Н. Н. Воронин и археологическое изучение Северо-Восточной Руси
Автор: Макаров Н.А., Леонтьев А.Е.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Археология Северо-Восточной Руси
Статья в выпуске: 221, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14327980
IDR: 14327980
Текст статьи Н. Н. Воронин и археологическое изучение Северо-Восточной Руси
КОНФЕРЕНЦИЯ “АРХЕОЛОГИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ: ПРОБЛЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ”
Н.А. Макаров, А.Е. Леонтьев
Н.Н. ВОРОНИН И АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Основу очередного выпуска КСИА составляют материалы научной конференции “Археология Северо-Восточной Руси. Проблемы и материалы”, состоявшейся в Ростове Великом 13-16 октября 2004 г. Конференция была посвящена памяти выдающегося археолога и историка древнерусской архитектуры Н.Н. Воронина (1904-1975 гг.), столетие со дня рождения которого было отмечено в 2004 г.
Увлеченная новыми проблемами, нацеленная на поиски новых материалов, появление которых дает новым поколениям ученых определенное преимущество в понимании прошлого по сравнению с предшественниками, археология иногда незаслуженно забывает имена тех, чьи труды еще недавно задавали основные ориентиры для исследований в обширных областях науки. Юбилей Н.Н. Воронина прошел малозамеченным. Между тем, этот ученый - один из значительных исследователей русского средневековья середины XX в. Фундаментальный труд Н.Н. Воронина “Зодчество Северо-Восточной Руси ХП-XV вв.” спустя почти полвека после своего появления остается основополагающим изданием, раскрывающим историю становления и развития каменного зодчества в Ростово-Суздальской и ранней Московской Руси. Присуждение Н.Н. Воронину Ленинской премии за эту работу в 1964 г. стало одним из знаковых событий в реабилитации церковной старины и признании важности ее сохранения в атеистическом государстве. Впервые изданный в 1958 г. небольшой путеводитель “Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев Польской”, вместивший в себя живой рассказ об истории крупнейших городских центров и княжеских резиденций Владимиро-Суздальской земли и тонкий разбор художественных особенностей древних памятников, и сегодня оказывается лучшим спутником путешественника, отправляющегося по этим местам. Раскопки Н.Н. Воронина и П.А. Раппопорта в Смоленске в 1960-1970-е годы, выявившие многочисленные храмы домонгольского времени, по сути дела открыли неизвестную главу в истории древнерусского зодчества. Наконец, Н.Н. Воронин много сделал для сохранения памятников архитектуры и археологии в СССР в 1950-1960-е годы, постоянно привлекая общественное внимание к этой проблеме, что в те годы требовало большого гражданского мужества.
Разносторонний ученый, Н.Н. Воронин вошел в историю науки прежде всего как историк древнерусской архитектуры, с изучением которой были связаны его основные научные интересы. Однако сегодня уместно вспомнить, что тема Северо-Восточной Руси как особая крупная тема в средневековой археологии в XX в. была поставлена именно этим исследователем, фактически ставшим основоположником археологического изучения городов Ростово-Суздальской земли. Ведь научное наследие А.С. Уварова уже в начале XX в. считалось обесцененным и было прочно забыто. Приступив в 1930-е годы к исследованию шедевров белокаменного зодчества ХП-Х1П вв., Н.Н. Воронин ясно осознал, что феномен их появления не может быть раскрыт без изучения исторического контекста, без мобилизации археологических материалов для освещения тех процессов, которые неожиданно выдвинули Северо-Восток на первый план в качестве нового политического центра Руси. В 1934 г. Владимиро-Суздальская экспедиция ГАИМК начала раскопки в Суздале, Кидекше, Владимире и Боголюбове, постепенно в круг исследуемых городов были включены Ярославль, Ростов, Переславль Залесский, Муром, Нижний Новгород. Предпринятые Н.Н. Ворониным в конце 1930-х - 1950-х годах полевые исследования не только выявили конкретную строительную историю знаменитых храмов и дворцов, но также позволили получить первые данные о культурном слое и исторической топографии основных городских центров центральной части Северо-Восточной Руси. В Среднерусской экспедиции Н.Н. Воронина работали отряды, изучавшие культурные напластования больших и малых городов и городищ, фортификации, курганные могильники на территории Владимирской, Псковской, Смоленской и Кировской областей. Работами отдельных отрядов этой экспедиции руководили Е.И. Горюнова, В.В. Седов, П.А. Раппопорт, A.JI. Монгайт. В работе экспедиции в разные годы принимали участие Г.К. Вагнер, В.Л. Янин, А.В. Никитин и другие известные археологи. Сегодня, возвращаясь к публикациям конца 1940^1950-х годов можно констатировать, что Н.Н. Воронин и его сотрудники, несмотря на скромный объем работ в большинстве городов, достаточно точно определили хронологию культурных напластований и картину исторической топографии городских центров. Таким образом, научные изыскания Н.Н. Воронина впервые связали изучение общих проблем сложения древнерусской культуры на Северо-Востоке, одним из высших достижений которой стала владимиро-суздальская архитектура, с изучением реальных археологических объектов, позволяющих восстановить конкретный исторический облик Северо-Восточной Руси ХП-ХШ вв. Результаты многолетних исследований послужили основой дальнейшего археологического изучения древнерусских городов последующими поколениями ученых.
Успехи новгородской археологии, и в особенности открытие берестяных грамот, отодвинули археологические памятники Северо-Восточной Руси на второй план, несколько ослабив интерес к их изучению. Северо-' Запад, в силу самого характера своих древностей, оказался более важным и значимым для изучения проблем общедревнерусской истории и культуры. Тем не менее, обследования и раскопки древнерусских памятников
Северо-Востока, возобновленные в середине 1930-х годов Н.Н. Ворониным, никогда не прерывались, постепенно распространяясь на новые объекты и территории. Обзор всего, что сделано археологами в этой области за десятилетия, прошедшие после окончания экспедиционных работ Н.Н. Воронина, - тема специальной историографической работы. Огромный новый материал, накопленный в результате раскопок в Ростове, Суздале, Москве, Твери, Владимире, Белоозере, появление обобщающих публикаций по археологии ряда средневековых городов и сельских территорий обеспечивают сегодня значительно более глубокое видение многих аспектов истории и культуры Северо-Восточной Руси. Изучение отдельных регионов, в которых интенсивность полевых работ особенно высока, стало выделяться в особые направления. Поэтому одна из задач сегодня -сохранение целостного взгляда на культурную историю и средневековые древности обширной Ростово-Суздальской земли. Надежную опору для этого дает обращение к научному наследию Н.Н. Воронина, в котором общие вопросы истории и культуры Северо-Восточной Руси, изучение истоков ее культурного своеобразия и политической консолидации занимают центральное место.
Доклады, представленные на конференции “Археология Северо-Восточной Руси. Проблемы и материалы”, и некоторые тематически близкие публикации, включенные в 221 выпуск КСИА, дают представление о современном этапе археологического изучения Северо-Восточной Руси, о новых тенденциях в изучении древнерусских поселений, материальной культуры, ремесла и процессов колонизации. Они не раскрывают полной археологической панорамы Ростово-Суздальской Руси и не исчерпывают всех аспектов изучения ее древностей, а скорее фокусируют внимание на некоторых проблемах, которые вызывают сегодня особый интерес и разрабатываются особенно интенсивно. Среди этих проблем - особенности формирования городских центров на Северо-Востоке, характер материальной культуры и хозяйства средневековых сельских поселений, преемственность в развитии культуры и ремесленных традиций домонгольского и послемонгольского периодов, культурные связи и контакты между отдельными городскими центрами и областями средневековой Руси. Значительная часть публикаций вводит в научный оборот материалы новых полевых работ в городах и на сельских поселениях Северо-Восточной Руси и на сопредельных территориях, в том числе некоторые яркие находки из Владимира, Смоленска, Мякининского археологического комплекса в Подмосковье, селищ Суздальского Ополья, сделанные в самое последнее время. Собранные вместе, эти материалы показывают, с одной стороны, культурное своеобразие различных областей Северо-Восточной Руси, с другой стороны - реальное единство исторического процесса на этих территориях, значительное воздействие центра Ростово-Суздальской земли на колонизацию и формирование культурных традиций периферии.