Национально-политическая элита Дагестана: специфика формирования и функционирования

Автор: Алигаджиева Мадина Алиевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 10, 2013 года.

Бесплатный доступ

На основе результатов социологических исследований автор анализирует специфику образования и функционирования национально-политических элит в Дагестане в контексте влияния национального фактора на общественную жизнь республики.

Национально-политическая элита, этнократия, этнос, интерес, общество

Короткий адрес: https://sciup.org/170166674

IDR: 170166674

Текст научной статьи Национально-политическая элита Дагестана: специфика формирования и функционирования

О чевидно, что исследовать предмет настоящей работы, не обращаясь к таким фундаментальным понятиям, как «элитаризм» и «эгалитаризм», логически невозможно, ибо национальные отношения вообще реализуются на практике лишь через деятельность национальных элит, которые выражают (или думают, что выражают) интересы, цели, стремления, надежды, чаяния и т.п. соответствующих наций, народов, этносов.

Для выявления специфики Дагестана при рассмотрении проблемы его элит и их конфликтов с учетом национального фактора в общественной жизни в 2013 г. автором было проведено исследование «Национально-политическая элита Дагестана».

Общая выборка респондентов исследования составила 820 чел. Выборка охватила различные социальные группы населения – интеллигенцию, политиков, студентов, рабочих и безработных.

Одной из весьма острых и болезненных проблем в Дагестане, связанных с национальным вопросом, является проблема государственной власти. Ни для кого не секрет, что национальная клановость во властных структурах постоянно генерирует межнациональную напряженность в подведомственных и подчиненных им регионах.

АЛИГАДЖИЕВА Мадина

Автор позволит себе выдвинуть, пока в качестве рабочей гипотезы, следующую мысль: Дагестан сложился на территориальной, а не на национальной основе, в связи с чем в нем просто-напросто нет и никогда не было «титульной» нации (т.е. какой-то одной, доминирующей, коренной, основной, преобладающей по сравнению с другими, по имени которой была бы названа вся республика). В силу этого обстоятельства в мировоззрении дагестанцев стихийно сложился своего рода психолого-аксиологический (ценностный) стереотип, согласно которому общечеловеческие нравственные качества личности (честность, мужество, верность, доброта, отзывчивость, справедливость, гуманность и т.д.) являются более значимыми, существенными, ценными, нежели этническая принадлежность. В известном отношении для Дагестана это позитивный фактор: не создаются условия для безудержного идолопоклонства какому-либо одному определенному народу, противопоставления его всем остальным как «второстепенным» или «второсортным», открывается известный объективно обусловленный простор для демократизации национальной и межнациональной сфер общественной жизни.

Однако, к сожалению, многонациональность Дагестана, его этническая пестрота и динамизм имеют и свою оборотную, негативную сторону.

На основной вопрос исследования: «Какие принципы вхождения в поли -тическую элиту присущи Республике Дагестан?» — клановый принцип отметили 76,9%, семейно - родственные отношения — 19,2%, собственные усилия — 15,5%.

Факт остается фактом: национальная клановость, поддерживаемая националь-ным принципом образования нашей го -сударственной федеративности, пусть неявно, т.е. без афиширования, процве-тает. И реализуется, как уже говорилось, в негласном распределении ключевых го сударственных постов и должностей по национальному признаку.

Так, на вопрос, как формируется кадро-вый состав политической элиты при смене президента Дагестана, варианты ответов: 1) президент выбирает наиболее достойных представителей на те или иные должности, 2) президент выбирает лично преданных ему людей, 3) главным является национальная принадлежность, 4) по родственным отно-шениям, 5) ваш вариант, были получены следующие результаты: 1) 40% (добавлено: на сегодняшний день; после смены прези-дента; до сих пор к власти приходили люди недостойные, за взятки учитывались род ственные отношения, никогда не учиты вались грамотность, целеустремленность, патриотизм; должно быть по пп. 1—3; хоте -лось бы, чтобы так в п. 1; вроде выбирает достойных, но нет пользы от них); 2) 36%; 3) 11,5%; 4) 27%; 5) нужно все учитывать; достойные представители; по знакомству; у нас за деньги только, а так должен быть 1 й вариант; выгодных для себя людей с раз ных сторон; по коррупционной схеме или по звонку из Москвы; лично преданных кредитно денежным отношениям; смешно на такой вопрос отвечать и утверждать, что в Дагестане есть честные люди; по профес сиональному цензу.

Результаты опросов свидетельствуют, что народ настроен оптимистически, хочет верить и надеется, что ситуация в Республике Дагестан с приходом нового президента изменится в лучшую сторону.

На вопрос, является ли этнический пари -тет и этногрупповые интересы главными координаторами в политической жизни Дагестана, были получены следующие ответы: 1) «да» — 47% (министерские посты делятся по национальным признакам); 2) «нет» — 33% (есть дагестанский народ, хотя правительство Дагестана делает вид, что это не так).

На вопрос, существует ли д и ск р имина-ция руководящих этносов по отношению к другим народам и малым этносам, «да» ответили 41%, «нет» — 24% (в основном махачкалинцы), «не знаю» — 11%.

Что это дает нашей республике и ее гражданам?

Прежде всего, это усиливает, закрепляет и углубляет, «консервирует» объективные различия между дагестанцами по нацио нальной принадлежности. Почти офи циально закреплены «начальственные» чиновничьи кресла за определенными основными национальными элитами, так что подавляющее большинство иных народов оказываются фактически искус ственно «отсеченными» от соответствую щих должностей.

На вопрос, имеет ли для Вас значение национальная принадлежность человека, были получены следующие ответы: «да» — 17%, нет — 77%. А на вопрос, имеет ли для Вас значение национальная принадлеж ность представителей власти, 20% опро шенных ответили «да», 64,5% — «нет». И здесь, и в предыдущем вопросе отчетливо просматривается уже упомянутый харак терный для дагестанцев ценностный при оритет личностно нравственного начала по сравнению с национальным.

В ответах на вопрос: «Вы за отделение Дагестана от России?» — «нет» ответили 98%, «да» — 2%. На вопрос: «К кому Вы себя больше относите: 1) к россиянину, 2) к дагестанцу, 3) к представителю опреде -ленной нации», — 51% ответили: «к рос -сиянину, к дагестанцу»; 43% — «прожи-вающий в РФ; россиянин»; 7% — «такой нации, как “дагестанец”, нет».

Итак, суммируя все сказанное выше, можно, видимо, акцентировать внимание на следующих трех моментах.

  • 1.    Множественность народов Дагестана не позволила выделить в нем титульной, коренной, основной нации.

  • 2.    Территориальный принцип образова ния федеративной субъектности Дагестана в рамках России способствует сохранению его межнационального мира.

  • 3.    Исторически сложившееся нефор-мальное и стихийное признание массо вым сознанием Дагестана ценностного приоритета личностно нравственного начала в человеке по сравнению с его национальной идентификацией или самоидентификацией способствует тому же самому.

Статья научная