Начало работ Саянской комплексой экспедиции ИАЭТ СО РАН в полосе строительства железной дороги Курагино - Кызыл

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521819

IDR: 14521819

Текст статьи Начало работ Саянской комплексой экспедиции ИАЭТ СО РАН в полосе строительства железной дороги Курагино - Кызыл

В апреле 2011 г. Институту археологии и этнографии СО РАН был присужден грант Русского географического общества (РГО) «Археологическая экспедиция “Железная дорога Курагино – Кызыл”» в номинации «Научно-исследовательские экспедиции». Свидетельство о его получении было вручено одному из авторов настоящего сообщения на торжественном заседании Попечительского совета РГО 15 апреля 2011 г. председателем совета В.В. Путиным в присутствии Президента РГО, министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу и других руководителей РГО. На основе этого решения и с учетом результатов полевых разведочных работ, проводившихся в 2009–2010 гг. в зоне проектируемого строительства отрядами Тувинской экспедиции Института истории материальной культуры РАН под руководством кандидата исторических наук В.А. Семенова, группой сотрудников ИАЭТ СО РАН была разработана программа комплексных (археологических и географических) научных исследований по трассе проектируемого строительства на территории Кызылского и Пий-Хемского кожуунов Республики Тыва, а также Ермаковского, Каратузского и Курагинского районов Красноярского края на полевой сезон 2011 г. Для проведения этих работ на базе ИАЭТ СО РАН была организована Саянская комплексная экспедиция в составе четырех археологических и одного географического отрядов. Два археологических отряда были созданы ИАЭТ СО РАН с привлечением сотрудников кафедры археологии и этнографии и Лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета, по одному отряду организовали Институт гуманитарных исследований при правительстве Республики Тыва и Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК). Географический отряд сформирован при сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом. В настоящей статье охарактеризованы результаты полевых исследований отрядов ИАЭТ СО РАН.

Основные исследования этих двух отрядов были развернуты на правобережье р. Ээрбек, на территории Кызылского кожууна Республики Тыва.

Памятники были обнаружены как в предшествующие полевые сезоны участниками Тувинской экспедицией ИИМК, так и в 2011 г. сотрудниками Саянской комплексной экспедиции.

В июне – августе были раскопаны три кургана на могильнике Ак-Даг-1. В составе этого погребального комплекса исследован большой курган, окаймленный кольцом из камней. Прослежена конструкция надмогильного сооружения и изучены погребения в каменных ящиках. Хотя могила, расположенная в центральной части кургана, ограблена еще в древности, по обнаруженным в ней отдельным предметам удалось определить хронологию и культурную принадлежность памятника – раннее скифское время (алды-бельская культура) [ Грач, 1980, с. 24-26 ] .

Расположенная рядом с большим курганом округлая каменная насыпь не содержала захоронения. Сооруженный несколько обособленно третий каменный курган имел захоронение в каменном ящике и поминальную стелу. Их можно отнести к кокэльской культуре хунно-сяньбийского времени [ Савинов, 1984, с. 23 ] . На памятниках обнаружена представительная коллекция предметов сопроводительного инвентаря, несомненно интересная для характеристики культур древних номадов Тувы.

В июле – августе были развернуты работы на могильнике Бай-Даг-1, расположенном на склонах возвышенности выше по течению р. Ээрбек от могильника Ак-Даг-1. На памятнике раскопаны 7 курганов. Большинство из них представляли собой пологие, слабо задернованные каменные насыпи-выкладки округлой или овальной формы, окаймленные стенками из горизонтально уложенных или наклонно установленных каменных плит. В насыпях, на горизонте и в заполнении могильных ям обнаружены отдельные фрагменты лепных керамических сосудов. Обычно в центре кургана находилась основная погребальная камера, забутованная скальными обломками и каменными плитами. Глубина могильных ям различна. Как правило, на дне находился каменный ящик из вертикально установленных плит, перекрытый в несколько слоев массивными каменными плитами, а в отдельных могилах – жердями. В центральной могиле мог быть погребен мужчина-воин либо взрослая женщина. В кургане № 3 найдено только одно основное женское погребение. В курганах № 2,4, 6,7, помимо основного захоронения, были впускные и сопроводительные погребения взрослых и детей. В кургане № 1 под каменной насыпью оказалось только одно впускное захоронение. В кургане № 4 при сооружении впускного захоронения нарушена и ограблена основная могила. Курган № 5 не содержал погребения.

Обряд захоронения умерших во всех основных и сопроводительных захоронениях отличается значительным сходством. Погребение совершено по обряду одиночной ингумации. В одном случае вместе с умершей женщиной похоронили грудного младенца. Погребенные покоились на левом боку, в скорченном положении, с согнутыми в локтевых суставах руками и согнутыми в коленях ногами. Костяки ориентированы головой на запад или северо-запад. Сопроводительный инвентарь соответствовал полу пог- ребенного. Мужчин хоронили с оружием и бытовыми вещами, а женщин с украшениями и бытовыми вещами. В большинстве детских захоронений инвентарь, как правило, отсутствовал. В насыпях-выкладках курганов № 2, 4 и 6 за пределами могил обнаружены бронзовые удила. Состав сопроводительного инвентаря: бронзовые ножи с цельнолитой рукоятью, дисковидные зеркала с одной или двумя петлями, шилья, иглы, бусы, подвески из клыков и зубов животных. Все это позволяет отнести основные и сопроводительные захоронения к алды-бельской культуре раннего скифского времени [Грач, 1980, с. 24-26]. Во впускном захоронении, совершенном по обряду ингумации, в центре кургана № 4 обнаружен керамический сосуд. Судя по обряду и инвентарю, это захоронение должно относиться к кокэльской культуре хунно-сяньбийского времени. В насыпи кургана № 1 найден клад железных изделий, включавший два проушных топора и два кинжала (см. рисунок), которые должны относиться к хуннскому периоду.

В течение полевого сезона изучен и одиночный курган на могильнике Бай-Даг-6. Раскопки на нем начались в день открытия работ Саянской комплексной экспедиции лично президентом РГО С.К. Шойгу, вскрывшим участок дерна на объекте. В процессе раскопок в насыпи кургана выявлено впускное захоронение. Скелет погребенного находился между камнями в центре насыпи, выше основной могилы. В области черепа обнаружены бронзовые проволочные серьги, а в ногах – железная пряжка. Вероятно, это захоронение относится к хунно-сяньбийскому времени. Основное захоронение внутри каменного ящика в центре кургана полностью разграблено.

Железные топоры и кинжалы из кургана № 1 могильника Бай-Даг-1 i^^ sit^^.

Под насыпью, в западной части кургана, обнаружено женское погребение в каменном ящике. Погребенная лежала на левом боку, с согнутыми руками и ногами. Ее левая нога была неестественно согнута против коленного сустава. В составе сопроводительного инвентаря этого захоронения были бронзовый нож, шило, игла и зеркало. Судя по обряду погребения и сопроводительному инвентарю, основные захоронения в этом кургане также должны относиться к алды-бельской культуре раннего скифского времени [ Грач, 1980, с. 24-26 ] .

На седловине отрога горы Бай-Даг, в местности Хендей-Аксы, раскопана овальная каменная выкладка. Под камнями выкладки, на уровне древнего горизонта, обнаружены отдельные фрагменты кальцинированных костей, угольки и железная игла. Определить функциональное назначение, хронологию и культурную принадлежность памятника по полученным материалам затруднительно. Предположительная датировка – позднее средневековье.

В ходе проведения разведочных маршрутов в долине р. Ээрбек, в зоне проектируемого строительства железной дороги и в непосредственной близости от нее, обнаружены неизвестные ранее археологические памятники. В их числе несколько курганных групп, судя по особенностям расположения и конструкции надмогильных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам. Выявлено также местонахождение петроглифов этнографического времени. Подъемный материал включал каменные орудия раннего палеолита, фрагменты лепных и гончарных сосудов.

Результатом разведочных работ в зоне строительства железной дороги на территории Турано-Уюкской котловины в Пий-Хемском кожууне Республики Тыва стало обнаружение нескольких неизвестных одиночных курганов. На поверхности насыпи одного из них в этнографическое время был сложен каменный столбик оваа и вертикальная каменная стела. Судя по месту расположения и конструктивным особенностям насыпей, эти курганы можно отнести к средневековью.

Таким образом, все запланированные в рамках деятельности Саянской комплексной экспедиции на полевой сезон 2011 г. исследования отрядов ИАЭТ СО РАН в зоне проектируемого строительства железной дороги Ку-рагино-Кызыл осуществлены.

Статья