Национальная безопасность и проблемы устойчивого развития России в условиях глобализации
Автор: Оконешникова Мираида Степановна
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Рубрика: Креативная экономика как управление изменениями
Статья в выпуске: 1 (1), 2011 года.
Бесплатный доступ
Целесообразность экономической независимости состоит в том, что ресурсный потенциал страны используется для развития сущностных сил ее народа, а это открывает ему дорогу в будущее. В статье раскрываются актуальные аспекты социально-экономических преобразований в условиях глобальных вызовов.
Экономическая безопасность, устойчивое развитие, глобализация, социальные преобразования, новые вызовы
Короткий адрес: https://sciup.org/14238887
IDR: 14238887
Текст научной статьи Национальная безопасность и проблемы устойчивого развития России в условиях глобализации
По мере усиления процессов глобализации и интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство особую значимость приобретают проблемы, связанные с национальными особенностями региональных рынков. Национальная экономика существует в двух взаимосвязанных формах: отраслевой и территориальной, которые имеют и социальные условия жизнедеятельности. Отраслевая сторона социальных условий жизни воплощается в конечном продукте материального производства – средствах труда и предметах непроизводственного потребления. Территориальная сторона – в среде жизнедеятельности населения. Развитие отраслевой стороны социальных условий происходит на основе процесса территориально-экономического комплексообразования. Развитие территориальной стороны социальных условий жизни осуществляется на основе процесса расселения [7, с. 8].
Несмотря на расширение международных экономических связей и интеграционные процессы, идущие в мировой экономике, развитые страны представляют собой относительно автономные экономические образования, способные самостоятельно обеспечить удовлетворение основных потребностей своего населения. Напротив, к слаборазвитым в современном мире от- 25
носят такие страны, где внешнеэкономические связи превалируют над внутренними. Самообеспечение выступает материальным фундаментом самостоятельного развития. Нация должна расширять и совершенствовать свою способность производить. Экономическая зависимость означает проедание ресурсов будущего [7, с. 8].
История развития экономики XX столетия – это история смягчения дуализма государства и рынка. Экономика и государство являются самыми могущественными инструментами общества. Каждый из них сдерживается разными факторами, одни из них конституционно-правового государства, другие – социально-политического, ресурсного и иного плана. В силу существования данных факторов между ними действует система противовесов и сдержек, которая не дает ни одной из них устанавливать контроль над обществом.
К началу XXI в. в России стабилизируется политическая ситуация, наблюдается значительный экономический рост, улучшается положение населения, то есть создана основа для прорыва в инновационное будущее. Инновационная экономика – это механизм, обеспечивающий реализацию национальной стратегии устойчивого развития, формирующий такую социопри-родную систему, обеспечивающую:
– удовлетворение оптимальных материальных, энергетических, духовных потребностей социума;
-
– стабильность по отношению как к внутренним, так и современным внешним факторам воздействия;
-
– сохранность динамического равновесия в исторической перспективе.
Стратегия устойчивого развития – это ответ мирового сообщества на вызовы современной цивилизации. Западная и восточная ветви мировой цивилизации ведут поиск концептуальных моделей развития, которые обеспечили бы динамику и историческое выживание в обозримом будущем. Однако их целевые установки и ситуационные условия диаметрально противоположны. Западный тип цивилизации утверждает, что только человек и его потребности определяют механизмы и стереотипы исторического динамизма. Решая человеческие проблемы посредством интенсивного воздействия на природную среду, тем самым западная ветвь ведет к деградации глобальной социоэкосистемы. Отсюда следует практический интерес западных стран к стратегии устойчивого развития как к механизму преодоления кризисных тенденций в условиях расширяющейся глобализации. Большинство из них, а именно страны Европейского союза, используя достижения высоких технологий, понижают последствия традиционной экофобности и повышают на национальном уровне биосферизацию рынка и экологизацию индивидуального сознания.
Человек восточной цивилизации, опираясь на традиционные религиозно-культурологические стереотипы (ислам, индуизм, буддизм), стремиться вписаться в окружающий мир природы. Тем самым данная экофильность является одним из решающих факторов неуклонного отставания восточных со- циумов от западных как в социально-экономическом, так и технологическом развитии. При этом генетическая экофильность не ведет к реальной гармонизации национальной социоприродной системы. Это доказано перемещением остроты мировой социально-экологической ситуации во второй половине XX в. в страны Юго-Восточной Азии [4, с. 40–45].
Таким образом, ни доминирование западных стереотипов, ни абсолютизация восточных ценностей не обеспечивают перспективного развития со-циоприродной системы. Ибо только реализация принципа дополнительности, когда западные и восточные стереотипы и ценности будут находиться в состоянии взаимосвязи, позволит мировому социуму выйти на уровень позитивного динамизма. Именно такой тип интеграционного развития выявляет свою эффективность в современной социально-экономической реальности: «японское чудо», динамизм Китая, перспективность Индии. Однако, если для «новых индустриальных стран» искомая интеграция носит приобретенный характер, то такой путь развития присущ цивилизации Российского типа. Ментальность нашей страны характеризуется стереотипами, увязывающими интересы личности с ценностями социума (соборности), то есть сочетают активность Запада и гармонию Востока [4, с. 40–45].
Принятие и реализация государственной программы устойчивого развития непростой процесс. Население России, уставшее от экономических трудностей и прежней политической неопределенности, не рассматривает экологические идеи, составляющую важнейшую часть устойчивого развития, как приоритетное направление. С середины 1990-х гг. в стране сокращается численность населения, снижается рождаемость, повышается смертность, уменьшаются показатели средней продолжительности жизни. Россия нуждается в активной демографической политике, которая привела бы в ближайшее время к росту народонаселения. Официальные данные показывают, что соответствующие мероприятия: материнский капитал, увеличение пособия на детей уже обозначили положительные тенденции. Вопрос лишь в том, имеют ли эти тенденции определяющий или временный характер. Умеренный демографический прирост – это один из определяющих факторов стратегии устойчивого развития. Тенденция депопуляции сопровождается структурными социально-культурными диспропорциями, снижением качества жизни. Чтобы накопить на скромную квартирку, простому труженику понадобится целая жизнь, а элита строит дворцы стоимостью в десятки млн долл. По-прежнему актуальны слова К. Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради сверхприбыли. Но европейская буржуазия думает и о самосохранении, и о социальном равновесии [2, с. 72–76].
Если провозглашен курс на повышение качества жизни человека, то экономическая модель развития России не может радикально отличаться от ориентиров и механизмов, реализуемых в развитых странах. Но эти страны реализуют инновационную модель экономики, тогда как в нашей стране только ставится задача подобного рода. Более того, российская экономика – пря- мая наследница стереотипов советского природопотребительства, исходившего из принципа «неисчерпаемости природы».
Выход на уровень перспективного экономического роста предполагает радикальную трансформацию современной социально-экономической модели развития России, хотя экономические преобразования Российской Федерации обозначены как рыночные. Однако вместо курса самостоятельного развития, всемерного укрепления внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности на рынках высоких технологий был выбран курс на вхождение в мировую экономику в качестве сырьевого придатка. Если Россия будет оставаться страной с сырьевой экономикой, то она может распасться к 2030 г. [1]
Ключевая проблема России – это крайне недостаточный уровень развития внутреннего рынка. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1, содержащее информацию о том, насколько внутрироссийский уровень потребления отстает от промышленно развитых стран «восьмерки».
В наибольшей степени Россия приближается к стандартам потребления развитых стран по алкоголю и табаку, а максимальное отставание характерно для различных видов услуг в таких сферах деятельности, как ЖКХ, здравоохранение, транспорт. По сути, это перечень «неторгуемых» секторов экономики, избавленных от прямой конкуренции с импортом и поэтому достаточно объективно отражающих уровень развития внутреннего рынка. Но именно они и являются наиболее отсталыми.
Ключевыми факторами, ограничивающими возможности раскрытия огромного потенциала развития внутреннего рынка, являются высокий уровень коррупции, отсутствие необходимой инфраструктуры и инновационной активности. Безусловно, все это нашло отражение в Концепции долгосрочного развития, помимо трех перечисленных факторов существуют и другие причины, не дающие российской экономике нормально развиваться. Но в значительной степени их можно рассматривать как производные от триады «коррупция – инфраструктура – инновации».
Таблица 1
Индексы физического объема фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения (в %; США=100)
№ |
Показатели |
Германия |
Италия |
Канада |
Россия |
Вели-коб-рита-ния |
СШ А |
Франция |
Япония |
1. |
Фактическое потребление домашних хозяйств |
68 |
61 |
74 |
25 |
79 |
100 |
70 |
64 |
2. |
Продукты питания и безалко- |
89 |
102 |
73 |
65 |
79 |
100 |
110 |
68 |
гольные напитки |
|||||||||
3. |
Алкогольные напитки, табак |
107 |
72 |
79 |
76 |
76 |
100 |
83 |
108 |
4. |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, топливо |
83 |
75 |
107 |
29 |
90 |
100 |
85 |
82 |
5. |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника |
85 |
82 |
69 |
12 |
76 |
100 |
68 |
53 |
6. |
Здравоохранение |
71 |
50 |
56 |
24 |
63 |
100 |
67 |
80 |
7. |
Транспорт |
48 |
46 |
63 |
13 |
54 |
100 |
53 |
43 |
8. |
Связь |
99 |
98 |
89 |
39 |
111 |
100 |
97 |
112 |
9. |
Отдых и культура |
57 |
41 |
74 |
13 |
91 |
100 |
64 |
61 |
10 . |
Образование |
53 |
69 |
101 |
63 |
72 |
100 |
91 |
65 |
11 . |
Рестораны и гостиницы |
42 |
68 |
53 |
7 |
88 |
100 |
41 |
53 |
Например, уровень конкуренции, приведенный как ограничивающий фактор в таблице 2, принципиально не может быть повышен, если отсутствуют положительные результаты в борьбе с коррупцией, нет инфраструктуры для развития бизнеса и нет предпринимателей, имеющих вкус к разработке и практическому внедрению инновационных решений, позволяющих им определить своих конкурентов. Коррупция мешает становлению гражданского общества. 90% граждан РФ считают, что они никак не влияют на принимаемые в стране решения и не несут ответственности за них.
Характеристика основных вызовов и ограничений развития российской экономики
Таблица 2
Долговременные системные вызовы |
Ограничения развития российской экономики |
– усиление глобальной конкуренции; – ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающаяся роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста; – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; – исчерпание источников экспортносырьевого развития |
– недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры; – дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров; – высокий уровень социального неравенства и региональные дифференциации; – высокий уровень рисков ведения предпринимательской деятельности; – низкий уровень эффективности государственного управления; – низкий уровень развития конкуренции; – недостаточное развитие национальной инновационной системы |
Таким образом, сформировался режим присвоения результатов НТР бо- лее богатыми и развитыми странами у менее богатых и менее развитых. Причиной становится неравноправие условий торговли, а также различия в социальной структуре и исходных факторах социально-экономического и научнотехнического развития. В связи, с чем необходимо стимулировать инновации при имеющемся уровне национального дохода и его распределении исключительно посредством повышения стоимости рабочей силы с постепенным ростом квалифицированного труда. При этом необходимо компенсировать риски широтой рынка, то есть созданием товарной массы на внутренних рынках, причем товарной массы, созданной отечественными товаропроизводителями. Безусловно, общий уровень национального дохода и инструменты его перераспределения демонстрируют эффективность функционирования экономической системы и социальных отношений, формируют социальную структуру, которая и определяет качество и образ жизни с вытекающим формированием мотиваций для действующих субъектов рыночной экономики [5, с. 40–45].
Экономическая политика государства в условиях глобализации должна порождать и стимулировать слабо развитые или не развитые до сих пор виды деятельности, которые принесут широкие потребительские следствия в будущем, связанные с новыми комбинациями, открытыми в ходе научноисследовательской деятельности и приводящими к положительной динамике социальных показателей по реальному доходу, доступности социальных функций (образование, здравоохранение, наука) и достаточности благ [6, c.17].
Список литературы Национальная безопасность и проблемы устойчивого развития России в условиях глобализации
- Кива А. Наука и религия [Электронный ресурс]//Режим доступа: http:www.n-i-r.ru (Март 2010).
- Комаровский В. Ограничения и возможности конструирования политической идентификации России//Государственная служба. -2010. -№ 2.
- Кругман П. Возвращение Великой Депрессии. -М., 2009.
- Лось В. Нужна ли нам национальная стратегия устойчивого развития?//Государственная служба. -2010. -№ 3.
- Марголин А. От антикризисных мер к формированию конкурентоспособной экономики//Государственная служба. -2010. -№ 4.
- Сухарев О. Экономический рост и социальные результаты развития//Инвестиции в России. -2011. -№ 1.
- Цой В.Е. Формирование стратегии устойчивого развития российской экономики в условиях глобализации: автореф. дис. … д-ра экон. наук. -М., 2005.