Музыкальный театр в системе художественной культуры Южного Урала

Бесплатный доступ

Автором рассматриваются истоки и условия складывания предпосылок для возникновения и развития на Южном Урале музыкального театра. Подчеркивается влияние на данный процесс не только местных национально-этнических культурно-исторических факторов, но и социально-политических событий и преобразований. Даются характеристики основных особенностей музыкального театра на разных этапах его существования.

Художественная культура южного урала, музыкальный театр, творчество региональных композиторов

Короткий адрес: https://sciup.org/147150954

IDR: 147150954

Текст научной статьи Музыкальный театр в системе художественной культуры Южного Урала

Изучение генетических истоков южно-уральского искусства, своеобразия его исторического пути, особенностей эволюции в XIX—ХХ вв. позволяет понять, какое место в этом процессе занимал музыкальный театр. Культура Южного Урала формировалась в процессе многоэтапной колонизации, кульминационным эпизодом которой можно считать период русского заселения земель с конца XVII столетия. Наиболее значительным фактором культурного развития региона стало возникновение такой историко-этнографической общности, в которой сочетание и взаимодействие разных национальных элементов привело к образованию особой уральской культуры — сплава разнородных этнических традиций и поликультурного единства [1, c. 51].

В формировании национально-этнического конгломерата Урала участвовали разные народы: русские, финно-угры (мордва, марийцы, удмурты), тюрки (башкиры, татары, чуваши). Их культурные традиции активно перемешались в ходе исторического взаимодействия. В процессе дальнейшего освоения региона этот архаический пласт духовного и художественного опыта сохранил значение традиционного, став источником прямого и косвенного «цитирования» в профессиональном искусстве. Разнообразие сюжетных и образных мотивов национальной мифологии, исторические вехи культурной колонизации Урала послужили материалом для создания художественных произведений в ХХ—ХХI вв.

Но едва ли не самым мощным стимулом к развитию местных художественных традиций в области музыкального и литературного творчества, в изо- бразительном и декоративно-прикладном искусстве, стал многонациональный фольклор региона — сокровищница народных жанров, лексического богатства, оригинальных выразительных приемов.

Не меньшее значение в формировании традиционного пласта южно-уральской культуры имело и постепенное «складывание… трех (а не двух, как на территории остального Урала) социокультурных общностей, базировавшихся на русских народных традициях, но испытавших… влияние инонациональных культур»: крестьянства, казачества и горнозаводского населения [2, c. 81]. Самобытность фольклорных традиций каждой из общностей обусловила яркую харáктерность уральских праздников и обрядов, языковых наречий, мелоса; стала объектом художественного переосмысления в профессиональном искусстве.

Зарождение собственно профессионального художественного творчества на Южном Урале следует отнести к периоду XVIII — начала XIX столетий, когда формируются и достигают расцвета местные школы декоративно-прикладного искусства. Однако это суждение не применимо к области музыкального искусства. Проявление интереса к профессиональным формам музыкального, театрального и литературного творчества следует связывать с формированием городской культуры в крупных южно-уральских центрах, возникновением местной аристократии — интеллектуальной элиты, ориентированной на европеизированные культурные образцы. Этот процесс активизируется лишь к середине — второй половине XIX в.

Проникновение элементов профессионального светского искусства в повседневную жизнь уральской провинции первоначально было связано с любительской деятельностью и отражало зависимость местной элиты от столичной моды. Не случайно на ранних этапах господствовали самодеятельные формы освоения профессионального искусства, удовлетворявшие естественный интерес образованной южно-уральской среды к новым художественным явлениям [3, c. 12—19].

Наиболее плодотворным для становления регионального художественного искусства следует считать период с конца XIX столетия до начала революции, когда, в силу интенсивности социальноэкономического развития Южного Урала, появляются дополнительные стимулы к его эволюции. Это было время возникновения первых художественных проектов, осуществленных силами местных творцов и исполнителей. Именно с этим периодом можно ассоциировать зарождение профессионального музыкального театра в ряде крупных южно-уральских городов.

Решающую роль в самоопределении регионального музыкально-театрального искусства сыграли 1920-е гг. — время утверждения советского мировоззрения на Урале. Провозглашенные задачи культурного строительства обусловили своеобразие отношения к сфере искусства и исключительную оценку репрезентативного художественного языка. Театральное искусство, по природе органично сочетавшееся с требованиями времени (установка на массовость, агитационный характер, монументальность и зрелищность) прочно утвердилось в качестве демократического вида творчества, наряду с кинематографом, книгой и полиграфией. Этим объясняется подлинный расцвет музыкальнотеатрального мастерства на Южном Урале в указанный период.

В дальнейшем репрезентативная природа музыкального театра будет сохранять свою привлекательность для советской власти в регионе как мощное средство утверждения и оправдания официальных идеологических программ. Так, в 1930-е гг. музыкально-театральное искусство будет проводником идей соцреализма, в 1940-е гг. — катализатором народного гнева, направленного на фашистских захватчиков. В то же время в актуальном музыкально-театральном процессе умело использовалась зрелищная природа театра. Господство в региональном театре эпохи демократических разновидностей музыкально-драматического искусства (музыкальных спектаклей, оперетт, ревю и др.) объясняется желанием отвлечь внимание обывателя от фундаментальных проблем, от противоречий между политическим мифом и настоящей исторической действительностью.

По справедливому замечанию региональных исследователей, 1950—1960-е гг. представляют определенный рубеж для художественной культуры Южного Урала. Это был «период активного роста творческих сил уральских художников, вступивших на новом этапе в активный контакт с общекультурной и художественной средой как региона, так и страны» [2, c. 208]. Именно

1950-е гг. становятся временем кристаллизации местных творческих школ и знаменуются созданием ярких авторских произведений региональными художниками. Главным свидетельством плодотворности данной деятельности можно считать активное институциирование южно-уральской художественной культуры. Этот процесс затрагивает и сферу музыкально-театрального искусства.

В 1970-е гг. репрезентативные формы регионального искусства вновь постепенно выходят на первый план. Это объясняется новой волной идеологического прессинга, переживаемого советским обществом, возвратом к централизованным формам управления культурой, высокой оценкой монументально-зрелищного начала в художественных произведениях. «Суровый стиль» 1970-х гг. преломляется в образном строе и тематике произведений, предопределяет господство темы труда и повседневности. На новом содержательном уровне возрождается интерес к идеологии соцреализма. Не случайно в панораме музыкально-драматических поисков центральное место занимает описание социальной действительности.

Временем перехода к многообразию творческих поисков в региональном искусстве следует считать период с середины 1980-х гг. По мнению исследователей, духовным стержнем культурных процессов этой эпохи является признание внутреннего многообразия общества и его плюралистичности. Множественность мировоззренческих установок, признаваемая с этого момента в российском социуме, повлияла на творческую ситуацию и в мире регионального искусства. Открывшиеся возможности свободного самовыражения послужили импульсом к усилению авторского начала в произведениях, стали причиной значительного расширения образнотематического, жанрово-стилевого и лексического комплекса. Эта тенденция, наметившаяся с середины 1980-х гг., достигла своего расцвета к концу 1990-х гг., когда была окончательно утверждена ценность субъективного содержания произведений.

В области музыкального театра Южного Урала данный процесс проявился в расширении проблематики. Свобода поисков обнаружилась как в выборе сюжета, темы, драматургической основы, так и на уровне композиции, музыкальной формы и художественного языка сочинений. Однако своеобразное «раскрепощение» творческих сил уральских художников было сопряжено с периодом разрушения консервативной официальной системы культуры. Определенная хаотичность панорамы творческих событий в регионе на рубеже 1990—2000-х гг. была обусловлена распадом ранее поддерживавшейся властью целостности культурных институтов. Переход к новым социально-экономическим условиям их бытования усугубил разрыв между творчеством и практикой искусства, затруднил путь произведения к зрителю. Этим объясняется своеобразный парадокс ситуации в области музыкального театра на рубеже столетий: активность творческих поисков, продуктивность художественного процесса сопряжена с низким уровнем реализации музыкальнодраматических проектов.

Е.    А. Шадрина

Ключевым в плане окончательного оформления художественных традиций южно-уральского музыкального театра воспринимается период 2000-х гг. После пережитого материально-экономического кризиса в сфере художественного творчества время 2000-х гг. осознается как шаг к самостоятельности и индивидуальности южно-уральского искусства. Постепенно преодолеваемый разрыв между имеющейся сферой искусства и потребностями публики позволил провести кардинальные изменения как «репертуарного», так и авторского регионального музыкального театра. Не случайно последнее десятилетие ознаменовано целям рядом ярких спектаклей, среди которых немаловажное значение имеют постановки произведений местных композиторов. Своеобразное оправдание театральных традиций региона обусловлено, с одной стороны, возрождением интереса массовой зрительской аудитории к репрезентативному искусству, с другой — активизацией творческих поисков в этой художественной области. Эта тенденция, характерная для всей России, обнаруживается и в региональной действительности. Период 2000-х гг. — время подлинной реабилитации музыкально-театрального искусства на Южном Урале, свидетельствующее о широких потенциалах региональных композиторов, драматургах, режиссеров и театральных коллективов.

Краткий обзор основных тенденций в развитии художественной культуры региона позволяет сделать вывод, что музыкальный театр в ее системе служит мощным средством духовно-творческой коммуникации, осуществляемой между художественной элитой и региональным сообществом, представленным как официальным, так и частным уровнями социума. Музыкально-театральное искусство выступает

Музыкальный театр в системе художественной культуры Южного Урала

духовно-идеологическим посредником в диалоге интеллектуального и социально-практического планов культуры региона.

Список литературы Музыкальный театр в системе художественной культуры Южного Урала

  • Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания/И. Я. Мурзина. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003.
  • Казакова, Г. М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения/Г. М. Казакова. -СПб.: Росс. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2007.
  • Сутягина, Е. Б. Музыкальная культура дореволюционного Челябинска: к вопросу о формировании музыкальных традиций региона/Е. Б. Сутягина//Культурная история Челябинска и Челябинской области: сб. мат-лов межвуз. науч.-практ. конф. -Челябинск: ЧИМ, 2004.
Статья научная