Морфологическое состояние яичников крыс после монополярной коагуляции кистозных образований и применения полиоксидония

Автор: Окороков А.О., Тихоновская О.А., Петрова М.С., Петров И.А., Кадесникова Ю.А., Логвинов С.В.

Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk

Рубрика: Лабораторные и экспериментальные исследования

Статья в выпуске: 4-2 т.25, 2010 года.

Бесплатный доступ

Проведено исследование морфофункциональных изменений яичников при монополярной коагуляции функциональных кист с использованием гистологических методик. Показано, что электрокоагуляция кратковременно стимулирует рост фолликулов, но оказывает повреждающее действие на генеративный и эндокринный аппарат яичников, вызывает выраженные гемодинамические изменения в перифокальной области. Обладая иммуномодулирующим, детоксицирующим, рецепторокорригирующим, антиоксидантным и мембраностабилизирующим свойствами, полиоксидоний оказывает протективное влияние на генеративный аппарат яичников и состояние микроциркуляции в органе.

Яичники, функциональные кисты, коагуляция, морфология, полиоксидоний

Короткий адрес: https://sciup.org/14919315

IDR: 14919315

Текст научной статьи Морфологическое состояние яичников крыс после монополярной коагуляции кистозных образований и применения полиоксидония

В настоящее время отмечено увеличение частоты функциональных кист (ФнК) яичников с 11 до 25% [2]. Многие авторы не отрицают роль воспаления в образовании кист, при котором большое значение имеет развитие явлений периоофорита, спаечного процесса в органах малого таза различного генеза [2, 3]. Оперативное вмешательство на яичниках снижает их функциональноморфологический резерв и нередко способствует рецидиву кист [1, 4, 5].

Цель данной работы: изучить морфологию яичников при монополярной коагуляции ФнК яичника и экспериментально обосновать использование полиоксидония для коррекции возникающих изменений.

Материал и методы

Проведена коагуляция экспериментальных кист яичников (патент на изобретение № 2282249 от 20.08.06 “Способ моделирования поликистозных яичников с преобладанием фолликулярных кист”) (Логвинов С.В. и др., 2006) в период их максимального морфогенеза на 2-е сутки после окончания введения хорионического гонадотропина и инсулина. Выполнено 3 серии опытов на 144 животных. Крысам основной группы (n=48) проводили монополярную коагуляцию кистозных образований яичников с последующим введением в течение 5 дней цефа-золина и полиоксидония (регистрационный номер 96/ 302/9, ФС 42-3906-00, производитель НПО “Петровакс Фарм”, г. Москва) в лечебных дозах с пересчетом на мас- су тела. Группу сравнения I (n=48) составили животные с моделью ФнК после монополярной коагуляции кистозных образований яичников с последующим введением в течение 5 дней цефазолина. Группу сравнения II (n=48) составили животные с моделью ФнК (не подвергавшиеся операции). Контрольная группа была представлена интактными крысами. Животных выводили из эксперимента в различные сроки опыта с соблюдением правил работы с экспериментальными животными. При аутопсии визуально оценивали состояние яичников. Для морфологического исследования использовали стандартные методы окраски. Морфоколичественный анализ структурной перестройки тканевых компонентов яичников проводили с помощью окулярной измерительной сетки (Автандилов Г.Г., 1990), исследовали динамику удельного объема основных структурно-тканевых элементов яичника. Методы статистического исследования включали (Гланц С., 1998): расчет описательных статистик для определения достоверности различий между анализируемыми выборками; проверку формы распределения (тест Колмогорова–Смирнова для одной выборки); сравнение средних значений двух независимых выборок – параметрическим методом (t-тест Стьюдента), непараметрическим методом (U-тест Манна–Уитни).

Результаты

На 2-е сутки содержание фолликулярных кист в основной группе, группах сравнения I и II увеличивалось одинаково. К 7-м суткам наибольшее среднее количество кист отмечалось в группе с моделью II – 1,9±0,11 в срезе яичника (р<0,001). В отдаленные сроки эксперимента (22-52-е сутки) после монополярной коагуляции их число (5,23±1,2; 5,39±1,18) было значимо выше (р<0,025), чем в основной группе (0,43±0,19; 0,41±0,17). В группе сравнения II и в контрольной группе в указанные сроки различий не отмечалось.

Количество лютеиновых кист в срезе яичника было минимальным в контрольной группе (0,02±0,01), максимальным в группе сравнения II (от 0,4±0,02 до 1,6±0,1; р<0,001). На протяжении эксперимента отмечалось значимое снижение лютеиновых кист после применения лечебных мероприятий, при этом отличий между основной группой и группой сравнения I от момента воздействия к концу эксперимента не наблюдалось.

Примордиальные фолликулы показали низкую устойчивость к термическому воздействию. В основной группе и группе сравнения I отмечалось значимое снижение (в 3–5 раз) содержания растущих фолликулов во все сроки эксперимента при сравнении с показателями контрольной группы и группы сравнения II (модель ФнК). Между собой значения в группе с монополярной коагуляцией и в группе с применением полиоксидония достоверно не отличались.

Результаты морфоколичественного анализа показали, что на 2-е сутки после операции количество растущих фолликулов было минимальным, к 7-м суткам возрастало, статистически значимых отличий между группами не выявлено. В более поздние сроки эксперимента отмечалась значительная разница между основной группой и группой сравнения I. Так, в группе сравнения I количество растущих фолликулов снижалось к 52-м суткам и было минимальным, при введении животным полиокси-дония их содержание в 4 раза превышало таковое в группе сравнения I (1,98±0,31 и 7,93±0,37; р<0,025). Полученные в поздние сроки эксперимента (52-е сутки) данные не отличались от таковых в группе интактных животных. К 22-м суткам эксперимента после оперативного лечения удельное содержание генеративных элементов яичников было практически в 2 раза меньше аналогичных значений в ранние сроки эксперимента (р<0,001) и в 4– 5 раз меньше показателей в интактной группе и группе с моделью функциональных кист (р<0,001).

После оперативного вмешательства наблюдался значимый рост удельного объема желтых тел яичников, особенно в ранние сроки эксперимента (2–7-е сутки). В более поздние сроки (22–52-е сутки) значения несколько снижались, оставаясь выше таковых в контроле. В основной группе и группе сравнения I минимальные показатели удельного объема желтых тел определялись к 22-м суткам эксперимента и составили 49,3±4,3% в основной группе и 41,2±3,89% в группе сравнения I (р>0,05). К 52-м суткам удельный объем желтых тел в основной группе превышал таковой в группе сравнения I – 69±3,21 и 42±3,34% соответственно (р=0,025), что свидетельствовало о восстановлении гормональной активности яичников.

При сравнении показателей удельного объема стромы яичников в группах после электрохирургического лечения и после применения полиоксидония наблюдалось их незначительное увеличение к 22-м суткам – с 11,02±0,3 до 13,94±0,44% в основной группе и с 10,41±1,06 до 14,7±0,16% в группе сравнения I (р>0,05), что могло быть обусловлено сохраняющимся отеком, появлением разрастаний грануляционной ткани. В отдаленные сроки эксперимента объем интерстициальной ткани увеличивался как за счет разрастания соединительной ткани на месте коагуляции, так и за счет уменьшения генеративного аппарата яичников, тем не менее, значимо не превышая показатели в группе контроля. При этом наблюдалась некоторая тенденция к более высокому удельному содержанию интерстиция в группе сравнения I после электрокоагуляции.

Удельный объем сосудистого русла нарастал во всех сравниваемых группах от начала опыта к его окончанию, значимо отличаясь от показателей контрольной группы и значений в группе с моделью функциональных кист. На 2-е сутки после оперативного вмешательства он составлял 6,97±0,91% (группа сравнения – 6,41±0,74%; р<0,05), что было ниже удельного объема сосудов в группе интактных животных. Через 7 суток эксперимента отличий между группами выявлено не было. В более поздние сроки удельное содержание сосудов в группе с моделью ФнК значимо не отличалось от таковых в интактной. При этом аналогичные показатели в послеоперационном периоде увеличивались: удельный объем сосудистого русла в группе с использованием полиоксидония к 52-м суткам возрастал до 12,75±0,77%, в группе сравнения I – 13,89±0,82%; (р>0,05).

Заключение

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что электрохирургия кист яичников у экспериментальных животных вызывает очагово-некротические изменения в местах воздействия, стойкие нарушения микроциркуляции , а в отдаленные сроки повышает риск рецидивов кист яичников. Применение полиоксидония после электрохирургии кист яичников в эксперименте в значительной степени уменьшает перифокальную воспалительную реакцию и выраженные гемодинамические нарушения, снижает частоту рецидивов кист, оказывает про-тективное влияние на генеративный и эндокринный аппарат яичников.

Список литературы Морфологическое состояние яичников крыс после монополярной коагуляции кистозных образований и применения полиоксидония

  • Бухарина И.Ю. Морфофункциональные изменения придатков матки при монополярной коагуляции и их коррекция антиоксидантным комплексом: дис. … канд. мед. наук. -Томск, 2003. -180 с.
  • Дубровина С.О. Некоторые аспекты этологии кист яичников//Российский вестник акушерства и гинекол. -2004. -Т. 4, № 6. -С. 9-11.
  • Николаева И.Н. Новые подходы к диагностике и лечению ретенционных кист яичников и возможности восстановления репродуктивной функции: автореф. дис. … канд. мед. наук. -Благовещенск, 2006. -23 с.
  • Серебренникова К.Г., Кузнецова Е.П. Комплексная терапия и реабилитация у женщин с фолликулярными кистами яичников после эндоскопических операций в амбулаторных условиях//Гинекология. -2002. -Т. 4, № 4. -С. 174-175.
  • Somigliana E., Ragni G., Infantino M. et al. Does laparoscopic removal of nonendometriotic benign ovarian cysts affect ovarian reserve?//Acta Obstet. Gynecol. Scand. -2006. -Vol. 85, No. 1. -P. 74.
Статья научная