Мотивы суицидальной активности больных опийной наркоманией: роль ВИЧ-инфекции

Автор: Михайловская Н.В., Уманский М.С.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Психиатрия. Неврология

Статья в выпуске: 3 (52) т.10, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140219647

IDR: 140219647

Текст статьи Мотивы суицидальной активности больных опийной наркоманией: роль ВИЧ-инфекции

Тюменский ОНД, г. Тюмень, Россия

В последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение числа самоубийств [8, 10, 17, 21]. Тем не менее, снижение суицидальной смертности является одной из важнейших медико-социальных задач [15, 23]. Разработка и реализация мер профилактики наиболее эффективны в группах повышенного риска [1, 11], среди которых значительную категорию составляют больные наркоманиями [5, 19, 22]. Самоубийство занимает значительный процент в структуре смертности этого контингента [12, 18]. К негативным факторам, поддерживающим высокий суицидальный риск, относят психологические особенности самих наркозависимых, полинаркоманию, социальное неблагополучие [6, 7]. Важной составляющей, оказывающей выраженное дезадаптивное действие на личность и поведение человека, является ВИЧ-инфекция [2, 25, 26], регистрируемая у 11,7% наркозави-симых [16].

У большинства лиц при диагностике ВИЧ-инфекции выявляются депрессивные расстройства [13, 24, 27 и др.]. При этом сам факт инфицирования может служить основой формирования идей безнадёжности и быть предиктором суицидального поведения [3, 4, 20]. В большинстве случаев суицидальное поведение у этих больных типологически можно рассматривать как избежание - устранение себя от непереносимой угрозы своему существованию как личности, социальному и биологическому индивиду, от ожидаемых неизбежных мук, потерь, физических и душевных страданий [14].

Цель исследования: оценить место ВИЧ-инфекции в суицидальной активности больных опийной наркоманией.

Материал и методы. Обследовано 347 больных опийной наркоманией (F11), впервые обратившихся в центр реабилитации, у которых при обследовании были выявлены различные формы суицидального поведения [9]. Мужчин было 81,6% (n=283), женщин - 18,4% (n=64); средний возраст - 22,1 ± 1,8 года. Длительность потребления опиатов составляла от 3 месяцев до 6,5 лет, в среднем 3,6 ± 0,9 лет.

На момент обращения за медицинской помощью 44,4% больных (n=154) имели клинические проявления абстинентного синдрома (F11.3), 42,6% (n=148) принимали наркотические вещества и находились в состоянии острой опийной интоксикации (F11.0) и лишь 13,0% (n=45) наблюдались с ремиссией различной длительности (F11.20 и F11.23).

Методы исследования: клинико - психопатологический, клинико-анамнестический.

Результаты и обсуждение. Установлено, что впервые суицидальные идеи возникли у обследуемых в 30,5% случаев – при невозможности получить наркотик, у 18,2% – при выявлении у них ВИЧ-инфекции, у 11,8% – конфликтной ситуации с родителями или друзьями (6,1%), у 9,5% – выявлении вирусного гепатита, у 7,8% – возникновении признаков выраженной соматической патологии, у 4,9% – в связи с другими причинами. В 11,2% случаев, период и причина первого появления суицидальных мыслей не была указана.

Длительность присутствия суицидального поведения на момент обследования у 96,2% наркозависимых составляла от 1 месяца до 4,5 лет (в среднем – 16,2±2,1 мес.), то есть в большинстве случаев суицидальная динамика развивалась достаточно длительный период. При этом опрос показал, что достаточно часто (81,6%) с течением времени причина, указываемая наркозависимыми как первичный провоцирующий фактор, заменялась другой / другими, а структура мотивов, нередко, претерпевала значительные изменения. В отдельных случаях, пациенты указывали на 2-3 конкурирующие мотива, из которых выделить ведущий они не могли.

Анализ показал, что у подавляющего большинства наркозависимых, обратившихся в центр реабилитации, основные мотивы суицидального поведения явно определялись депрессивными переживаниями. Преобладали представления о бесцельности и мучительности дальнейшего существования (28,2%), утраты надежды на изменение к лучшему (24,5%), чувство одиночества и ненужности (21,3%). В ряде случаев имело место чувство собственной неполноценности (8,9%), желание освободить родственников (6,9%), вызвать к себе жалость и сострадание (4,9%), ощущение собственной вины (4,3%), а так же мысли отомстить, наказать обидчика (3,2%) и доказать свою правоту (2,6%). Эти данные подтверждают наличие высокой частоты депрессивных переживаний у больных наркоманией, лежащих в основе суицидального поведения.

Обращает на себя внимание так же высокая частота мотивов, обусловленных заражением ВИЧ-инфекцией (22,5%) и вирусными гепатитами (4,3%). То есть, практически каждый четвертый указали в качестве суицидогенного фактора вирусное заболевание.

Таким образом, анализ основных мотивов суицидального поведения больных опийной наркоманией показал, что большинстве они представлены депрессивными переживаниями, возникающими вследствие дезадаптации личности. В случае выявления ВИЧ-инфекции суицидальные идеи определяются самим фактом заражения. ВИЧ-инфекция, вероятно, является одним из ведущих мотивов среди завершенных самоубийств, совершаемыми больными наркоманиями. Это указывает на важность и необходимость обязательного психологического сопровождения методов диагностики ВИЧ-инфекции у данного контингента больных.

Статья