Морфологические изменения нейронов гранулярного слоя зубчатой извилины при стресс-индуцированной депрессии и возможность фармакологической коррекции новым производным глутаминовой кислоты
Автор: Экова М.Р., Смирнов А.В., Тюренков И.Н., Волотова Е.В.
Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed
Статья в выпуске: 1 (65), 2020 года.
Бесплатный доступ
Были проведены морфометрическое исследование изменений в гранулярном слое зубчатой извилины крыс в возрасте 12 месяцев при моделировании депрессии и оценка возможности фармакологической коррекции выявленных изменений нейроглутамом. В гранулярном слое зубчатой извилины определяли: площади ядер, цитоплазмы и перикарионов нейронов, ядерно-цитоплазматическое отношение, относительные площади ядер, цитоплазмы и перикарионов нейронов, относительную площадь нейропиля. У крыс с экспериментальной депрессией, по сравнению с контрольной группой, отмечалось увеличение относительной площади нейропиля и снижение всех остальных морфометрических параметров. Применение нейроглутама продемонстрировало корректирующее действие.
Зубчатая извилина, депрессия, стресс, нейрон, крыса
Короткий адрес: https://sciup.org/142225938
IDR: 142225938
Текст научной статьи Морфологические изменения нейронов гранулярного слоя зубчатой извилины при стресс-индуцированной депрессии и возможность фармакологической коррекции новым производным глутаминовой кислоты
Депрессия относится к наиболее распространенным психическим заболеваниям, характеризуется высокой частотой рецидивов и низким уровнем ответа на лечение антидепрессантами [8]. Одной из основных причин депрессии является хронический стресс. Однако молекулярные механизмы, лежащие в основе патофизиологии депрессии до конца не изучены. Согласно нейрогенной гипотезе, депрессия связана с нарушением процесса нейрогенеза в зубчатой извилине гиппокампа [15]. Исследования на животных показывают, что нейрогенез у взрослых играет роль в обучении и памяти [7], регуляции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой (ГГН) оси в ответ на стресс [15] и терапевтических эффектах антидепрессантов [13]. Нарушение регуляции ГГН оси при хроническом стрессовом воздействии приводит к чрезмерному выделению глюкокортикоидных гормонов, которые негативно влияют на процесс нейрогенеза, подавляя пролиферацию, дифференцировку и выживание клеток [16]. Нейроны зубчатой извилины особенно чувствительны к патогенным эффектам глюкокортикоидов, поскольку экспрессируют как высокоаффинные минералокортикоидные (МР), так и низкоаффинные глю- кокортикоидные рецепторы (ГР) [15]. ГР были также идентифицированы в делящихся клетках-предшественниках субгранулярной зоны зубчатой извилины [8]. Помимо прямого влияния на нейрональные клетки-предшественники, стресс может также играть косвенную роль в регуляции нейрогенеза в зубчатой извилине путем увеличения уровня внутриклеточного эндогенного супрессора P27KIP1, который ингибирует пролиферацию клеток [9]. Большое значение в регуляции нейрогенеза и нейропластичности отводится нейротрофическиму фактору мозга (BDNF), так как повышение глюкокортикоидов приводит к снижению его уровня в гиппокаме [4]. Кроме того, при стрессе происходит сверхактивация рецептора N-метил-D-аспарагиновой кислоты в зрелых гранулярных нейронах зубчатой извилины с последующим эксайтотоксиче-ским действием глутамата [8]. Таким образом, исследование морфологических изменений в зубчатой извилине может способствовать формированию новых терапевтических мишений в лечении депрессии.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Заключалась в морфометрическом исследовании изменений в гранулярном слое зубчатой извилины крыс в возрасте 12 месяцев при моделировании депрессии и оценке возможности фармакологической коррекции выявленных изменений β-фенильным производным глутаминовой кислоты – нейроглутамом (соединение под лабораторным шифром РГПУ-135).
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование выполнено на 30 нелинейных крысах-самцах в возрасте 12 месяцев, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – группу с экспериментальной депрессией и 10 – группу животных с экспериментальной депрессией, получавших соединение с лабораторным шифром РГПУ-135. Исследуемое соединение вводили внутрибрюшинно за 1 час до моделирования депрессивного состояния в дозе 26 мг/кг. 1-я и 2-я группы животных получали соответственно массе эквивалентный объем физиологического раствора. При содержании животных, моделировании депрессивного состояния и выведения их из эксперимента руководствовались Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных, Хельсинской декларации (1975 г., 2000 г.). Экспериментальное моделирование депрессии у животных вызывали путем мягкого стрессового воздействия в течение 7 дней (ежедневно по 30 минут). Действие стрессоров, таких как виб- рация, громкий звук и пульсирующий яркий свет, осуществлялось в специальной камере, содержащей 6 изолированных отсеков и было непредсказуемым для животных. Данная модель приводит к развитию у животных стойкого депрессивного состояния и имеет сходство с клинической картиной депрессии [4]. Эвтаназию животных проводили с использованием «Гильотины для крыс» (AE0702, производитель «Open Science»). Головной мозг фиксировали в нейтральном забуференном 10%-м формалине. Парафиновые срезы изготавливали во фронтальной плоскости, окрашивали гематоксилином и эозином, тионином по методу Ниссля и изучали на уровне от –2,40 до –3,96 мм относительно брегмы [10] с использованием микроскопа «Axio Lab. A1» (Carl Zeiss Microscopy GmbH, Германия). Фотодокументирование осуществляли камерой «AxioCam 105 color» (Carl Zeiss Microscopy GmbH, Германия). С помощью модуля Image Analysis программы ZEN 1.1.2.0 (Carl Zeiss Microscopy GmbH, Германия) в гранулярном слое зубчатой извилины определяли следующие морфометрические параметры: площади ядер, цитоплазмы и перикарионов нейронов, ядерно-цитоплазматическое отношение (ЯЦО), относительные площади ядер, цитоплазмы и перикарионов нейронов, относительную площадь нейропиля.
Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica 8.0 (StatSoft, USA). Обобщенные данные представляли в виде медианы (Me) с указанием интерквартильного интервала (Q1-Q3), где Q1 – 25 процентиль, Q3 – 75 процентиль. Различия между группами оценивали по критерию Краскела – Уоллиса с последующим множественным сравнением групп между собой с использованием критерия Дана и считали статистически значимыми при p < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
У животных всех экспериментальных групп слои зубчатой извилины четко определялись топографически и соответствовали цитоархитек-тоническим особенностям, описанным в литературе для крыс [14]. Гранулярный слой зубчатой извилины у контрольной группы животных был образован плотно расположенными близкими к округлой форме перикарионами нейронов, встречались единичные нейроны с гиперхрома-тозом цитоплазмы и сморщиванием (рис., А). Абсолютные и относительные морфометрические показатели нейронов представлены в таблице. При воздействии комбинированного стресса выявлены как качественные изменения нейронов гранулярного слоя зубчатой извилины крыс, описанные нами ранее [3], так и количественные. Качественные признаки повреждения были представлены участками очаговых выпа- дений нейронов, явлениями хроматолиза, полиморфными изменениями ядер: отмечалось как набухание, так и пикноморфные изменения (рис., Б).

Рис. Морфологические изменения в гранулярном слое зубчатой извилины крыс при стресс-индуцированной депрессии:
А – 1 группа, контроль; Б – 2 группа, депрессия; В – 3 группа, депрессия + нейроглутам. Окраска тионином по методу Ниссля. Ув. ×400
Наличие повреждений в гранулярном слое зубчатой извилины подтверждалось изменениями морфометрических параметров нейронов. Оценка абсолютных показателей у крыс с экспериментальной депрессией продемонстрировала достоверное уменьшение (р < 0,05) на 30,1 % площади ядер, на 13,9 % площади цитоплазмы и на 21,3 % площади перикарионов нейронов, а также снижение ЯЦО на 11,1 % (р < 0,05) по сравнению с контрольной группой (см. табл.).
Достоверные различия обнаруживались в снижении относительных площадей ядер на 34,4 % (р < 0,05), цитоплазмы на 17,9 % (р < 0,05), перикарионов нейронов на 23,9 % (р < 0,05) и увеличении относительной площади нейропиля на 27,5 % (р < 0,05) в гранулярном слое зубчатой извилины у животных 12 месяцев, подвергнутых воздействию комбинированного стресса по сравнению с контролем (см. табл.).
При фармакологической коррекции экспериментальной депрессии у крыс нейроглутамом в гранулярном слое зубчатой извилины наблюдалась гистологическая картина близкая к контрольной группе животных. Большинство нейронов характеризовалось ядрами и перикарионами близкими к округлым по форме (рис., В), хотя встречались сморщенные нейроны и нейроны с гиперхромией цитоплазмы, удельное количество последних снижалось [3], по сравнению со стрессированными животными без фармакологической коррекции.
Применение нейроглутама продемонстрировало достоверное повышение только абсолютных морфометрических показателей нейронов гранулярного слоя зубчатой извилины крыс по сравнению с животными без лечения: увели- чение площадей ядра на 16,4 % (р < 0,05), цито- нейронов на 21 % (р < 0,05), ЯЦО снижалось на плазмы на 20,7 % (р < 0,05), перикарионов 12,5 % (р < 0,05) (см. табл.).
Изменение морфометрических параметров нейронов гранулярного слоя зубчатой извилины крыс, Ме (Q1–Q3)
Морфометрические показатели |
Гранулярный слой зубчатой извилины |
||
Контроль |
Депрессия |
Депрессия+ нейроглутам |
|
Площадь ядер нейронов, мкм2 |
29,6 (24,1–35,3) |
20,7* (14,7–29,3) |
24,1# (17,8–30,3) |
Площадь перикарионов нейронов, мкм2 |
60,6 (50,5–71,9) |
47,7* (38,8–61,1) |
57,7# (46,9–68,6) |
Площадь цитоплазмы перикарионов нейронов, мкм2 |
30,9 (24,6–38,7) |
26,6* (21,8–33,0) |
32,1# (26,6–39,6) |
ЯЦО, число |
0,9 (0,7–1,2) |
0,8* (0,6–1,0) |
0,7# (0,5–0,9) |
Относит. площадь ядер нейронов, % |
25,9 (20,3–31,8) |
17,0* (14,6–21,2) |
15,4 (12,0–17,6) |
Относит. площадь перикарионов нейронов, % |
53,5 (46,1–61,8) |
40,7* (35,0–48,3) |
34,7 (32,1–39,5) |
Относит. площадь цитоплазмы перикарионов нейронов, % |
27,9 (25,6–31,4) |
22,9* (18,9–26,3) |
20,1 (17,5–22,5) |
Относит. площадь нейропиля, % |
46,5 (38,2–53,9) |
59,3* (51,5–65,0) |
65,3 (60,5–67,9) |
Различия достоверны при p < 0,05: * по сравнению с животными группы Контроль, # по сравнению с животными группы Депрессия (критерий Краскела – Уоллиса с посттестом Дана).
В ходе проведенного нами морфометрического исследования установлено, что при мягком стрессовом воздействии, которое вызывает у животных депрессивные симптомы, отмечаются атрофические изменения нейронов гранулярного слоя зубчатой извилины, которые сочетаются с обратимыми и необратимыми процессами [3]. Данные изменения могут приводить к уменьшению объёма гранулярного слоя, что было продемонстрировано в исследованиях на грызунах, подвергшихся хроническому стрессу [11, 12].
Важно отметить, что в моделях депрессии у грызунов лечение антидепрессантами индуцирует увеличение снижения объема гранулярного слоя зубчатой извилины [6, 11]. Нами было показано, что при фармакологической коррекции экспериментальной депрессии у крыс нейроглутам способствовал уменьшению атрофических изменений в нейронах, что подтверждает его антидепрессантное и нейропро-текторное действия, выявленные ранее [1, 2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что при моделировании стресс-индуцированной депрессии у крыс в возрасте 12 месяцев в гранулярном слое зубчатой извилины отмечаются атрофические изменения нейронов, которые характеризуются снижением абсолютных и относительных морфометрических показателей, таких как площади ядра, цитоплазмы, перикарионов нейронов, ядерно-цитоплазматическое отношение, а также повышение относительной площади нейропиля. Применение β-фенильного производного глутаминовой кислоты – нейруглатама (РГПУ-135) оказывает корректирующее нейропротек-торное воздействие, поскольку способствует снижению атрофических изменений нейронов, вследствие увеличения абсолютных морфометрических параметров, по сравнению с животными с экспериментальной депрессией.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 19-415-340004\19.
Список литературы Морфологические изменения нейронов гранулярного слоя зубчатой извилины при стресс-индуцированной депрессии и возможность фармакологической коррекции новым производным глутаминовой кислоты
- Дозозависимое влияние гидрохлорида b-фенил-глутаминовой кислоты (нейроглутама) на поведение животных / И. Н. Тюренков [и др.] // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2014. - Т. 158, № 8. - С. 196-201.
- Нейропротекторное действие фенибута и нейроглутама при экспериментальной ишемии головного мозга на фоне измененной иммунореактивности / Е. В. Волотова [и др.] // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 2016. - Т. 79, № 4. - С. 18-25.
- Характеристика морфологических изменений зубчатой извилины при фармакологической коррекции депрессивного состояния у крыс зрелого возраста / А. В. Смирнов [и др.] // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2019. - Т.14, № 4. - С. 668-671.
- A depressive state in rats in chronic combined stress induced by combined stresses of different modalities / I. N. Tyurenkov [et al.] // Neuroscience and behavioral physiology. - 2015. - Vol. 45, № 5. - P. 542-549.
- Adlard, P. A. Voluntary exercise protects against stress-induced decreases in brain-derived neurotrophic factor protein expression / P. A. Adlard, C. W. Cotman // Neuroscience. - 2004. - Vol. 124, № 4. P. 985-992.
- Chronic fluoxetine induces the enlargement of perforant path-granule cell synapses in the mouse dentate gyrus / Y. Kitahara [et al.] // PLoS One. - 2016. -Vol. 11. - e0147307.
- Deng, W. Adult-born hippocampal dentate granule cells undergoing maturation modulate learning and memory in the brain / W. Deng // J. Neurosci. -2009. Vol. 29, № 43. - P. 13532-13542.
- Enhancement of hippocampal plasticity by physical exercise as a polypill for stress and depression: A review / A. Li [et al.] // CNS Neurol. Disord. Drug Targets. - 2019. - Vol. 18, № 4. - P. 294-306.
- Heine, V. M. Increased P27KIP1 protein expression in the dentate gyrus of chronically stressed rats indicates G1 arrest involvement / V. M. Heine // Neuroscience. - 2004. - Vol.129, № 3. - P. 593-601.
- Paxinos, G. The rat brain in stereotaxic coordinates. 6th ed. / G. Paxinos, C. Watson. - New York (NY): Elsevier Academic Press, 2007.
- Repeated social defeat-induced depression-like behavioral and biological alterations in rats: involvement of cholecystokinin / C. Becker [et al.] // Mol. Psychiatry. - 2008. - Vol.13. - P. 1079-1092.
- Stress and loss of adult neurogenesis differentially reduce hippocampal volume / T. J. Schoenfeld [et al.] // Biol. Psychiatry. - 2017. - Vol. 82. - P. 914-923.
- Surget, A. Drug-dependent requirement of hippocampal neurogenesis in a model of depression and of antidepressant reversal / A. Surget // Biol. Psychiatry. - 2008. - Vol. 64, № 4. - P. 293-301.
- The hippocampus book / P. Andersen [et al.]. - Oxford University Press, 2007. - 832 p.
- Umschweif, G. The dentate gyrus in depression [Electronic resource] / G. Umschweif, P. Greengard, Y. Sagi // European Journal of Neuroscience. - Access mode: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/ ?af=R
- DOI: 10.1111/ejn.14640
- Wong, E. Y. Raised circulating corticosterone inhibits neuronal differentiation of progenitor cells in the adult hippocampus / E. Y. Wong, J. Herbert // Neuroscience. - 2006. - Vol.137, № 1. - P. 83-92.