Нация и этнос как соотносительные теоретические конструкты и феномены социальной реальности
Автор: Трофимов Валерий Кириллович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 7, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье показано, что нация и этнос - это пересекающиеся, но не тождественные социальные множества. В этносе аккумулируются преимущественно территориально-языковые и культурнопсихологические компоненты, а в нации, наряду с собственно этническим, включены социальные аспекты, связанные прежде всего с реализацией государственно-политических интересов.
Нация, этнос, язык, культура, этническая психология, этническое самосознание, этноним, государство
Короткий адрес: https://sciup.org/14934497
IDR: 14934497
Текст научной статьи Нация и этнос как соотносительные теоретические конструкты и феномены социальной реальности
Практика общественного развития на рубеже XX–XXI вв. свидетельствует о том, что глобализация социально-экономической жизни приводит не к ослаблению, а к возрастанию роли наций и этносов в историческом процессе. Это еще более актуализирует теоретическую потребность осмысления наций и этносов как субъектов исторического процесса, занимающих важное место в структуре социальной реальности.
Исходная для этносоциальной теории проблема связана с трактовкой природы и сущности нации. Некоторые авторы отрицают научный статус категории «нация» и предлагают элиминировать это понятие из языка науки и политики. Последовательным проводником данного подхода является В.А. Тишков. Он утверждает, что нация – это политический лозунг и способ мобилизации, а вовсе не научная категория. В силу своей противоречивости и неоднозначности, это понятие как таковое не имеет права на существование и должно быть исключено из языка науки. В.А. Тишков отрицает существование наций в качестве объективных социальных реальностей и считает их чисто субъективными логическими конструкциями. В связи с этим он воспроизводит конструктивистскую интерпретацию национализма Бенедикто Андерсена, которому принадлежит определение наций как «воображаемых общностей» [1, с. 8]. Нация понимается здесь как социальный конструкт и как воображаемый коллектив, члены которого не знают друг друга и не взаимодействуют, но, тем не менее, рассматривают себя как единую общность с общим характером, надеждой и судьбой.
Нация как социальный конструкт образуется в результате действия чисто субъективных факторов исторического процесса. В.А. Тишков ссылается на Томаса Эриксена, который утверждает, что национальная принадлежность – это вопрос веры, сами же нации являются продуктом национализма, а не наоборот. Нации возникают с момента, когда группа влиятельных людей из городской элиты решает, что так и должно быть. Идея нации транслируется через средства массовой информации, и впоследствии данная воображаемая общность становится реальностью по мере того, как массы обретают веру в данную идею и в то, что ее составляет. Поскольку нации – продукт умственной деятельности, то эффективным способом преодоления национализма в обществе объявляется так называемый «нулевой вариант», суть которого состоит в отказе от употребления категории «нация» в политике и в языке науки. Необходимо забыть о нациях во имя культур, народов и государств.
Мы полагаем, что нация является не только искусственным умственным конструктом, но и объективно существующим феноменом социальной реальности. При этом нацию следует понимать как единство материальной и духовной стороны, как сложный объектно-субъектный феномен, включающий природные, социальные, психологические, духовные составляющие. В общественной жизни субъективное и объективное, духовное и материальное переплетены самым непосредственным образом, и это полностью относится к общностям людей, называемых нациями. Нация есть объективно-субъективная социальная реальность, вбирающая в себя и социальные, и природные, и психологические, и духовные свойства. Для предметного обоснования данного тезиса следует рассмотреть взаимосвязь и соотношение нации и этноса.
В этносоциальных науках можно найти различные взгляды на соотношение этноса и нации: от отождествления данных понятий до признания их полного несовпадения. Мы же полагаем, что этнос и нация есть единство общего и особенного, это пересекающиеся, но не совпадающие полностью социальные множества. Если в этносе аккумулируются территориальноязыковые и культурно-психологические компоненты, то в нации, помимо собственно этнического, включены социальные компоненты, прежде всего связанные с удовлетворением государственно-политических интересов.
Этнос – это исторически возникшая социально-природная общность, особая форма коллективной жизнедеятельности людей. Такая общность складывается естественно-историческим образом и отличается устойчивым существованием и самовоспроизводством за счет межпоколенной биологической и социальной связи. Социальность этноса определяется влиянием на него социальных и культурных процессов, а связь с природой – невозможностью полной изоляции от экологической ниши и биологической основы своей жизнедеятельности. Общность территории выступает обязательным условием формирования этносов, и большинство из них сохраняют этот признак на всем протяжении своей истории.
Весьма непосредственно проявляется связь этноса с языком. Язык, отмечает известный этнограф Ю.В. Бромлей, есть важнейший объективный признак этноса и выступает либо условием формирования этноса, либо итогом этногенеза; последнее особенно очевидно в случаях образования этноса из разноязычных групп населения [2, с. 12]. Важным этнообразующим признаком является также материальная и духовная культура. Этническая культура есть органическое единство традиционных, устойчивых элементов (обряды, обычаи, народное искусство, нормы поведения) и профессиональной, в частности художественной культуры. Культура этноса, следовательно, включает не только архаику, но и современные культурные артефакты, она обращена не только в прошлое, но и в будущее.
Культурная идентичность теснейшим образом коррелирует с особенностями этнической психологии. Этническая психология относится к числу наиболее устойчивых признаков этноса и проявляется в специфике менталитета, в особенностях темперамента, в оттенках вкусов, чувств и т.д.
Следовательно, территория, язык, культура и этническая психология относятся к объективной стороне этнического организма. Однако этого недостаточно для существования этноса. К данным свойствам в обязательном порядке должна быть присоединена субъективная сторона. Этносом может быть только такая группа людей, которая осознает себя как таковую и противопоставляет себя другим этническим образованиям. Субъективную сторону – осознание представителями этноса своей групповой идентичности – принято называть этническим самосознанием. Внешним и элементарным проявлением этнического самосознания выступает самоназвание (этноним). Нет этносов, даже самых простых и примитивных, которые не обладали бы этнонимом, а следовательно, и самосознанием. Самосознание интегрирует представителей этноса в единую целостность.
Базисом этнического самосознания выступает антитеза «мы – они», которая основывается на объективных этноразличительных признаках в виде особенностей языка, культуры, народного характера и т.д. Существует широкий диапазон проявления этнического самосознания: от слабых и смутных представлений о своей этничности до ярко выраженных в поведении, в творчестве, в социальных действиях этнических чувствах, настроениях и стремлениях. Этническое самосознание концентрирует в себе представления об общности исторической судьбы, единстве происхождения, специфике своих религиозных верований.
В целом этнос можно понимать как исторически сложившуюся на определенной территории социально-природную общность, которой присуще относительно стабильное единство языка, материальной и духовной культуры, психики и самосознания. Этнос есть сложное переплетение объективного (территория, язык, культура, психика) и субъективного (самосознание). Самыми стабильными и устойчивыми признаками являются этническая культура, этническая психология и этническое самосознание, которые, по нашему мнению, образуют своеобразное этнообразующее ядро. Так, в процессе революции 1917 г. и гражданской войны миллионы русских, эмигрировав из России, потеряли территориальную связь с родиной и вынуждены были сменить язык общения, но оставались русскими до тех пор, пока сохранялись национальные особенности их культуры, менталитета и самосознания.
Отметим, что этничность не совпадает с государственностью. Один и тот же этнос может проживать в различных государствах. В структуре этноса можно выделить: этническое ядро – компактно живущую на одной территории основную часть этноса (например, русские в России); этническую периферию – компактные этнические группы, так или иначе отделенные от основной его части (например, русские в Украине); этническую диаспору – отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, которые занимают другие этносы (например, русские в Южной Америке).
Нация, в отличие от этноса, есть такая социальная общность, где этническое составляет лишь одну из сторон, а другой стороной являются собственно социальные качества. Социальная сторона нации включает общность экономической жизни, а также наличие политических институтов, обеспечивающих ту или иную степень реализации национально-государственного суверенитета. В нации интегрированы, с одной стороны, этническое – язык, общая территория, устоявшиеся формы материальной и духовной культуры, особенности психического склада и самосознания, а с другой – социальные признаки, включающие в себя социальную структуру, систему социальных отношений, экономические связи, политические отношения.
Этническое выступает своеобразным каркасом, субстратным основанием, обеспечивающим устойчивость нации. В составе нации социальное образует более релятивную и динамичную сторону, а этническое обладает относительной устойчивостью и консерватизмом. Отсюда становится понятной возможность сохранения нацией своей идентичности в условиях смены экономических и политических отношений. В XX столетии русская нация несколько раз кардинальным образом меняла свои социально-экономические и политические параметры, но при этом благодаря устойчивости этнической составляющей сохранила свою национальную идентичность.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что нация – это сложный этносоциальный организм, характеризующийся общностью происхождения, общностью экономической и государственно-политической жизни, а также общностью языка, материальной и духовной культуры, национальной психологии и национального самосознания.
Нация – это единство объективного и субъективного, материального и духовного. Это исторически сформировавшийся тип этноса, в котором собственно этническое, по мере экономического и политического развития, начинает играть меньшую, чем в рамках существовавших на донациональном этапе развития этнических общностей (род, племя, народность), роль. Все народы нашей планеты существуют как этносы, но не каждый этнос достигает уровня национального бытия: нация – это народ, создавший ту или иную форму государственности и обеспечивший общность экономической, политической и территориальной жизни. Как правило, нация формируется на многоэтнической основе. Такое понимание констатирует факт реального несовпадения этнического и национального, что создает возможность разнообразных противоречий на этнической и национальной почве.
Таким образом, нации и этносы являются не только воображаемыми теоретическими конструктами, но и реальными структурными компонентами социальной реальности, которые останутся на длительную историческую перспективу влиятельными субъектами истории.
Ссылки:
-
1. Тишков В.А. Забыть о нации (постмодернистское понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 3-20.
-
2. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
Список литературы Нация и этнос как соотносительные теоретические конструкты и феномены социальной реальности
- Тишков В.А. Забыть о нации (постмодернистское понимание национализма)//Вопросы философии. 1998. № 9. С. 3-20.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.