Наблюдения за экологией ворона Corvus corax в Кузьминском парке Москвы
Автор: Родимцев А.С.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 332 т.15, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140150419
IDR: 140150419
Текст статьи Наблюдения за экологией ворона Corvus corax в Кузьминском парке Москвы
Гнездовая экология вóрона Corvus corax хорошо изучена как в европейской (Лихачёв 1951; Федюшин, Долбик 1967; Константинов и др. 1985; Эйгелис 2006; и др.), так и в азиатской части России (Гаврин 1974; Ешеев 1991; Доржиев, Ешеев 1997; Лановенко 1997; и др.). Отмечается, что вóроны сильно привязаны к своим гнездовым участкам и пары могут занимать одни и те же гнёзда в течение более 10 лет. Наши наблюдения проведены в одном из крупных московских парков. С мая 2005 по октябрь 2006 вели регулярные наблюдения за парой воронов, которые успешно гнездились на краю Кузьминского парка в месте, часто посещаемом людьми. По устному сообщению И.Г.Лебедева, это гнездо использовалось птицами и в 2004 году. В литературе указывается, что часто вóроны строят гнезда в 20-300 м от жилья человека:
на кладбищах, колокольнях, окраинах населённых пунктов (Федюшин, Долбик 1967; Рустамов 1954; Константинов и др. 1985). Наше гнездо располагалось в 100 м от жилых пятиэтажных домов, которые тянутся вдоль забора парка. Оно находилось в 7 м от тропы, по которой постоянно ходили люди и собаки.
Гнездо находилось на сосне Pinus sylvestris высотой 18 м с небольшой кроной, в 4 м от её вершины. Диаметр ствола на расстоянии 1.5 м от земли составлял 45 см. Гнездо аккуратной котлообразной формы крепилось на двух перекрещивающихся ветвях диаметром 15-20 см на расстоянии 1.5 м от ствола. Диаметр гнезда – 50 см, высота – 35 см . Сосна, на которой размещалось гнездо, окружена не менее высокими и прочными соснами, берёзами, клёнами и лиственницами. Гнездо воронов находилось в 40 м от 3-этажного здания с плоской крышей – школы № 479 им. В.И.Чуйкова, территория которой вклинивается в парк. На крыше школы в период гнездования обычно сидел самец, отгонявший серых ворóн Corvus cornix от своего гнездового участка. Схватки самца с ворóнами особенно часто наблюдались в апреле, когда у последних происходило строительство гнёзд и откладка яиц.
Следует отметить, что вдоль забора парка размещаются десятки открытых мусорных баков, в которых кормятся многочисленные здесь серые ворóны. За всё время наблюдений, а это происходило почти ежедневно в течение полутора лет, мы ни разу не отмечали кормление воронов в мусорных баках в гнездовой период. Возможно, это связано с тем, что рядом с ними проходит асфальтовая дорожка, по которой постоянно ходят люди. В то же время мы неоднократно наблюдали кормящихся воронов на поверхности земли в самом парке.
Серые ворóны предпочитают гнездиться вдоль парка с внешней стороны на деревьях в многочисленных дворах. Ближайшие гнёзда серых ворон находились от гнезда C. corax на расстоянии 100, 120 и 160 м на берёзах и лиственнице вдоль забора парка.
Интересно, что в 40 м от гнезда воронов в густых зарослях черноплодной рябины на высоте 5 м три года подряд успешно гнездилась пара сорок Pica pica. Ближайшие два известные нам другие гнёзда сорок находились приблизительно в 2 и 3 км от этого места. Хорошо известно, что в последние годы сороки в черте Москвы почти полностью уничтожены серыми ворóнами и вытеснены за пределы города. Вероятно, защита вóронами своей гнездовой территории от серых ворон и позволяет сорокам успешно гнездиться здесь. Гнездо сорок не массивное, практически без «крыши». Так как оно располагалось на очень тонком стволе, нам не удалось детально проследить ход размножения. Между тем, гнездование было явно успешным: в 2005 году гнездо покинули пять, в 2006 – четыре слётка. В 30-60 м к северу от гнезда во- ронов в березняке два года подряд успешно существовала небольшая колония рябинников Turdus pilaris. Их гнёзда располагались на высоте 8-15 м. В 2005 г. было отмечено 7 гнёзд, в 2006 – 9. Видимо, и здесь сказалось благотворное защитное влияние воронов, т.к. в пределах колонии наблюдали многочисленных слётков рябинников. В других частях парка, где весной и летом очень много серых ворон, большинство кладок и выводков рябинников уничтожается ими.
Вылет птенцов из гнёзд воронов происходит в середине мая. Успешность размножения была высока: в начале июня 2005-2006 вблизи гнезда наблюдали по 3 молодые птицы.
К сожалению, во время сильного урагана в июле 2006 гнездо воронов было разрушено и упало на землю. К этому времени молодые птицы уже давно покинули гнездо, а взрослые ежедневно посещали район гнезда до конца сентября. На ветвях сохранилась лишь примерно четверть гнезда. Упавшая часть гнездовой постройки состояла из веток длиной до 70 см и диаметром 1-2.5 см, тонких берёзовых веточек, большого количества луба, шерсти и перьев. Имелся хорошо выраженный земляной слой.
Из литературы известно, что в зимой вóроны часто покидают свои гнездовые территории и концентрируются, особенно в южных и северных районах, иногда в большом количестве в местах доступного корма (Рустамов 1954; Гаврин 1974; Константинов и др. 1985; Лановенко 1995; и др.). Наша пара птиц круглый год находилась неподалёку от своего гнезда. Ежедневно мы наблюдали сидящих на крышах высоких 24-этажных зданий птиц на расстоянии 150-500 м от гнезда. Вóроны часто издавали свои характерные крики. На крышах этих же зданий было много и серых ворóн. По-видимому, во внегнездовой период антагонизм между видами снижается, и они совместно питаются на многочисленных свалках во дворах района Кузьминки. Территория самого же парка в зимний период покрыта снегом, малолюдна и практически не посещается врановыми.
В южной, малопосещаемой людьми части парка в течение 2 лет гнездилась вторая пара воронов. Расстояние между гнездами воронов составляло примерно 2.5 км. Второе гнездо расположено в старом Густом сосняке на сосне высотой 28-30 м. Оно расположено в средней части кроны у ствола на высоте 24-25 м. Второе гнездо заметно массивнее, чем первое, его ориентировочные размеры 80×40 см. Вторая пара воронов не испытывает такого сильного влияния серых ворóн, как первая, так как в южной лесной части парка серых ворон значительно меньше. На кормежку вóроны улетали в южном направлении, вероятно, за Московскую кольцевую автодорогу. Встреч и конфликтов между парами не отмечено. Со второй половины февраля неоднократно наблюдали брачные полёты двух пар воронов на большой вы- соте над незалесенной частью парка и Люблинским прудом в районе метро «Волжская». Токующие пары находились на далеком расстоянии друг от друга. Ремонт гнезд отмечен со средины марта. Наблюдения за вторым гнездом проводили эпизодически. Тем не менее, удалось установить, что их размножение также было успешным. В июне 2005 в районе гнезда отмечено 3 молодых птицы, в 2006 – 2 слётка. В зимний период взрослые птицы в районе гнезда отмечены не были.
Таким образом, вóроны в настоящее время весьма успешно гнездятся в парках Москвы, адаптируясь к местным условиям и проявляя черты синантропизации. Численность их на протяжении последних лет довольно стабильна. Нам известен ещё несколько пар воронов, которые по несколько лет гнездятся в одних и тех же гнёздах в Битцевском лесу, Тропаревском, Покровско-Глебовском (В.М.Константинов, устн. сообщ.) и Цырицинском парках, на Воробьёвых горах. По данным последней сводки (Атлас…2006), на территории Москвы в настоящее время гнездится не менее 25 пар C. corax . На гнездовых участках воронов могут успешно гнездиться виды, уязвимые для серых ворон и имеющие поэтому невысокую численность в городских парках.