Морфологические изменения миометрия при различных видах акушерской патологии
Автор: Маслякова Г.Н., Малыбаева Е.Р.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Макро- и микроморфология
Статья в выпуске: 4 т.10, 2014 года.
Бесплатный доступ
Цель: провести анализ случаев оказания медицинской помощи беременным и родильницам в ГУЗ «ПЦ» г Саратова за 2007-2012 гг. для выявления морфологических особенностей строения миометрия при различных видах акушерских кровотечений. Материал и методы. В исследование включались пациентки, у которых послеродовый период осложнился ранним или поздним послеродовым кровотечением. Результаты. Выявлена определенная частота встречаемости данной патологии у женщин разных групп риска.
Акушерские кровотечения, морфология
Короткий адрес: https://sciup.org/14918016
IDR: 14918016
Текст научной статьи Морфологические изменения миометрия при различных видах акушерской патологии
1Введение. Среди различных акушерских осложнений, возникающих в родах и раннем послеродовом периоде, кровотечения продолжают занимать одно из ведущих мест. В последние годы, по данным ВОЗ, ежегодно кровотечения, связанные с беременностью, наблюдаются у 14 млн женщин, из них 128 тыс. умирают обычно в первые 4 часа после родов. [1–4]. Тяжесть кровопотери зависит от индивидуальной переносимости кровопотери, преморбидного фона, акушерской патологии и метода родоразрешения. Факторами, предрасполагающими к кровотечению в последовом и раннем послеродовом периодах, являются перенесенные аборты, многочисленные беременности, рубец на матке, аномалии развития матки, преэклампсия и эклампсия, ожирение, многоплодная беременность, крупный плод, многоводие, различные экстрагенитальные заболевания матери, применение токолитиков, мертвый плод, дефект гемостаза (болезнь Виллебранда и др.). Массивная острая кровопотеря в акушерстве может развиться в результате преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты, предлежания плаценты, кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах, повреждения мягких тканей родовых путей (разрывы тела и шейки матки, влагалища, половых органов), повреждения сосудов параметральной клетчатки с формированием больших гематом [5].
Установить причину развития послеродового кровотечения удается не всегда. У женщин с гладким течением беременности и родов в послеродовом периоде развивается гипотония и атония матки с массивными кровотечениями, по поводу чего производится гистерэктомия. Поиск причин развития таких послеродовых кровотечений остается актуальной задачей и в настоящее время. Именно поэтому целью настоящего исследования явилось определение морфологических особенностей миометрия при различных видах акушерских кровотечений.
Материал и методы. Материалом для исследования явился послеоперационный материал (удаленные матки), полученный от 114 родильниц, находившихся в ГУЗ «Перинатальный центр» г. Саратова с 2007–2012 гг. (табл. 1).
Проводился анализ медицинской документации. Проведено гистологическое исследование ткани миометрия. Вырезанные кусочки фиксировали в 4%-ном нейтральном формалине, проводили через батарею спиртов восходящей крепости и заливали в парафин [6]. Для гистологических исследований парафиновые срезы толщиной 3–4 мкм наклеивали на предметные стекла, сушили при температуре 42 градуса в термостате 24 часа и окрашивали следующи-
ми методиками: с применением обзорных методов окраски — гемотоксилин-эозин; на выявление соединительной ткани — Ван-Гизон; для установления признаков дезорганизации соединительной ткани (ОКГ); на эластические волокна — окраска по Вей-герту. Исследование готовых препаратов осуществлялось с помощью лабораторного микроскопа B1 Advanced SERIES Motic Microscopes.
Морфометрическое исследование материала проводили с помощью объект-окуляр-микрометра, морфометрической сетки [7]. В 10 полях зрения определялся удельный вес мышечных волокон и соединительной ткани. Расчет соотношения площадей, занимаемых стромой и паренхимой, производился по формуле: S = 2M/L, где М — толщина волокон паренхимы (средняя величина), L — толщина волокон стромы (средняя величина) Данные приводились в условных единицах. При анализе полученных данных обращалось внимание на выявление признаков, характеризующих особенности структуры миометрия при разных видах акушерских кровотечений (степень выраженности отека, дистрофии, склероза, полнокровия сосудов, лейкоцитарной инфильтрации паренхимы и стромы). Статистический анализ проводили с использованием пакета программ статистической обработки результатов SSPS 13.0 и 20. For Windows.
Результаты. Материал был разделен на 5 групп в зависимости от причин, по которым родильницам произведена гистерэктомия (экстирпация или надвлагалищная ампутация маток).
Первую группу составили 30 случаев от родильниц в возрасте от 31 до 34 лет (средний возраст 33,3 года), причиной удаления маток которых явилось наличие фибромиомы матки различных размеров и локализации (от единичных субмукозных узлов, деформирующих полость матки и, как следствие, нарушающих сократительную способность миометрия, до множественных интерстициальных и субсерозных
Таблица 1
Распределение материала по группам
Вторую группу составили 27 случаев от родильниц в возрасте от 21 до 37 лет (средний возраст 32,8 года), причиной удаления их маток явилось предлежание и вращение плаценты. При гистологическом исследовании в отдельных случаях отмечались признаки вращения плаценты в виде глубокого проникновения ворсин в бухту редуцированной базальной площадки. В стенке матки обнаруживался умеренный отек, на небольших участках очаговый межуточный склероз, что подтверждено окраской по Ван-Гизону; сосуды были малокровны, просвет их расширен. Отмечались выраженные дистрофические изменения миоцитов, очаговые кровоизлияния в миометрии. При окраске ОКГ: количество незрелой соединительной ткани — 6%, нормальной — 36%, с признаками дезорганизации — 58%. При окраске по Вейгерту — реакция незначительная. Соотношение площадей паренхимы и стромы при морфометрии составляло 2:1.
Третью группу составили 13 случаев от родильниц в возрасте от 27 до 34 лет (средний возраст 30,7 года), причиной удаления маток которых явилась несостоятельность рубца на матке (полный или неполный разрывы матки). В данной группе при морфологическом исследовании миометрия выявлены следующие изменения: в нормальном миометрии выраженный отек, незначительное полнокровие. Просветы сосудов резко расширены, не содержали эритроцитов. Между мышечными волокнами располагались прослойки соединительной ткани с участками гиалиноза. Миоциты по периферии рубцовой ткани в состоянии выраженной дистрофии, на отдельных участках — фиброз, очаговые кровоизлияния. Кроме того, при макроскопической оценке на отдельных участках миометрий был резко истончен, с обширными кровоизлияниями и некроза. При окраске на ОКГ выявлено: незрелой соединительной ткани 14%, нормальной 24%, с признаками дезорганизации 62%. При окраске по Вейгерту на эластические волокна реакция не выражена. Соотношение площадей паренхимы и стромы при морфометрии составляло 1:1, что объясняется наличием рубцовой ткани от предыдущего оперативного вмешательства на матке.
Четвертую группу составили 15 случаев от родильниц в возрасте от 25 до 48 лет (средний возраст 30,6 года), причиной удаления маток которых явились другие факторы: отслойка плаценты, болезнь Крона, постэклампсическая кома, эмболия околоплодными водами, многоводие, многоплодие, преэклампсия разной степени, подозрение на suspicious cave uteri (не подтвердилось). При исследовании этой группы выявлен широкий спектр морфологических изменений в зависимости от имеющейся патологии. При окраске по Ван-Гизону в каждом конкретном случае степень выраженности соединительной ткани различна. При окраске на ОКГ получены следующие результаты: незрелой соединительной ткани — 32%, нормальной — 29%, с признаками дезорганизации — 39%. В этой группе соотношение площадей паренхимы и стромы при морфометрии составляло 1:1, т.е. паренхима и строма в равных количествах из-за многофакторности соматической патологии.
В пятую группу вошли 29 случаев от родильниц в возрасте от 18 до 34 лет (средний возраст 23,4 года) с гипотоническим кровотечением неясного генеза, которое не удалось купировать консервативными мероприятиями. При ретроспективном анализе этой группы у всех родильниц выявлены фенотипические признаки недифференцированной дисплазии соединительной ткани (нДСТ): астеническое телосложение, аномалии прикуса, искривленные мизинцы, сколиоз, плоскостопие, миопия разной степени выраженности. Следует отметить, что при нДСТ развиваются аномалии развития сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем, которые были диа-гностированны в ходе ультразвукового обследования (пролапсы митрального и трикуспидального клапанов различных степеней с регургитацией и без, не-фроптозы разной степени выраженности, аномалии развития органов) и варикозное расширение вен нижних конечностей, выявленное при общем осмотре. Из лабораторных данных принимали во внимание количество оксипролина и гликозаминогликанов (ГАГ) в моче. Абсолютным подтверждением нДСТ явилось увеличение этих показателей в суточной пробе мочи.
В этой группе выявлен широкий спектр морфологических изменений. Во всех случаях в стенке матки отмечается выраженный отек, гидропическая дистрофия миометрия вплоть до некроза отдельных гладкомышечных элементов, расширенные сосуды с небольшим количеством эритроцитов, на некоторых участках неравномерное венозное полнокровие. При окраске на ОКГ выявлены следующие показатели: количество незрелой соединительной ткани составило 63%, нормальной 21 %, с признаками дезорганизации 16%. На отдельных участках неравномерный очаговый и децидуальный склероз, подтвержденный окраской по Ван-Гизону. При окраске по Вейгерту на наличие эластических волокон реакция выражена слабо. Кроме того, выявлены мелкоочаговые скопления лейкоцитов на отдельных участках. В области плацентарной площадки в некоторых случаях наблюдались массивные диапедезные кровоизлияния. Обращало на себя внимание соотношение площадей паренхимы и стромы, которое в этой группе состав-
Таблица 2
Признак |
1-я группа, N=15 |
2-я группа, N=30 |
3-я группа, N=27 |
4-я группа, N=13 |
5-я группа, N=29 |
Возраст (лет) |
|||||
Min-Max |
25–48 |
31–34 |
21–37 |
27–34 |
18–34 |
(Me) |
(30,6) |
(33,3) |
(32,8) |
(30,7) |
(23,9) |
Степень выраженности отека |
|||||
Слабая |
4 (26,7%) |
3 (10%) |
20 (74%) |
2 (15,4%) |
2 (6,9%) |
Умеренная |
9 (60%) |
21 (70%) |
5 (18,5%) |
8 (61,5%) |
6 (20,7%) |
Выраженная |
2 (13,3%) |
6 (20%) |
2 (7,5%) |
3 (23,1%) |
21 (72,4%) |
Степень выраженности склероза |
|||||
Слабая |
11 (73,3%) |
25 (83,35) |
7 (25,9%) |
1 (7,7%) |
4 (13,8%) |
Умеренная |
3 (20%) |
4 (13,3%) |
11 (40,7%) |
7 (53,8%) |
6 (20,7%) |
Выраженная |
1 (6,7%) |
1 (3,4%) |
9 (33,4%) |
5 (38,5%) |
19 (65,5%) |
Степень выраженности полнокровия |
|||||
Слабая |
2 (13,3%) |
20 (66,7%) |
3 (11,1%) |
4 (30,7%) |
18 (62%) |
Умеренная |
8 (53,3%) |
7 (23,3%) |
10 (37%) |
6 (46,1%) |
8 (27,6%) |
Выраженная |
5 (33,4%) |
3 (10%) |
14 (51,9%) |
3 (23,2%) |
3 (10,4%) |
Степень выраженности лейкоцитарной инфильтрации |
|||||
Слабая |
5 (33,4%) |
23 (76,7%) |
22 (81,5%) |
6 (46,1%) |
24 (82,7%) |
Умеренная |
7 (46,7%) |
5 (16,7%) |
4 (14,8%) |
4 (30,7%) |
3 (10,3%) |
Выраженная |
3 (19,9%) |
2 (6,6%) |
1 (3,7%) |
3 (23,2%) |
2 (7%) |
Степень выраженности кровоизлияний |
|||||
Слабая |
3 (20%) |
17 (56,7%) |
2 (7,4%) |
9 (69,2%) |
2 (6,9%) |
Умеренная |
8 (53,3%) |
8 (26,7%) |
5 (18,55) |
2 (15,4%) |
4 (13,8%) |
Выраженная |
4 (26,7%) |
5 (16,6%) |
30 (74,1%) |
2 (15,4%) |
23 (79,3%) |
Соотношение паренхимы и стромы |
|||||
Паренхима |
2:1 |
2:1 |
1:1 |
1:1 |
1:2 |
Строма |
51,8:31,85 |
50,8:27,1 |
40,3:34,8 |
46,1:35,7 |
39,4:51,4 |
Паренхима |
|||||
Max |
91 мк. |
93 мк. |
89 мк. |
73 мк. |
76 мк. |
Min |
4 мк. |
19 мк. |
7 мк. |
3 мк. |
16 мк. |
Сред. |
51,8 мк. |
50,8 мк. |
40,3 мк. |
46,1 мк. |
39,4 мк. |
Площадь |
7,725 мк. |
7,62 мк. |
6,046 мк. |
6,915 мк. |
5,91 мк. |
Строма |
|||||
Max |
79 мк. |
61 мк. |
74 мк. |
91 мк. |
83 мк. |
Min |
6 мк. |
4 мк. |
6 мк. |
12 мк. |
17 мк. |
Сред. |
31,85 мк. |
27,1 мк. |
34,8 мк. |
35,7 мк. |
51,4 мк. |
Площадь |
4,725 мк. |
4,065 мк. |
5,232 мк. |
5,355 мк. |
7,71 мк. |
Морфологические особенности миометрия у родильниц с различной патологией
ляло 1:2, т.е. стромальный компонент резко преобладал над паренхиматозным (рисунок).
Полученные данные по исследованию представлены в табл. 2.
Обсуждение. В ходе проведенного исследования выявлена связь между морфологическим строением миометрия и клиническим течением послеродовых гипотонических кровотечений. Морфология и функция матки — единое целое, поэтому нарушение одного звена влечет за собой изменение другого. Тяжелые нарушения моторной функции матки часто являются следствием возникновения морфологиче- ских изменений как мышечной, так и нервной ткани. Следует отметить, что при нДСТ имеются морфологические признаки дезорганизации соединительной ткани с воспалительными реакциями и дистрофическими изменениями миоцитов, отражающие нарушение процессов репарации в миометриии.
Вывод. Таким образом, установлено, что у женщин с послеродовым гипотоническим маточным кровотечением неустановленной этиологии и без видимых «акушерских» причин кровотечения могут быть обусловлены нДСТ, которая вызывает структурные

А)

Б)
Преобладание стромального компонента над паренхиматозным в матке женщин с синдромом нДСТ. Окраска А) Ван-Гизон. Ув. 246,4; Б). ОКГ. Ув. 246.4
перестройки в миометрии, в частности нарушение соотношения паренхимы и стромы.
Список литературы Морфологические изменения миометрия при различных видах акушерской патологии
- Акушерские кровотечения. Под общ. ред. В. И. Кулакова. М.: Триада-Х, 1998; 96 с.
- Кулаков В.И., Серов В.Н., Абубакирова A.M., Баранов И. И. Акушерские кровотечения. М.: Медицина, 1998; 96 с.
- Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии на догоспитальном этапе: справочник. Под ред. Э. К. Айламазян. СПб.: СпецЛит, 2002; 112 с.
- Chernuha Е.А. Childbirth unit. Moscow, 2003; 345 p.
- Колесниченко А.П., Грицан Г.В. Особенности этиопатогенеза, диагностики и интенсивной терапии ДВС-синдрома при критических состояниях в акушерско-гинекологической клинике: методические рекомендации. Красноярск -2001 г.
- Меркулов Г.А. Курс патологической техники. П.: Медицина, 1969; 422 с.
- Автандилов ГГ. Морфометрия в патологии. М.: Медицина, 1973; 230 с.