Национально-культурная специфика этнического языкового сознания
Автор: Грыжанкова Марина Юрьевна
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Народы России: возрождение и развитие
Статья в выпуске: 4 (85), 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению проблемы, связанной с отечественной традицией философствования по поводу языка, уходящей своими корнями в историю становления русской словесности и судьбу самой русской философии.
Языковое сознание, концептосфера, национальное самосознание, этническая картина мира, мировоззрение
Короткий адрес: https://sciup.org/147221652
IDR: 147221652
Текст научной статьи Национально-культурная специфика этнического языкового сознания
Статья посвящена рассмотрению проблемы, связанной с отечественной традицией философствования по поводу языка, уходящей своими корнями в историю становления русской словесности и судьбу самой русской философии.
The article is devoted to the consideration of the problem connected with the domestic tradition of philosophising on the issue of the language originating in the history of the Russian philology formation and in the destiny of the Russian philosophy itself.
Русское самосознание включает уникальную языковую составляющую, имеющую преимущественное религиознонравственное содержание. При этом отметим, что языковое и национальное самосознание взаимозависимы. Религиозные, социальные, политические изменения в жизни народа влекут за собой изменения в языке, а язык в свою очередь выступает активным элементом, фактором формирования национального сознания и самосознания.
Языковое сознание русских сформировалось в традициях восточного христианства. Церковнославянский язык, созданный для богослужебной практики православной церкви, находится в генетическом родстве с русским языком. Соответственно, и вопрос о взаимоотношениях языка и мышления решался в непосредственной связи со святоотеческими концепциями, в которых словесность и разумность
ГРЫЖАНКОВА Марина Юрьевна, профессор кафедры философии для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук.
отождествлялись, но лишь в том случае, когда человек словесной (разумной) силой ищет и исследует, как обрести Бога. Смиреннословие противопоставляется высокоречию.
Согласно святому Г. Нисскому, «ум рождает слово, и слово же порождает ум. Ничто же ум есть без слова, ничто же слово без ума»1. В том же духе мыслит и святой Гр. Синаит (XIV в.). Он утверждает, что «ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа»2. Преподобный Н. Стифат (XI в.) учит, что человек, будучи образом Божиим, имеет ум, «естественно рождающий слово из существа своего»3, так что словесность есть достоинство ума. Таким образом, душа человека описывается им как неразделимое соединение ума и слова. Несмотря на то что многие святые отцы указывают на молчание как на высшую добродетель, как на одну из ступеней к духовному совершенствованию и «тайну будущего века», слову в православном миропонимании придается чрезвычайно важное значение, поскольку «Слово было Бог» (Ин. 1,1) и Словом Бог сотворил мир и человека. Но смыслосодержание понятия «слово» не ограничивается Словом Божиим. Слово человеческое также не является только символом или средством социализации. По словам преподобного И. Карпафского, «одно доброе слово сделало некогда непотребнаго оного разбойника чистым и святым и в рай ввело его. И одно недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную»4. Даже человеческие чувства в святоотеческом предании наделяются свойством словесности (зрением и слухом) и бессловесности (вкусом, обонянием и осязанием).
Языковое сознание рассматривается как средство познания чужой культуры в ее предметной, деятельностной и ментальной форме, а также как средство познания собственной.
Ряд современных этнографов и историков при изучении процессов этнического развития считают обоснованным использование не только «объективных признаков» (наличие территории компактного проживания, общность экономической жизни и т. д.), которые представляют собой лишь некоторые условия для развития того или иного народа. Более важными, по их мнению, являются наличие этнического самосознания, его выраженность в языке, благодаря чему прослеживается история развития самосознания народа, а также представляется возможным установить основные эта- пы развития этноса. Однако это не означает, что языковое сознание жестко зависит от территориальных, расовых и этнографических факторов, поскольку дух и душа человека, а также все их компоненты (не исключая языкового сознания) не имеют пространственных или национальных границ.
Согласно одному из определений в современной лингво-философии, язык способствует интенсивной социализации человека. Побудительная и регулятивная функции языка есть выражение понимания этого явления как практического сознания. Данное определение имплицитно включает описание способности языка выступать в качестве инструмента манипулирования массовым сознанием. Изменение языкового сознания, части массового сознания ведет к изменению целого.
Таким образом, язык может выступать единым основанием мировоззрения любого типа вследствие реально существующей зависимости между языком и мировоззрением народа. При этом одной из важнейших функций языкового сознания является сохранение посредством языковых форм в социальной памяти поколений духовного опыта предков. Язык — один из каналов передачи народных традиций, преемственности в развитии национальной культуры. Следовательно, вопрос изучения языка имеет не только лингвистический и общефилософский, но и культурологический, исторический и этический характер. Итогом внеи-сторического отношения к языку является утеря чувства его принадлежности не только одному существующему на данный момент поколению, но и всем прошлым и будущим, что порождает эгоистическое стремление к неограниченному изменению форм и значений слов. В результате безнравственного отношения к языку происходит «умственное самоумерщвление».
Любой язык эквивалентен определенной системе концептов, при помощи которых носители воспринимают, структурируют, классифицируют и интерпретируют информацию, поступающую из окружающего мира. Вся совокупность концептов нации представляет собой концептосферу языка, которая «образована всеми потенциями концептов носителей языка. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа»5.
В нашем понимании этническая картина мира сближается с понятием этнического менталитета, т. е. биологически, географически, исторически и социально обусловленной системой стереотипов речевого коллектива конкретного региона. Этническая картина мира — это особое структурированное представление о мироздании, характерном для членов того или иного этноса, оно, с одной стороны, выполняет адаптивную функцию, с другой — воплощает в себе ценностные доминанты, характерные для культуры конкретного народа. Этническая картина меняется со временем, но в ней существуют неизменные коммуникативные и поведенческие модели, стереотипы, которые являются обязательным атрибутом любого этноса и составляют менталитет народа.
Список литературы Национально-культурная специфика этнического языкового сознания
- Сокровища духовной мудрости: сб. в 3 т. Троице-Сергиева лавра. Т. 3. 1979. С. 251
- Преподобный Иоанн Карпафский. URL://www.omolenko.com/biblio/ ioann_Karpaf.html (дата обращения: 13.04.2013)
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: антол. М.: Academia, 1997. С. 33