Мустафа Кемаль в Первой мировой войне
Автор: Зайцев Егор Дмитриевич
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Статья в выпуске: 2 (36), 2015 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются Галлиполийское сражение войск Антанты и Османской Империи и вклад Мустафы Кемаля в победе Турции
Галлиполийское сражение, м.кемаль
Короткий адрес: https://sciup.org/14822216
IDR: 14822216
Текст научной статьи Мустафа Кемаль в Первой мировой войне
В Первую мировую войну было вовлечено 38 стран мира, два военно-политических блока которых составляли Антанта и Тройственный союз, на сторону которого была привлечена и некогда могущественная Османская империя. Война для Турции разворачивалась без особых успехов. Однако в отдельных эпизодах турецкая армия смогла нанести противнику серьезный урон. В таких сражениях проявился и военный дар отдельных военачальников. Один из самых заметных примеров – воинская судьба Мустафы Кемаля.
М. Кемаль родился в 1880 или 1881 г. в городе Салоники, который являлся частью Македонии, которая в свою очередь была частью Османской империи. Мать Мустафы была турчанкой, отец – албанцем. Свое образование будущий турецкий президент начал в родных Салониках, в медресе, но не проявив любви к религиозным наукам и в 12 лет поступил в подготовительную военную школу. Там он проявил особые способности в изучении математики, за что получил имя Кемаль – совершенство. В 1896 г. был зачислен в одну из военных школ расположенных в Македонии. 13 марта 1899 г. поступил в Оттоманский военный колледж в Стамбуле, после окончания которого поступил в Оттоманскую академию, которую окончил в 1905 г. без особых успехов. До мировой войны М. Кемаль успел отслужить во многих местах империи: Дамаске, Македонии и Ливии. С октября 1912 г. участвовал в Балканской войне против коалиции состоящей из Греции, Болгарии, Сербии и Черногории, где проявил себя с лучшей стороны. После Балканской войны был назначен на поcт военного атташе (представитель военного ведомства при дипломатическом представительстве назначившего его государства) в Софии, где в 1914 г. получил звание подполковника. Также стоит отметить, что Мустафа пользовался расположением султана, а это играло не последнюю роль в его удачной военной карьере [1, c.76–84; 2, с. 121–144].
С началом Первой мировой войны он просился на фронт, куда вскоре и был направлен. Первым сражением в мировой войне для него стала Галлиполийская битва, в которой он участвовал в качестве командующего дивизией. Данная операция была задумана как попытка одним ударом вывести Турцию из войны. Автором плана был У.Черчилль. В соответствии с замыслом предстояло совершить комплексную операцию армии и флота. Флот должен был пробиться через Дарданельский пролив к Стамбулу. Начало операции по захвату Дарданелл было назначено на 19 февраля 1915 г. Эскадра Антанты насчитывала 80 кораблей разных боевых возможностей: 16 броненосцев, 1 линкор, 1 линейный крейсер, 5 легких крейсеров, 22 эсминца, 9 подводных лодок, 24 тральщика, 1 авиатранспорт, 1 госпитальное судно. Это была внушительная сила, но она имела существенный изъян: турки знали о ней [3, c. 25].
Операция началась в соответствии с планом, но обстрел, который производил англо-французский флот, не принес никаких успехов. Союзники отступили. На следующий день атаки возобновились, но конец их был как у предыдущих. Союзники, перегруппировав силы, назначили новое генеральное наступление на 18 марта. Турки отбивая и эту атаку, позволили союзническому флоту углубиться в пролив, а затем открыли по нему перекрестный огонь с обоих берегов. В результате этого союзники потеряли 1/3 флота и главнокомандующий флота дал приказ отступать. Так закончилась морская фаза борьбы за Дарданеллы [4, c. 54–60].
После неудачи на море расчет был сделан на сухопутные силы, состоящие из английских, французских, новозеландских и австралийских (АНЗАК) частей, общей численностью 81 тыс. человек при 178 орудиях. Командующий турецкими войсками немецкий генерал Лиман фон Сандерс понимал, что союзники готовят к высадке десантную группу, для противостояния ей была сформирована 5-я армия и подтянуты ре- зервы. Общая численность турецкой армии составляла 118 тысяч солдат при 218 орудиях. Обладая преимуществом в людях, турки в значительной степени уступали союзникам по боеспособности [5, c. 157–162].
25 апреля в районе мыса Хеллес на полуострове Галлиполи высаживается союзный десант. Наступление союзников сопровождалась громадными потерями с их стороны. К счастью для Антанты, турки не были оповещены о плане обороны полуострова, и в беспорядке отступали отдавая выгодные позиции. В итоге неразбериха в турецком лагере привела к тому, что союзники начали прорывать турецкий фронт.
Имеется рассказ М. Кемаля о сражении 25 апреля. С рассвета он стоял в ожидании со своей резервной дивизией в Богали по соседству с Нэрроуз и только в 6:30 получил приказ послать один батальон для отражения атаки АНЗАК. Переход из Богали был медленным и тяжелым, потому что турки сами не были знакомы с этой местностью. Два проводника, которых послали вперед, пропали, и сам М. Кемаль с маленьким компасом и картой нашел дорогу к гребню Сари-Баир. Оттуда он посмотрел вниз и увидел боевые корабли и транспорты на море под собой, но из сражения среди неровных холмов он не мог ничего понять. Его войска утомились после долгого перехода, и он отдал приказ отдыхать, а в это время сам в сопровождении двух-трех офицеров отправился пешком в поисках места для лучшего обзора. Дойдя до склонов Чунук-Баира, они натолкнулись на группу турецких солдат, явно бегущих от противника. М. Кемаль крикнул им, чтобы остановились, и спросил, почему они бегут. «Господин, там враг!» Солдаты показывали вниз на подножие холма, и в этот момент из кустов появилось подразделение австралийцев. М. Кемаль был куда ближе к ним, чем его батальон, и он приказал перепуганным солдатам остановиться и стрелять. Когда те заявили, что не имеют патронов, он заставил их примкнуть штыки и лечь в линию на землю. Видя это, австралийцы начали тоже укрываться, и, пока они колебались, М. Кемаль послал своего вестового бегом назад за своим батальоном, который стоял в ожидании вне видимости по другую сторону хребта [6, c. 141]. В этом отчете он загадочно отмечает: «Момент, который мы выиграли, был как раз здесь» – и продолжает описывать, как его батальон подошел и отбросил австралийцев с холма. Поведение М. Кемаля показало, что лично он был мужественный командир, не потерявший самообладания, сумевший воодушевить своих солдат.
Исходя из своих позиций, М. Кемаль поставил своей задачей удержать стратегически важные хребты. Осознавая превосходство английских солдат над турецкими, он не отсиживался в обороне, а постоянно атаковал, не давая союзникам перегруппироваться. Союзники прочно засели на берегу, и война начала приобретать окопный характер на истощение, что было не выгодно для сил Антанты.
Решающий штурм союзники начали 6 августа 1915 г., им удалось взять один из стратегически важных хребтов, но М. Кемаль опять, просчитав их планы, своевременно контратаковал и свел надежды союзников на победу к нулю. Это был личный успех в военной карьере. Союзники после августовского поражения осознали тщетность своих планов и 19–20 декабря начали эвакуацию войск, закончившуюся к началу января 1916 г. М. Кемаль незадолго до этого заболел малярией и вскорости попросился в Македонию, осознавая, что на Галлиполи все кончено, и лавров ему здесь не сыскать.
Список литературы Мустафа Кемаль в Первой мировой войне
- Жевахов А. Ататюрк. М.: Молодая гвардия, 2008.
- Киган Джон. Первая мировая война. М.:Эксмо, 2002.
- Коленковский А.К. Дарданелльская операция. СПб.: Гангут, 2001.
- Мировая война в цифрах. М.: Военгиз, 1934.
- Мурхед А. Борьба за Дарданеллы. Решающее сражение между Турцией и Антантой. М.: Центрполиграф, 2004.
- Ушаков А.Г. Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор. М.: Центрполиграф, 2002.