Мургабский фазан Phasianus colchicus principalis в долине реки Мургаб

Автор: М.К. Житников

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2547 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140310520

IDR: 140310520

Текст статьи Мургабский фазан Phasianus colchicus principalis в долине реки Мургаб

М.К.Житников

Второе издание. Первая публикация в 190 8*

Лет 8 тому назад я писал в «Псовой и ружейной охоте» (Житников 1899): «правда, много, много лет пройдёт до того печального дня, когда во всей Мургабской долине не останется ни одного комаровского фазана: но если своевременно не будут приняты меры предосторожности – этот день непременно настанет». Я оказался плохим пророком и готов взять теперь свои слова назад: прошло так немного времени, а истребление фазана в Мервском оазисе шагнуло вперёд с такой ужасающей быстротой, что в районе 20 вёрст около самого Мерва белокрылого фазана Phasianus colchicus principalis (Sclater, 1885)† уже нет, если не считать отдельные парочки, кой-где чудом уцелевшие; далее в долине Мургаба фазан сохранился лишь местами и то не ближе 80-100 вёрст от города Мерва, например, в Султан-Бенде, Имам-Баба и т.п. Но славное прошлое фазаньей охоты уже миновало и для этих мест. Десять лет тому назад можно было за 2-3 ч утренней охоты на посевах в Иолатани (60 вёрст от Мерва) или Султан-Бенде взять без труда 10-15 фазанов; теперь – это результат двухдневной охоты, а то и более. Какие же причины вызывают исчезновение фазана? На первом плане, разумеется, стоит рост культуры края. Там, где прежде тянулись на сотни вёрст тугаи по реке Мургаб, то есть заросли тамарикса, камыша, деревьев, во многих местах теперь всё вырублено для надобностей плантаций хлопка, раскинувшихся по берегам реки; стало быть, мест для беспечального житья фазана стало меньше. По пустынным прежде степям этой долины протянулись Кушкинская ветвь Среднеазиатской железной дороги со многими станциями, служащие которых, конечно, спуску фазанам не дают, охотясь на них круглый год.

Затем быстрый рост самого Мерва, увеличение населения, а с ним и охотничьего элемента, оказывают также сильное влияние на исчезновение фазана. Но не в этом склонен я видеть главную причину истребления ценной птицы. Существовал с самого утверждения русской власти в Закаспии приказ, воспрещавший, между прочим, туземцам-туркменам (текинцам) охотиться за фазанами и, главное, продавать их. Эта мера больше всего и способствовала сохранению фазана: бить-то их полегоньку били все и всегда, но в продаже они нигде не встречались, так как продажа их воспрещалась и вообще всем, как русским, так и местному населению. А это в свою очередь ограничивало и охоту за ними, раз она не представляла практической пользы. Было бы странно лет пять тому назад встретить на текинском базаре Мерва человека, продающего битых фазанов: такой субъект был бы сейчас же препровождён в полицию. Да и сама полиция так приучилась смотреть за исполнением этого, кажется Куропаткинског о* , приказа, что нарушения его я что-то и не упомню.

Но вот настают политические события последних лет, отодвинувшие далеко на задний план все второстепенные вопросы, а в том числе и вопрос об охотничьем хозяйстве страны; сказалось это и у нас в Закаспийской области. Революционное, с позволения сказать, движение, веточка которого дотянулась и до нашей окраины, дало такую массу работы администрации, что до фазанов ли было тут? И вот уже года два-три продажа фазанов стала открытой и, хуже всего, безнаказанной. Минувшую зиму 1907 года на базаре продавали фазанов и текинцы, и русские: один фазан стоил 60-75 коп.

Безбоязненно расхаживали по базару текинцы со связками фазанов, размахивая ими перед самым носом блюстителей порядка. Приказ, ещё не отменённый, забыт, никто за исполнением его не следит, чего же лучше? Сижу я как-то зимой в общественном собрании. Заходит в буфет солдат железнодорожного батальона; под шинелью что-то прячет. Наконец, потоптавшись на месте, вытаскивает из-под неё пару фазанок и кладёт на стол. «Где убил? – спрашиваю. – Так что купил у текина за 40 коп., а теперь перепродаю». Конечно, врёт: но что же скажешь после всего виденного на базаре. Начинается торг; продаёт буфетчику пару за 1 руб. 20 коп., выпивает бесплатно не в счёт этих денег стакан водки и, обтерев губы шинелью, уходит.

В Тедженском уезде (соседний с Мервским) дело обстоит ещё проще: там фазанов в прошлую зиму выносили продавать прямо на вокзал к приходу пассажирских поездов; цена стояла невысокая, от 40 коп. за фазана ввиду того, что сбыт на маленьких станциях (Теджен) мал, да и фазана там пока ещё сравнительно много.

И вот я увидел теперь, что окончательное истребление фазанов – дело очень недалёкого будущего, какого-нибудь десятка лет, как в Тед-женской, так и в Мургабской долине, если только власть предержащие не придут на помощь охотникам, вызвав к жизни забытый приказ. Кроме того, не мешало бы возобновить и другой, относящийся сюда же приказ – о воспрещении текинцам иметь у себя огнестрельное оружие без разрешения администрации. Теперь же в каждой кибитке имеется ружье; в большинстве случаев это дробовики мелких калибров персидского или бухарского, а также хивинского изделия, с уродливой ложей и саженным стволом; но состоятельные текинцы имеют шомпольные и казнозарядные ружья ценою до нескольких сот рублей. Всё это приобретается уже не под сурдинку, как раньше, а явно и открыто: о разрешении спрашивать ведь никто не будет. А затем начинается уничтожение фазанов и торговля ими.

Боюсь, что всё это, мной написанное, так и останется голосом вопиющего в пустыне. Не пришлось бы нам вскоре ездить в музеи полюбоваться на чучела нашего собственного фазана как на невиданную редкость. Впрочем, я должен оговориться, что в области существуют ещё два заповеданных места для развода фазанов: одно в урочище Багир около Асхабада, центр охоты Асхабадского охотничьего общества; второе в Государевом имении в 28 вёрстах от Мерва. В первом фазанов дозволяется бить только раз или два в год на общественных охотах загонами – и только самцов; но местечко это не может служить рассадником фазанов для области уже в силу своей малой величины, да и фазанов там немного. Второе место могло бы представлять настоящий питомник для фазанов, если бы абсолютное запрещение охотиться на фазанов существовало не на одной только бумаге. Скоро и там, кажется, фазан переведётся окончательно.

Статья