Морфологические особенности строения гребешковой кожи кисти у жителей русской национальности юга Тюменской области
Автор: Коломыс В.Е., Ахматов В.Н., Белов Н.Н., Ахматова Н.А.
Журнал: Тюменский медицинский журнал @tmjournal
Рубрика: Обмен опытом
Статья в выпуске: 1 (86) т.25, 2023 года.
Бесплатный доступ
Частная морфология изучает индивидуальные, половые, этнические и территориальные особенности роста и развития человека в онтогенезе. В исследованном контингенте у жителей Юга Тюменской области фиксируется ряд достоверных половых различий в дерматоглифических признаках гребешковой кожи кистей. В частности, у обследованных женщин на всех пальцах правой ладони ульнарные петли наблюдались достоверно чаще, чем у мужчин, а завитки реже. Гребневой счет I, IV и V пальцев и общий гребневой счет у мужчин достоверно выше, чем у женщин.
Дерматоглифика, тюменская область, пол, мужчины, женщины
Короткий адрес: https://sciup.org/140303387
IDR: 140303387
Текст научной статьи Морфологические особенности строения гребешковой кожи кисти у жителей русской национальности юга Тюменской области
Актуальность. В настоящее время проводятся обширные исследования антропометрических характеристик и различных показателей жизнедеятельности организма человека, прежде всего, проживающего в регионах с экстремальными условиями обитания. Дерматоглифика как раздел морфологии изучает рельеф кожи. Различают флексорные борозды – линии, приходящиеся на сгибы, тактильные и папиллярные узоры, которые образованы сложной системой гребешков и бороздок [1, 3, 4, 12].
Серьезные масштабы приобрело изучение вопросов, касающихся конституции человека и ее частных составляющих. Пожалуй, менее изученной из таких составляющих общей конституции, можно считать частную дерматоглифическую конституцию человека. На популяционном уровне происходит процесс генетической адаптации структуры популяции к действию основных факторов природной среды. По данным исследователей, в регионах Крайнего Севера за счет повышенной миграционной активности, обратного оттока мигрантов происходит избирательное накопление лиц с характерной дерматоглифической конституцией [7, 11, 13, 15]. Однако закономерности этих процессов изучены практически на недостаточно высоком уровне.
В настоящее время на территории Западной Сибири, значительную часть которой занимает Тюменская область, выполняется большая программа антропометрических исследований [5, 9, 10, 14]. Однако данные исследования в области изучения узоров гребешковой кожи ограничивались лишь ключевыми признаками дерматоглифики, что не дает полной дерматоглифической характеристики населения. В конце XIX века знания о гребешковой коже и рисунки дистальных фаланг применялись исключительно в криминалистике с целью идентификации личности подозреваемого. Но уже в начале XX века началось активное исследование строения папиллярных узоров как генетического маркера в рамках научного направления – дерматоглифики. Судебная, военная, спортивная медицина, генетика, биология, антропология, психология, вот некоторые аспекты приложения дерматоглифики [2, 7, 8, 9, 16, 17]. Несмотря на то, что наука делает уверенные шаги в этом направлении, папиллярные дерматоглифы нельзя считать окончательно изученными.
Цель исследования. Определить половые и билатеральные различия в распределении признаков гребешковой кожи кистей рук.
Материал и методы. Общее количество обследованных составило 302 человека (151 мужчин, 151 женщин) в возрасте от 17 до 60 лет. Набор материала проводился в школах, средних и высших учебных заведениях и на предприятиях города Тюмень, а также в Тюменском районе. Получение отпечатков ладоней и пальцев производили с помощью типографской краски общепринятым методом.
Были изучены следующие качественные признаки дерматоглифики, такие как: узорность дистальных фаланг пальцев дуга, ульнарная петля, радиальная петля, завиток; узорность средних фаланг пальцев; узорность проксимальных фаланг пальцев; Окончание главных ладонных линий (А, В, С, Б); Положение основного осевого трирадиуса (1, I’, 1’’, 1’’’); наличие дополнительного осевого трирадиуса (1, I’, 1’’, I’’’); наличие добавочных межпальце- вых трирадиусов (а, Ь, с, ё); узорность тенара; узорность межпальцевых промежутков; минуции.
Помимо этого, нами изучены и сравнены следующие количественные признаки дерматоглифики: углы наклона узора дистальных фаланг пальцев; пальцевой гребневой счет; ладонный гребневой счет; общий пальцевой гребневой счет; гребневой счет (аЬ, Ьс, сё); величина ладонных углов.
Результаты и обсуждение. Изучение суммарной узорности дистальных фаланг пальцев выявило ряд особенностей. На левой кисти встречаемость дуговых узоров (А+Т) у русских мужчин была 6,62 ± 0,91%, у женщин - 8,74±1,03%. На правой кисти у мужчин 5,96±0,86%, у женщин 6,62±0,91%. Достоверных билатеральных и половых различий в распределении частот дуговых узоров не отмечено.
Ульнарные петли (И) являлись наиболее частым видом узора. Суммарные пальцевые частоты у мужчин на левой руке их частота достигала 62,25 ±1,76%, что было достоверно выше (р <0,001), чем на правой руке - 50,07 ± 1,82%. У женщин такой закономерности не наблюдалось. У мужчин на пяти пальцах левой ладони ульнарные петли встречались достоверно чаще, чем у женщин 56,1б ± 1,81% при р < 0,05. В то же время у женщин суммарная частота ульнарных петель на пальцах правой кисти 58,41 ± 1,79% достоверно больше, чем у мужчин (р < 0,01). Различия с литературными данными в данном случае не отмечено (у мужчин частота признака 52,20%, у женщин – 58,20%).
Суммарные пальцевые частоты радиальных петель (К) на обеих руках были достаточно малы как у мужчин, так и у женщин: слева у мужчин и женщин частоты встречаемости узора были одинаковыми - 3,97 ± 0,71%; справа -5,30+0,82% и 4,37±0,74% соответственно.
Завитковые узоры (^) в исследованной группе населения отмечались почти в два раза реже, чем петлевые. Завитковые узоры чаще всего обнаруживались на IV пальцах обеих рук. На IV пальцах справа завитки имели более высокую частоту встречаемости - у мужчин 50,99 ± 4,07%, у женщин - 48,34 ± 4,07%. На левых ладонях их частота была несколько ниже – у мужчин 36,42+3,92%, у женщин – 43,71 ±4,04%. На V пальцах частота завитковых узоров была наименьшей: слева у мужчин -13,91 ± 2,82%, у женщин всего 1,32 ± 0,93%; справа - 27,81 ± 3,65% у мужчин и у 13,91 ± 2,82% женщин.
В распределении завитковых узоров наблюдался ряд билатеральных и половых различий. Так, у мужчин на I, IV и V пальцах частота наблюдений завитковых узоров на правых ладонях достоверно выше, чем на левых, при этом билатеральные различия на I пальцах достоверны при р < 0,001, а на IV и V пальцах при р < 0,01. Справа на Ш пальцах частота выявленных завитковых узоров у женщин значительно выше, чем слева при р < 0,05. На пятом пальце справа у женщин завитковые узоры встречаются значительно чаще, чем слева (р < 0,001).
При рассмотрении половых различий необходимо отметить, что у мужчин на I и Ш пальцах правой руки по сравнению с женщинами имело место достоверное увеличение числа завитковых узоров (при р < 0,05), а на V пальце справа (при р<0,01). Также у мужчин выявлено достоверное увеличение завитковых узоров на мизинцах слева по сравнению с пятыми пальцами у женщин (при р<0,001).
В исследованной нами группе жителей региона имеется ряд достоверных половых различий в дермато-глифических признаках гребешковой кожи кистей. Так, у женщин на всех пальцах правой ладони ульнарные петли наблюдались достоверно чаще, чем у мужчин, а завитки реже (при р < 0,05). Гребневой счет I, IV и V пальцев и общий гребневой счет у мужчин достоверно выше, чем у женщин (при р<0,05). На ладонной поверхности кистей рук наблюдались локальные изменения строения требешковой кожи – минуции. Этим особенностям тре-бешковой кожи уделяется особое внимание в практике дактилоскопии. Минуция «вилка» на обеих ладонях у женщин встречалась достоверно чаще, чем у мужчин. Узор «конец гребешка» на обеих ладонях у мужчин отмечался достоверно чаще, чем у женщин (при р < 0,05).
Заключение. В результате исследования установлена наиболее полная дерматоглифическая конституция русского населения юга Тюменской области. Результаты исследования могут удовлетворить потребности практической медицины, поскольку они обеспечивают возможность разработки стандартов дерматоглифической конституции русского населения региона с особыми условиями обитания. Чтение папиллярных узоров может представлять собой дополнительные данные для анализа возможных психических отклонений и расстройств, что является особенно актуальным при проведении качественного профессионального отбора. Установленные в работе половые и билатеральные особенности величин углов наклона узоров на дистальной фаланге пальцев кистей рук, распространение отдельных видов узоров на фалангах пальцев могут найти применение в деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД.
Список литературы Морфологические особенности строения гребешковой кожи кисти у жителей русской национальности юга Тюменской области
- Агафонова Н. А. и др. Критические стадии в развитии провизорного органа // Медицинская наука и образование Урала. 2011. Т. 12. № 1 (65). С. 51-54.
- Божченко А. П., Толмачев И. А. Дерматоглифика пальцев рук в аспекте судебно-медицинской идентификации личности // Суд. – мед. эксперт. 2009. № 2. С. 25-29.
- Губин Г. Д. и др. Валеологические аспекты антропологии в свете эволюционно-адаптивной природы эндогенных биоритмов// Валеология. 2008. № 1. С. 4-8.
- Жвавый Н. Ф., Койносов П. Г., Орлов С. А. Сравнительная морфофункциональная характеристика организма современной популяции детей-северян//Медицинская наука и образование Урала. 2010. Т. 11. № 2 (62). С. 56-61.
- Койносов П. Г. и др. Анатомо-антропологические подходы в оценке индивидуальной изменчивости жителей Тюменского региона. //Медицинская наука и образование Урала. 2018. Т. 19. № 1 (93). С. 9-15.
- Коломыс В. Е. и др. Морфологические особенности строения гребешковой кожи кистей рук. В книге: «Человек и лекарство». Тюмень, 2021. С. 44.
- Коломыс В. Е., Голубева И. А. Некоторые особенности применения дерматоглифики в медицинских исследованиях // Тюменский медицинский журнал. 2001. № 3. С. 36.
- Мазур Е. С., Сидоренко А. Г. Дерматоглифика в пргнозе конституциональных и физических признаков человека // Суд. – мед. эксперт. 2009. № 4. С. 18-20.
- Орлов С. А. Формирование морфотипов мужского населения на Тюменском Севере // Медицинская наука и образование Урала. 2009. Т. 10. № 3 (59). С. 40-44.
- Орлов С. А., Койносов А. П. Биологическая изменчивость у современной популяции коренных народов Тюменского Севера // Медицинская наука и образование Урала. 2011. Т. 12. № 1 (65). С. 76-79.
- Салменкова Е. А. Популяционные системы, метапопуляции, биокомплексность // Успехи современной биологии. 2018. Том 138. № 1. С. 3-11.
- Хить Г. Л., Долинова Н. А. Расовая дифференциация человечества (Дерматоглифические данные). М.: «Наука», 1990. 206 с.
- Чирятьева Т. В. и др. Влияние неблагоприятной социальной среды на морфофункциональные показатели детского организма//Научный медицинский вестник Югры. 2014. № 1-2 (5-6). С. 231-234.
- Чирятьева Т. В. и др. Формирование северного экологического типа у детей//Научный форум. Сибирь. 2021. Т. 7. № 1. С. 39-41.
- Чистикина Т. А., Чистикин А. Н., Быков Г. О. Пришлое русское население крайнего севера Тюменской области // Медицинская наука и образование Урала. 2019. Т. 20. № 4 (100). С. 176-180.
- Ефремов И. С., Зороастров О. М., Чистикин А. Н. Дерматогл ифические особенности кожных узоров лиц, осужденных за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью// Медицинская экспертиза и право. 2013. № 4. С. 49-51.
- Chintamani K. R. et al. Qualitative and quantitative dermatoglyphic traits in patients with breast cancer: a prospective clinical study// BMC Cancer. 2007. № 7. Р. 44.