М.В. Ломоносов - великий русский ученый - естествоиспытатель и организатор науки

Автор: Асхабов Асхаб Магомедович

Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc

Рубрика: Хроника

Статья в выпуске: 1 (5), 2011 года.

Бесплатный доступ

Доклад открывает серию сообщений, приуроченных 300-летнему юбилею ве- ликого русского ученого М.В.Ломоносова. Освещены главные этапы жизни ученого. Рассмотрены основные черты его научной и научно-организацион- ной деятельности. Показано значение наследия Ломоносова для молодой Рос- сийской науки.

ID: 14992444 Короткий адрес: https://sciup.org/14992444

Текст ред. заметки М.В. Ломоносов - великий русский ученый - естествоиспытатель и организатор науки

В начале XVIII в. Россия была подвергнута Петровской модернизации, которая радикально перестраивала все стороны патриархальной страны. Царь-реформатор особое значение придавал науке, поскольку он твердо верил в то, что экономика и военное могущество государства находятся в неразрывной связи с развитием научного знания. Естественные науки стали государственной необходимостью. Возникла потребность в собственной академии наук, которая и была утверждена в России в 1724 г. по инициативе Петра I. Членами Академии были исключительно приглашенные из Европы ученые. Для окончательного закрепления науки в России необходим был свой научный гений. Именно эта историческая роль и выпала на Михаила Васильевича Ломоносова – поморского мужика.

М.В. Ломоносов стремительно достиг вершин мировой науки, его труды составили целую эпоху в развитии русской науки, Петербургской Академии наук. Он реально стал основоположником отечественной науки, одним из самых выдающихся ученых энциклопедистов своего времени. Известны слова А.С.Пушкина: «Ломоносов был великий человек, соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник … . Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом».

Творческая деятельность Ломоносова охватывала самые разные области естественных, технических и гуманитарных наук. Как писал С. И. Вавилов: «Ломоносову по необъятности его интересов, по-видимому, нельзя противопоставить ни одной другой фигуры в культурной истории человечества». По замечанию А. Е. Ферсмана, больше десятка наук и искусств спорят у нас о том, кому принадлежит главное наследие Ломоносова: физика и химия, минералогия и кристаллография, геохимия и физическая химия, геология и горное дело, география, и астрономия и астрофизика, просвещение и экономика, история, литература, языкознание и техника?

Ломоносов родился 18 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урожденной Сивковой. В 19 лет он получил паспорт в Холмогорской воеводской канцелярии и с рыбным обозом отправился в Москву. Вопреки общепринятой легенде он не был великовозрастным неучем. Юноша еще в Холмогорах получил хорошее образование, по некоторым данным даже владел несколькими иностранными языками. Приехав в Москву, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где резко выделялся среди учеников. Именно в силу своей образованности М.В. Ломоносов был не очень удовлетворен учебой и порядками в академии. Порывался уходить. На некоторое время, возможно, уезжал в Киево-Могилянскую академию. Да и жизнь была нелегкой. Как он писал «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращение от наук пресильные стремления, … имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, я прожил пять лет и наук не оставил …».

Судьбоносную роль сыграло то, что М.В. Ломоносов оказался среди 12 учеников, отобранных для продолжения учебы в Академическом университете в Петербурге. Отсюда вскоре вместе с Д.И.Ви-ноградовым и Г.У. Райзером был отправлен в Германию для обучения химии и горному делу.

Годы обучения в Марбургском университете оказались очень благотворными для становления М. В. Ломоносова как ученого-естествоиспытателя. Здесь же он написал первую свою студенческую диссертацию «Работа по физике о превращении твердого тела в жидкое в зависимости от движения предшествующей жидкости» (4 октября 1738 г.). Уже в марте 1739 г. он закончил «Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул». После Марбурга недолго обучался горному делу у академика И.Ф. Генкеля в Фрейберге. Однако Фрейберг его разочаровал. «Естественную историю нельзя выучить в кабинете Генкеля из его шкапов и ящиков, нужно самому посетить различные горные заводы и рудники, самому изучить на месте положение и свойство гор и отношение к друг другу находящихся в нем минералов …». Нет худа без добра. Ссора с Генкелем сделала Ломоносова отцом практической геологии и металлургии в России.

Его исследования по минералогии, изучению руд, в других областях геологии и горного дела имели исключительное значение для становления соответствующих наук. У Ломоносова сложилось достаточно ясное понимание содержания и основных проблем геологической науки и практики. Как писал академик В.И. Вернадский: «Трактат М.В.Ло-моносова «О слоях Земли» является во всей литературе XVIII в. – русской и иностранной – первым блестящим очерком геологической науки». По крайней мере, в трудах Ломоносова четко изложены принципы эволюции, историзма, адекватные представления о геологическом времени, тектонических движениях, горообразовании. Опираясь на его труды, мы с легкостью можем доказать, что Ломоносов был не только основоположником научной геологии, но и первейшим минералогом и кристаллографом. Он начинал свой путь в науку с геологических наблюдений и закончил его «известием о сочиняемой российской минералогии». В целом в годы пребывания за границей были заложены основы для успешной творческой деятельности молодого ученого в самых разных областях естествознания, произошло его знакомство с передовыми идеями своего времени.

В 1741 г. Михаил Васильевич вернулся в Россию, где в полной мере раскрылась его научная мощь и организаторские способности. Происходило это в стенах Петербургской академии наук, где в январе 1742 г. он был определен адъюнктом физического класса АН, а уже в июле 1745 г. стал полноправным членом академии (профессором химии). В марте 1757 г. Ломоносов был назначен руководителем географического департамента АН, а с января 1770 г. он руководил Академической университетской гимназией. Четверть века Ломоносова в Академии наук ознаменовались крупнейшими научными открытиями, опередившими свое время на десятилетия и столетия. В этом плане любопытно признание нашего выдающегося почвоведа Докучаева: «… Я с удивлением узнал от проф. Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом».

Интересно, что М.В. Ломоносов успел составить «обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов …» из 9 пунктов. Причем в этот список не попали многие важнейшие фундаментальные и прикладные результаты, которыми по праву, благодаря Ломоносову, гордится Российская и мировая наука. Если составить список из тех же 9 пунктов, то сюда, несомненно, должны быть включены следующие наиболее важные его достижения: 1) закон сохранения материи и движения;

  • 2)    атомно-кинетическая концепция теплоты;

  • 3)    обширный круг новых идей в области металлургии, горного дела и геологии;

  • 4)    открытие атмосферы Венеры;

  • 5)    теория атмосферного электричества;

  • 6)    основоположение новой науки – физической химии;

  • 7)    создание русской научной терминологии;

  • 8)    изобретение и изготовление различных приборов;

  • 9)    разработка технологии цветных стекол.

С последним пунктом связана поучительная для современности история с реализацией инновационного проекта по производству стекол. Изобретение Ломоносова было пионерским и обладало, как сказали бы сейчас, большим инновационным потенциалом. Как писал Эйлер «… Достойное вас дело есть, что вы стеклу возможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают». И М.В. Ломоносов взялся за реализацию этого инновационного проекта. В 1753-1754 гг. недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копрского уезда он получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 г. земли были ему жалованы в вечное пользование. Ему дали более 200 крестьян. Была предоставлена 30-летняя привилегия на монопольное производство цветного стекла в России, издано правительственное распоряжение учреждениям заказывать на его фабрике мозаичные картины. Тем не менее, предпринимательского таланта великому ученому не хватило. Успешной коммерциализации знаний не произошло.

У М.В. Ломоносова были значительные достижения в разных областях, которые могли стать основой для производственных проектов. В частности, его с полным основанием можно назвать отцом отечественного приборостроения. Он автор многочисленных изобретений, перспективных приборов. Им сконструированы астронавигационные инструменты, громовая машина, водоподъемник, ночезрительная труба, вискозиметр и т.д. Михаил Васильевич оставил заметный след в метеорологии, оптике, в часовом деле. Вот, что писал С.И. Вавилов: «…по объему и оригинальности своей оптикостроительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим оптомехаником». Интересно, что 12 декабря 1754 г. на заседании Санкт-Петербургской академии наук Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата – прообраз современного вертолета. Это событие признано как первое в мире документальное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.

Среди крупнейших организаторских достижений М.В. Ломоносова:

  • •    создание в России химической лаборатории (первого научно-исследовательского института);

  • •    основание Московского университета (свои предложения об организации университета сообщил в письме к И. И. Шувалову в июле 1754 г.);

  • •    разработка ряда проектов переустройства Академии наук с целью «привести Академию в доброе состояние …»;

  • •    подготовка географических экспедиций, в том числе для изучения Северного морского пути.

Любое из этих великих дел обеспечило бы человеку место в истории Российской науки и благодарную память потомков, а все вместе приводят нас в восхищение русским гением.

Особо следует отметить то обстоятельство, что ученый прекрасно осознавал роль и значение

Академии наук для России. Думается, что самого Ломоносова в значительной степени сделала Академия наук, а сама Академия в не меньшей степени сохранилась в России благодаря Ломоносову. Не случайно в его прощальных словах фигурируют рядом слова «отечество», «наука», «академия»: « … Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии!»

Научному творчеству М. В. Ломоносова присущи ряд черт, которые не теряют своей актуальности и в наши дни. К ним относятся: а) вера в силу науки («науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства …»); б) единство теории и практики (« из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды»); в) необходимость интеграции знаний («науки наукам много весьма способствуют …»).

Нельзя не отметить и такую черту личности Ломоносова, как патриотизм, его любовь к Родине, стремление к ее благу и процветанию. Он писал: « … от искреннего сердца желаю, чтобы по мере обширного сего государства высокие науки в нем распространялись и чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножилась».

Ломоносов всей своей жизнью и своим примером доказал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Не следует забывать слова Ломоносова: «Берегите науку, берегите естествознание, в нем залог силы и благоденствия народа». Они адресованы всем нам: властям, ученым, всем и каждому в отдельности. Этот призыв особенно актуален в наши дни, когда естественные науки пытаются изгнать из школьной программы. Нам надо почаще вспоминать (и не только в год его 300-летия) нашего великого предка, архангельского мужика, ставшего национальной гордостью России, отдавшего свою жизнь делу становления наук в России.

Ред. заметка