Морфологические особенности лейкоцитарной реакции при психоэмоциональном стрессе у животных с учетом поведенческой активности
Автор: Иванова Е.А., Коплик Е.В.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Эксперимент
Статья в выпуске: 1 (62) т.12, 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221751
IDR: 140221751
Текст статьи Морфологические особенности лейкоцитарной реакции при психоэмоциональном стрессе у животных с учетом поведенческой активности
Значение проблемы эмоционального стресса, как компонента и пускового механизма в патогенезе многих заболеваний, непрерывно возрастает. Нервногуморальные изменения, возникающие при стрессовых воздействиях, оказывают генерализованное влияние на весь организм [3-5].
Известно, что крысы с различной поведенческой активностью по-разному реагируют на стрессовое воздействие [1, 2]. Как показали проведенные исследования, крысы, проявляющие в тесте «Открытое поле» большую активность, более устойчивы к эмоциональному стрессу, по сравнению с поведенчески пассивными крысами.
На 180 крысах-самцах линии Вистар, предварительно разделенных на стресс-устойчивых и стресс -предрасположенных в тесте «Открытое поле» [1, 2] изучали лимфоидные образования тонкой кишки. В качестве модели острого эмоционального стресса применяли одночасовое раздражение области спинки животного пороговыми значениями электрического тока и одновременную иммобилизацию животного в плексигласовом пенале [2]. Гистологические препараты были изготовлены из фрагментов тощей и подвздошной кишок. Забор тканей производили сразу после окончания одночасового стрессового воздействия, а также на 1-ые, 3-и, 7-ые и 14-ые сутки.
Обратили внимание на тот факт, что у стресс-устойчивых и стресс-предрасположенных крыс в слизистой оболочке брыжеечной части тонкой кишки преобладал определенный тип гранулоцитов. Например, в ворсинках у тощей кишки в контрольной группе стресс-устойчивых крыс было обнаружено - 0,52 эозинофила и 0,36 нейтрофила (у подвздошной кишки – 0,71 эозинофила и 0,34 нейтрофила) на стандартной площади гистологического среза (880 мкм²), а у стресс-предрасположенных животных в аналогичной структуре – 0,36 эозинофила и 0,62 нейтрофила (у подвздошной кишки – 0,46 эозинофила и 0,90 нейтрофила) на стандартной площади гистологического среза (880 мкм²).
-
4. Хаитов P.M., Пинегин Б.В. Иммунная система желудочнокишечного тракта: особенности строения и функционирования в норме и при патологии // Иммунология. – 2007. – № 5. – С. 47.
-
5. Bao S., Fei J., Shen J., Gong S.J. at al. Reserpine-induced model of stress suppresses mucosal immunity // Immunol. Cell Biol. - 2006. - Vol. 84, № 6. - P. 537-542.
Гранулоциты относят к так называемому неспецифическому эволюционно более древнему компоненту иммунной системы. Особенности метаболизма нейтрофилов, как известно, детерминируют значительный спектр защитных реакций [3]. Нейтрофильные гранулоциты, циркулирующие в межклеточном пространстве слизистой оболочки, выполняют функции фагоцитоза, выделяют бактерицидные вещества (перекиси и ненасыщенные радикалы), пирогенны. Считают, что они первыми мигрируют в очаг воспаления и выделяют вещества, привлекающие сюда другие типы клеток [4].
До недавнего времени предполагали, что присутствие эозинофилов среди клеточных элементов слизистой оболочки тонкой кишки является проявлением аллергии и местных воспалительных реакций [4, 5]. В настоящее время принято считать, что эозинофилы участвуют в антибактериальной и антипаразитарной защите, обезвреживают токсины [5].
Стрессовое воздействие приводило к увеличению численности гранулоцитов в слизистой оболочке брыжеечной части тонкой кишки у крыс. Например, после окончания часового стрессового воздействия в группах устойчивых и предрасположенных крыс численность эозинофилов в ворсинках у тощей кишки выросла – на 17% и на 14%, соответственно, а нейтрофилов в аналогичной структуре – на 7% и на 24%, соответственно, у подвздошной кишки число эозинофилов увеличилось – на 17% и на 11%, соответственно, а нейтрофилов – на 11% и на 13%, соответственно, по сравнению с контрольными крысами соответствующих групп.
Наибольшее количество гранулоцитов у крыс обнаружено через 3-ое суток после прекращения стрессового воздействия. Так прирост числа эозинофилов в ворсинках у тощей кишки в группах стресс-устойчивых и стресс-предрасположенных крыс на стандартной площади гистологического среза (880 мкм²) составил – на 31% и на 20%, соответственно, а нейтрофилов в аналогичной структуре – на 19% и на 25%, соответственно. У подвздошной кишки в аналогичные сроки эксперимента число эозинофилов увеличилось – на 23% и на 19%, соответственно, а нейтрофилов – на 17% и на 25%, соответственно, по сравнению с контрольными крысами соответствующих групп.
Список литературы Морфологические особенности лейкоцитарной реакции при психоэмоциональном стрессе у животных с учетом поведенческой активности
- Коплик Е.В. Метод определения критерия устойчивости крыс к эмоциональному стрессу//Ж. Вестник новых медицинских технологий -2002. -Том 9. -С. 16-18.
- Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. -М: ГОЭТАР-Медиа, 2010. -112 с.
- Гарстукова Л.Г., Кузнецов С.Л., Деревянко В.Г., Наглядная гистология (общая и частная). -М.: ООО «МИА», 2008. -204 с.
- Хаитов P.M., Пинегин Б.В. Иммунная система желудочнокишечного тракта: особенности строения и функционирования в норме и при патологии//Иммунология. -2007. -№ 5. -С. 4 7.
- Bao S., Fei J., Shen J., Gong S.J. at al. Reserpine-induced model of stress suppresses mucosal immunity//Immunol. Cell Biol. -2006. -Vol. 84, № 6. -P. 537-542.