Кинофильм как источник эмпирических данных о языке (на примере контрфактуальных высказываний)

Бесплатный доступ

Статья затрагивает проблему методологии в науке о языке. Установлено, что художественные фильмы предоставляют адекватные эмпирические данные, необходимые для реалистичного изучения языка как коммуникативного поведения человека. Доводы эпистемологии и философии науки свидетельствуют о том, что методология «скриптизма» и рационализма, до сих пор востребованных в лингвонаучной практике, не способна раскрыть сущность языка, поскольку она не дает возможности наблюдать коммуникативное поведение человека в динамике. Цель данной статьи - предложить альтернативное понимание предмета, метода и эмпирического материала лингвистического исследования, в центре внимания которого будет опыт человека, доступный для наблюдения посредством динамики видеоряда. Вводится и объясняется термин «языковое поведение» (languaging), обозначающий процесс конструирования человеком своего опыта в динамике меняющихся объектов внимания и референции. Утверждается, что изучение языкового поведения основывается на принципах холизма, циркулярности и диалектического взгляда на опыт человека. Автор статьи приводит ряд доводов, объясняющих, почему в такой исследовательской парадигме одни только тексты не могут выступать в качестве надежного источника данных о языке и почему фильмы являются лучшей альтернативой. На примере кинофильма «Искупление» демонстрируется, как фильм, изучаемый в ракурсе предлагаемого подхода, помогает раскрыть экспериенциальную сущность определенного грамматического явления.

Еще

Конструирование опыта, экспериенциальный контекст, игровые картины, поведение в языке, энактивизм, холизм

Короткий адрес: https://sciup.org/149137953

IDR: 149137953   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.3.14

Статья научная