Мотивы кролевецкого ткачества в оформлении саморядовских рушников

Автор: Кортович А.В.

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Искусство, образование, наука

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

В докладе проведён анализ культурных связей населения российско-украинского приграничья на примере оформления текстильных изделий. Рассмотрены пути распространения традиций и канонов кролевецкого узорного ткачества на региональном уровне. Выполнена классификация элементов оформления кролевецких и саморядовских полотенец-рушников. лению оформления, а создавал определённое вариативное пространство. В саморядовских рушниках использовались те же самые декоративные элементы, что и в кролевецких. Но их оформление более свободно в композиционном и цветовом решении, в них присутствует больший ассортимент изобразительных форм, их архитектоника обладает выраженной динамикой. Земли Большесолдатского и Суджанского районов являлись порубежной территорией, культурные традиции здесь имели русские и малороссийские корни. Композиционные основы тканых саморядовских рушников, мотивы и отдельные фигуры заимствованы из Малороссии, поскольку кролевецкие рушники пользовались особой любовью у широких слоёв населения, а традиции ткачества в силу специфики рода деятельности служилых людей Белгородского столбового разряда и их потомков, крестьян-однодворцев, отсутствовали. Но Саморядовские рушники никак нельзя назвать репликами и, тем более, копиями кролевецких. Каждый из них неповторимый, двух одинаковых по оформлению рушников мы не найдём. Мастерицы брали за основу канонические мотивы, композиционный строй и элементы орнаментов кролевецких рушников, органически перерабатывали их согласно своим представлениям о прекрасном, вносили свои собственные художественные образы и создавали совершенно самостоятельное и самобытное искусство в технике однолицевого миропольского перебора. Саморядовское узорное ткачество живо до сих пор, поддерживается и сохраняется в одном из ремесленных филиалов Курского областного Дома народного творчества - Саморядовском Доме ремёсел.

Еще

Текстиль, ткачество, рушник (полотенце), орнамент, канон, однодворцы, крестьяне

Короткий адрес: https://sciup.org/170204427

IDR: 170204427   |   DOI: 10.34685/HI.2023.43.4.007

Список литературы Мотивы кролевецкого ткачества в оформлении саморядовских рушников

  • Темерин С. М. Русское народное искусство узорного ткачества. Диссертация. - М.: 1946.
  • Молчанов В. С. Народное узорное переборное ткачество. - М.: КОИЗ. 1960.
  • Прокошина В. В. Орнаментальные мотивы кролевецких рушников и технологические особенности их воспроизводства в переборном и закладном ткачествах Украины и Беларуси. // Аладовские чтения-2021. Материалы Международной научно-практической конференции. Минск: БелНИИТ "Транстехника". 2021.
  • Кротевич Л. В. Впровадження та мiсце червонного колiру, як основи в традицiйних кролевецких рушниках. // ScienceRise №7(48). 2018.
  • Лобачевская О. А. Белорусский народный текстиль. Минск: Беларуская наука. 2013.
  • Заїка Н. Л. "Кролевецькi" рушники кiнця ХIХ - початку ХХ ст. в експозицii музею украiнсь кого рушника нацiонального iсторико-етнографiчного заповiдника "Переяслав". // Сiверщина в iсторiї України № 10. 2017.
  • Лабачэўская В. А. Повязь часоў - беларускi ручнiк. Минск: Беларусь. 2002.
Статья научная