Наблюдение клушицы Pyrrhocorax pyrrhocorax в Красном Селе под Санкт-Петербургом

Автор: Домбровский К.Ю.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 349 т.16, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140150516

IDR: 140150516

Текст статьи Наблюдение клушицы Pyrrhocorax pyrrhocorax в Красном Селе под Санкт-Петербургом

Клушицу Pyrrhocorax pyrrhocorax в Красном Селе под Петербургом (тогда Ленинградом) я наблюдал 2 марта 1975. Был солнечный день. Вооружившись биноклем, я бродил по зарастающему кустарниками ивы и ольхи пустырю близ небольшого в то время кладбища. Снег лежал ещё плотно, но появились уже большие проталины, обнажившие широкие полосы прошлогодней травы и отсыревшей глинистой почвы. Обходя одну из куртин подрастающего ольшаника, я неожиданно уви- дел ходящую по проталине довольно крупную красивую птицу. До неё было всего 2-3 м. Боясь, что птица улетит, я замер на месте. Но она оказалась не очень пугливой. Медленно подняв бинокль к глазам, я смог рассмотреть птицу во всех подробностях и понял, что передо мной – клушица. При моём осторожном приближении она взлетела и села здесь же на довольно толстую нижнюю ветку куста в метре от земли. Когда я подошёл на расстояние полутора метров, птица слетела с ветки и, пролетев невысоко над землёй, скрылась за кустами.

Спутать с галкой Corvus monedula или с чёрным дроздом Turdus merula эту птицу я никак не мог. Во-первых, она была очень близко от меня (и не очень пуглива), во-вторых, при свете яркого солнца было прекрасно видно, что у довольно крупной птицы с блестяще-чёрным оперением контрастно выделяются ярко-красный, кривой, немного загнутый книзу клюв и красные ноги.

Известно, что клушица – преимущественно осёдлая и кочующая птица, обитающая в среднем и верхнем поясах гор. Ареал вида прерывистый. В европейской части материка птица распространена на Британских островах, на Пиренейском полуострове, Крите, Кавказе (Vaurie 1959; Бёме 1975; Степанян 2003).

В 1976 году я получил устную консультацию в Зоологическом институте РАН от Р.Л.Потапова. По мнению Потапова, эта птица, скорее всего, была привезена кем-то в наши края из её естественного места обитания. Затем либо выпущена, либо улетела сама. Такого же мнения придерживались старший научный сотрудник Бадхызского заповедника Р.Горелова и старший научный сотрудник Иссык-Кульского заповедника В.Кулагин (им я тоже сообщил о своём наблюдении). Летом 2004 года мне довелось самому многократно наблюдать клушиц в горах Дагестана. И я смог ещё раз убедиться, что в 1975 году видел именно эту птицу. Кстати, в Дагестане я рассказал свою давнюю историю о встрече клушицы под Ленинградом местному орнитологу Гаджибеку Джамирзоеву. Его мнение по поводу возможного залёта клушицы в наши края не отличалось от отзывов, уже известных мне: «Скорее всего, птица улетела из неволи». Мне тоже кажется наиболее вероятным такое появление клушицы в Ленинградской области. В пользу этого мнения говорит тот факт, что птица была не пуглива и близко подпустила наблюдателя.

Очень интересен тот факт, что клушица ещё раз была встречена в Ленинградской области. 23 марта 2004 года эту птицу видели на юго-востоке Ленинградской области, в деревне Шульгино Бокситогорского района (Айрапетьянц 2004). Кроме того, в Латвии в ХХ веке клушиц наблюдали как минимум трижды (Виксне 1983). Вкратце это выглядит так: 29 марта 1933 в Межапарке на окраине Риги отмечены две птицы, имевшие «несомненно, красные клювы». До этого у Ф.Штолля, изучавшего этот регион, имелись ещё два сообщения о встречах клушиц. Правда, до 29 марта 1933 он считал их недостоверными: 1) «несколько лет назад замечена чёрная ворона с красным клювом»; 2) «во время первой Мировой войны в Межапарке наблюдалась ворона с жёлто-красным клювом». Позднее авторы, описывавшие орнитофауну Латвии, клушицу либо вовсе не упоминали, либо относились к сведениям о ней с недоверием, ибо точных доказательств не было.

В связи с приведёнными выше сведениями возникает вопрос: не может ли клушица естественным образом проникать в наш регион? И ещё я обратил внимание на такой факт: все известные встречи (как в Ленинградской области, так и в Латвии) происходили в марте.

Статья