Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного

Бесплатный доступ

С открытием певческих произведений «творения» Ивана Грозного в 70-80-х гг. XIX в. в историографии накопилось множество высказываний о характере творчества русского царя. Установлено, что в древних рукописях встречается два цикла его стихир - Московскому митрополиту святителю Петру и Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Однако, как оказалось, почти каждый из гимнографических (поэтических) текстов стихир имеет по два музыкальных варианта - в стиле обычного Знаменного распева и в довольно новом для эпохи грозного стиле Пути. Автор статьи, учитывая прямые и косвенные факты, высказывает свою точку зрения о том, что самому царю принадлежит только переложение его стихир на Знаменный распев. Оно зафиксировано в «троицком» сборнике письма известного мастера Логина Шишелова и других рукописях. Кроме того, со временем авторству Грозного стали приписывать многие песнопения, которые, на взгляд исследователя, таковыми не являются. В статье с учетом древнерусских книжно-рукописных традиций в обозначении авторства уточняется круг произведений царя, которые можно достоверно считать таковыми.

Еще

Древнерусское певческое искусство, памятники музыкальной письменности, логин шишелов, авторское творчество, стихиры царя ивана грозного

Короткий адрес: https://sciup.org/147150936

IDR: 147150936

Список литературы Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного

  • Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/текст подг. Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. -Л., 1979.
  • Лихачев, Д. С. Исследования по древнерусской литературе/Д. С. Лихачев. -Л., 1986. -С. 361-377.
  • Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиографическое описание/сост. Н. Н. Зарубин; публ. А. А. Амосова. -Л., 1982.
  • Шмидт, С. О. Российское государство в середине XVI в./С. О. Шмидт -М., 1984.
  • Рамазанова, Н. В. Тропарь и кондак «князю Михаилу Черниговскому: Творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца российского»/Н. В. Рамазанова//Литература Древней Руси: источниковедение: cб. науч. тр. -Л., 1988. -C. 107-116.
  • Герцман, Е. В. Развитие музыкальной культуры/Е. В. Герцман//Культура Византии. Вторая половина VII -XII вв. -М., 1989. -С. 557-570.
  • Московский летописный свод конца XV в.//Полное собрание русских летописей. -Т. 25. -М., 1949.
  • Царственная книга, то есть Летописец царствования царя Иоанна Васильевича. -СПб., 1769.
  • Емченко Е. Б. Стоглав: исследование и текст/Е. Б. Емченко. -М.: Индрик, 2000.
  • Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в./Н. Ф. Финдейзен -М.; Л., 1928.
  • Панченко, А. М. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха/А. М. Панченко, Б. А. Успенский//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. -Т. 37. -Л., 1983. -С. 57-58.
  • Парфентьев, Н. П. «Преславный певец» и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624) и его произведения/Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. мат-лов науч. конф. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. -С. 15-32.
  • Арсений, иер. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Арсений, иер. -T. 2. -М., 1878.
  • Леонид, архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота Российского. По рукописи Троице-Сергиевой лавры № 428/Леонид, архим. -СПб., 1886.
  • Леонид, архим. Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевы лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 г./Леонид, архим. -М., 1887.
  • Спирина Л. М. Малоизвестная певческая рукопись XVII в. из собрания СПМЗ/Л. М. Спирина//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1995. -М., 1996. -С. 159-168.
  • Келдыш, Ю. В. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI в./Ю. В. Келдыш//Теоретические наблюдения над историей музыки. -М., 1978. -С. 183-184.
  • РГБ. Ф. 304. № 428.
  • Анисимова, Т. В. О новонайденных рукописях строгановских писцов братьев Басовых/Т. В. Анисимова//История библиотек: исследования, материалы, документы. -Вып. 8. -СПб.: РНБ, 2010. -С. 272-275.
  • СПМЗ. № 274.
  • Серегина Н. С. Песнопения русским святым/Н. С. Серегина. -СПб., 1994.
  • РНБ. Солов. 690/769.
  • РНБ. О. 1-238.
  • РНБ. Кир.-Бел. 586/843.
  • БРАН. Строг. № 44.
  • Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII вв./Н. В. Рамазанова. -СПб., 2004.
  • РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 273.
  • Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера/Н. П. Парфентьев. Свердловск: УрГУ, 1991.
  • Лукашевич, А. А. К прочтению нотации рукописи РГБ. Ф. 304/I. № 428/А. А. Лукашевич//Гимнология: сб. статей. -Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства. -М.: МГК, 2011. -С. 402-428.
  • Христофор. Ключ знаменной. 1604/Христофор; публ. М. Бражникова, Г. Никишова//Памятники русского музыкального искусства. -Вып. 9. -М., 1983.
  • ГИМ. Щук. № 767.
Еще
Статья научная