |
4688,7±316,3 |
11303,2±691,4* |
12194,3±732,2* |
5282,7±373,5 |
10896,6±826,5* |
Площадь мочевого пространства, мкм 2 Urinary space area, mkm 2 |
1847,8±228,2 |
2650,6±196,5* |
5059,4±306,5* |
1771,8±268,8 |
4499,6±180,9* |
Примечание. * – p<0,05 по отношению к контрольной группе.
Notes. * – the differences are significant in contrast to control group (p<0.05).
лином и эозином, состояние капилляров почечного клубочка, мезангиума, а также клеток висцерального и париетального листков капсулы Шумлянского–Боумена не имели выраженных морфологических различий от контрольных образцов (рис. 1 Б).
У крыс 4-й ЭГ обнаружено увеличение исследуемых параметров почечного клубочка по сравнению с контролем более чем в 2 раза
(табл. 1). В совокупности с чрезмерным расширением капилляров клубочка и признаками сладж-феномена эритроцитов эти признаки указывают на изменение ионного заряда данных клеток крови, что может привести к нарушению осмо- и ионорегулирующей функций почек. Данные структурно-функциональные характеристики отчетливо демонстрируются на рис. 1 Г.


A – 1 экспериментальная группа (Са2+=60 мг/дм3);
Б – 3 экспериментальная группа (Mg2+=35 мг/дм 3);
В – 2 экспериментальная группа (Са2+=120 мг/дм3);
Г – 4 экспериментальная группа (Mg2+=70 мг/дм 3);
Д – Конртрольная группа
(Са2+=20 мг/дм 3; Mg2+=7 мг/дм 3)
A – Experimental group 1 (Са2+=60 mg/dm3);
Б – Experimental group 3 (Mg2+=35 mg/dm3);
В – Experimental group 2 (Са2+=120 mg/dm3)
Г – Experimental group 4 (Mg2+=70 mg/dm3);
Д – Control group
(Са2+=20 mg/dm3; Mg2+=7 mg/dm3)
Рис. 1. Структурная организация капиллярного клубочка почки крыс.
Примечание. Темной стрелкой обозначен сладж-феномен эритроцитов; головка стрелки – набухшие эндотелиальные клетки; темная пунктирная стрелка – белок в мочевом пространстве; светлая пунктирная стрелка – клетки париетального листка капсулы Шумлянского–Боумена
Fig. 1. Structural organization of the kidney capillary glomerulus in rats.
Note. The dark arrow indicates red cell adherence; the head of the arrow indicates swollen endothelial cells; the dark dotted arrow shows protein in the urinary space; the light dotted arrow shows parietal layer cells of Bowman’s capsule
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потребление питьевой воды с повышенными концентрациями Ca2+ и Mg2+ вызывает морфологические изменения в клубочках нефронов. Они проявляются в набухании мезангиальных клеток, расширении капиллярного клубочка и появлении признаков сладж-феномена эритроцитов, что
может быть связано с прямым действием катионов на структурные компоненты рецепторно-барьерно-транспортной системы клеток почечного тельца и компоненты межклеточного вещества мезангиального матрикса. Можно полагать, что обнаруженные морфологические изменения оказывают влияние на осмо- и ионорегулирующую функции почек.
Список литературы Морфофункциональная характеристика почек крыс при потреблении питьевой воды с повышенной жесткостью
- Ахполова В. О., Брин В. Б. Обмен кальция и его гормональная регуляция. Журнал фундаментальной медицины и биологии. 2017; 2: 38-46.
- Halperin M.L., Cheema Dhadli S., Kamel K.S. Physiology of acid-base balance: links with kidney stone prevention. Semin Nephrol. 2006; 26 (6): 441-446.
- Скальный А.В., Рудаков И.А. Биоэлементы в медицине. Москва: Оникс. 21 век. Мир; 2004. 272.
- Безруков Е.А., Саенко В.С., Кантимеров Ф.Х., Кантимеров Д.Ф., Аляев Ю.Г. Влияние жесткости питьевой воды на возникновение мочекаменной болезни и химический состав камней у жителей городов Кумертау и Мелеуз Республики Башкортостан. Медицинский вестник Башкортостана. 2015; 3 (57): 83-87.
- Селятицкая В.Г., Пальчикова Н.А., Заксас Н.П. Содержание микроэлементов в тканях печени и легкого крыс с аллоксановым диабетом. Фундаментальные исследования. 2012; 4 (1): 201-205.
- Иванов А.В., Тафеева Е.А., Давлетова Н.Х., Вавашкин К.В. Современные представления о влиянии качества питьевой воды на состояние здоровья населения. Вода: химия и экология. 2012; 3: 48-53.
- Islam A.R.M.T., Shen S., Bodrud-Doza M., Rahman M.A., Das S. Assessment of trace elements of groundwater and their spatial distribution in Rangpur district, Bangladesh. Arab. J. Geosci. 2017; 10 (4): 95. URL: 10.1007/s12517-017-2886-3 (дата обращения: 30.05.2020).
- DOI: 10.1007/s12517-017-2886-3(
- Онищенко Г.Г., Зайцева Н.В., Май И.В., Андреева Е.Е. Кластерная систематизация параметров санитарно-эпидемиологического благополучия населения регионов Российской Федерации и городов федерального значения. Профилактическая медицина: актуальные аспекты анализа риска здоровью. 2016; 1 (13): 4-14.
- Джиоев И.Г., Фидарова А.М. Некоторые особенности функции и морфологии почек крыс в условиях различных моделей экспериментальной почечной недостаточности. Вестник новых медицинских технологий. 2008; 15 (1): 38-39.
- Недовесова С.А., Головин М.С., Иашвили М.В., Толстых Е.А., Турбинский В.В., Трофимович Е.М., Айзман Р.И. Физическое развитие и функция почек подростков, потребляющих питьевую воду с повышенным содержанием витальных катионов. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 10 (295): 31-34.
- Недовесова С.А., Трофимович Е.М., Турбинский В.В., Айзман Р.И. Сравнительный анализ функции почек и гормональной активности у крыс при потреблении питьевой воды с повышенной концентрацией кальция и магния. Современные проблемы науки и образования. 2017; 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27335 (дата обращения: 30.05.2020).
- DOI: 10.17513/spno.27335
- Лоскутова З.Ф. Виварий. Москва: Медицина; 1980. 94.
- Семченко В.В., Барашкова С.А., Артемьев В.Н. Гистологическая техника: учебное пособие. Омск: Омская медицинская академия; 2006. 152.
- Хонин Г.А., Барашкова С.А., Семченко В.В. Морфологические методы исследования в ветеринарной медицине: учебное пособие. Омск: Омская областная типография; 2004. 198.