Национальный проект "Цифровая культура" и влияние цифровых технологий на современное общество
Автор: Этчуэ К.И.О.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 8, 2024 года.
Бесплатный доступ
Современный мир постоянно меняется под воздействием цифровых технологий. Процесс диджитализации, который является логическим продолжением компьютеризации и информатизации, уже охватил многие сферы жизни общества. В России переход на цифровые технологии стал неизбежным процессом. На пути экономического развития страны, основанного на применении цифровых технологий, инноваций и увеличении человеческого капитала, главная цель цифровизации - создать максимально комфортные условия для использования информационных данных каждым субъектом общества. Национальный проект «Цифровая культура», реализуемый в России, призван обеспечить подготовку будущих специалистов в области цифровых технологий и внедрение технологических инноваций во все сферы жизни общества, а также создание социума с высоким уровнем цифровой грамотности, что станет одним из основных факторов экономической трансформации страны. Однако, несмотря на положительные результаты внедрения цифровых технологий в социальную сферу и систему образования, этот процесс сопряжен с рисками, которые важно учитывать, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Цифровизация, цифровое общество, цифровая культура, информационная война, кибернетика, национальная программа/проект, децеребрация масс, цифровая экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/149146120
IDR: 149146120 | DOI: 10.24158/pep.2024.8.8
Текст научной статьи Национальный проект "Цифровая культура" и влияние цифровых технологий на современное общество
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург, Россия, ,
St. Petersburg, Russia, ,
творчества, особенно для молодежи, поэтому цифровое образование, предлагаемое правительствами стран в рамках реализации политики цифровизации культуры, все чаще включает в себя творческое измерение. В России политика цифровизации культуры началась с принятия Указа № 808 от 24 декабря 2014 года, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, «О выполнении целей и задач в рамках реализации государственной культурной политики»1 для формирования нового поколения на ближайшие 15–20 лет. Спустя пять лет этот проект был усовершенствован и переформулирован в «Цифровую культуру», утвержденную Указом президента РФ № 474 от 21.07.2020 в рамках обозначения национальных целей развития страны, которых необходимо достичь до 2030 г.2 Однако природа зависимости, устанавливаемой цифровыми предметами в современном обществе, а также сложные отношения между реальной и электронной идентичностью заставляют обратить внимание на то, как цифровые технологии распространяются и воспринимаются в современном российском обществе, какое влияние они на него оказывают.
Цель и задачи исследования . В настоящей статье сделана попытка определить роль цифровых технологий в общественно-политической и образовательной сферах, а также обнаружить негативные аспекты их влияния на современное общество в этическом, политическом и социальном отношении.
Материалы и методы исследования . Материалом для нашего исследования послужил набор данных, взятых с официального сайта Правительства Российской Федерации в контексте реализации национальных проектов3, информация из интернет-источников, показывающая влияние цифровизации на политику государства, а также мнения ряда экспертов, таких как Э. Тоф-флер, М. Хайдеггер, Э. Шмидт, Дж. Коэн, Е. Печенкина и др.
Аналитический метод исследования использовался для изучения, во-первых, государственной политики, проводимой в рамках реализации национального проекта «Цифровая культура», а во-вторых, – для демонстрации негативного влияния цифровых технологий на современное общество и поиска возможных подходов его нивелирования.
Происхождение, суть и цель национального проекта «Цифровая культура» . Термин «цифровая культура» появился в последние несколько десятилетий в результате совершенствования процессов производства, распространения и использования культурной продукции при помощи Интернета и диджитал-инструментов4. Появление доступа к Сети и ноутбуков привело к возникновению новых форм цифровой культуры в 1990-х и 2000-х гг., но именно массовое распространение широкополосного Интернета и умных смартфонов резко ускорило развитие цифровой культуры.
На заседании Совета по стратегическому развитию и реализации приоритетных программ 05 июля 2017 г. президент России В.В. Путин отметил: «Цифровая экономика – это не отдельная сфера, по сути, это образ жизни, новая основа для развития системы государственного управления, бизнеса, экономики, социальной сферы и всего общества в целом»5.
Согласно данным сайта «Циклопедия», цифровая культура – это «все материальные и интеллектуальные техники, практики, образ мышления и ценности, развивающиеся в Интернете»6.
Таким образом, цифровая культура может быть определена как любая форма оригинального создания культурного произведения с использованием цифровых технологий (звук, неподвижные или движущиеся изображения, тексты, документы) для решения информационных задач в контексте профессиональной деятельности, а также для взаимодействия с обществом. А учитывая современные условия, в которых сейчас находится Россия, оказавшаяся в своем развитии на стадии цифровизации, в стране возникла необходимость в совершенствовании системы национального образования. С этой целью Россия присоединилась к Болонскому процессу, который ориентирован на гармонизацию систем высшего образования с целью создания единого глобального образовательного пространства. Задача – достичь высоких стандартов качества, которые позволят конкурировать с другими европейскими странами, повысить качество человеческого потенциала в России, укрепить способность личности противостоять природным и культурным вызовам, во многом сделав систему образования эффективной для цифрового общества.
Государственная политика в реализации национального проекта «Цифровая культура» . Современные технологии играют все более важную роль в процессе улучшения социальных условий и системы национального образования, а их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека помогает добиться высоких результатов в реализации программы повышения социальной информационной культуры. Правительство в настоящее время проводит качественно новую политику, которая включает в себя создание определенной цифровой культурной среды в российском обществе1. Благодаря национальным проектам, граждане могут ознакомиться с военными фильмами, шедеврами черно-белого кино2, оценить в режиме онлайн самые интересные культурные события страны3, а также совершить мультимедийные экскурсии по музеям4.
В контексте реализации программы «Цифровая культура» особое значение придается информации как стратегическому ресурсу общества. С помощью нее в полной мере реализуется огромный научный потенциал новых технологий, внедряется в практику механизм обучения работе с цифрой, а также обеспечивается доступность информации и культурных ценностей (Захаров и др., 2020).
В сфере цифровой культуры предусмотрена защита культурных ценностей от нежелательных воздействий на основе принципа законодательно утвержденной нормативной базы, гарантирующей процесс цифровизации культуры государством, а также на основе введения надежной системы безопасности (Захаров и др., 2020). Учитывая масштабность такого крупного проекта, образование становится объектом постоянных экспериментов и инноваций (Андриенко, 2022). Действительно, с развитием общества и тех или иных сторон его жизни требования к системе образования должны меняться, как и к культуре. Однако следует отметить, что политические модернизационные проекты не всегда основываются на научном изучении сути предлагаемых нововведений и их социальных последствий (Строков, 2020). На наш взгляд, цифровые технологии во многом заставляют пересмотреть существующие подходы к образовательной деятельности, а также изучить их влияние на культуру в целом и на отдельные социальные группы. В этой связи изучение проблем цифрового общества и диджитализации образовательного процесса, а также его последствий для общества в целом представляется весьма актуальным направлением научных исследований.
Негативное влияние технологий «цифровой культуры» на социальные, этические и политические вопросы и предложения по системным решениям . XXI в. характеризуется активным становлением информационного общества и углублением глобализации, в результате чего цифровая информация и знания стали ключевыми понятиями современности, способы передачи которых развиваются с каждым десятилетием, занимая все большее место в жизни каждого человека и охватывая все новые социальные сферы.
Цифровые технологии вносят изменения в рабочие процессы, межличностное общение и хобби людей, меняют мировоззрение последних, их взгляды и образ жизни. Поэтому процесс глобализации в результате цифровизации требует тщательного научного изучения. Обоснуем свою мысль.
Во-первых, активное распространение цифровых технологий и цифровой культуры оказывает все большее влияние на процессы социального развития во всех сферах человеческой жизни, а «технологический прогресс неизбежно приводит к всевозможным конфликтам и проблемам» (Шмидт, Коэн, 2013).
Внедрение новых цифровых технологий в жизнь общества всегда сопровождается изменениями, столкновение новых и старых методов приводит к конфликтам сознания между консерваторами и модернистами, социальные инновации для одних предстают как процесс «разрушения», а для других – как результат «созидания». Здесь мы можем увидеть амбивалентную природу технологических преобразований в жизни и понять «опасения по поводу будущего, шокированного чрезмерностью техно-социальных изменений», о которых говорит Э. Тоффлер (Тоффлер, 2008). С одной стороны, развитие цифровых технологий рассматривается как постепенный шаг к открытому национальному обществу, основанному на общих целях и ценностях, а с другой – есть основания критиковать процессы диджитализации, ведущие не только к манипуляции сознанием, но и к деградации нравственной личности, порождая кризисы субъектной идентичности (отсутствие «Я»).
Во-вторых, нужно сказать, что сегодня цифровые технологии (в частности, социальные сети) уже не просто играют роль основы для общения и межличностного взаимодействия (поддержание дружеских отношений, управление бизнесом, прямой маркетинг для продажи между компаниями по всему миру, политический пиар), они стали главным средством отвлечения всех видов внимания и изучения всех форм делинквентных культур (Хайдеггер, 1993). Среднестатистический человек проводит большую часть своего свободного времени в Интернете, теряя постепенно осознание своей национальной принадлежности, ведь в Сети нет государственных границ. Его язык деградирует за счет использования в онлайн-сообщениях коротких символов и сокращений, а моральные и этические принципы взаимодействия разрушаются ввиду дистанциро-ванности участников коммуникации.
Другим важным фактом является то, что ущерб, наносимый цифровыми технологиями, цифровой культурой и использованием глобальной Сети, может проявляться одновременно на индивидуальном и государственном уровнях. В обществе происходит ощутимая унификация массового сознания, поскольку все люди потребляют более или менее одинаковые информационные продукты (новости, рекламу, произведения искусства, фильмы, программное обеспечение и т. д.), идет массированная пропаганда образа жизни звезд шоу-бизнеса, успешных людей, всевозможных актеров и политиков1. Этот механизм глобализации массового сознания оказывает пагубное влияние на людей, особенно на молодежь. Современное общество легко поддается внешнему воздействию (пропаганда, дезинформация через телевидение и Интернет), поэтому, если информация не фильтруется, она может вызывать в социуме эффект «децеребрации масс». В результате общественное мнение будет формироваться с изменением системы ценностей.
Кроме того, социальные сети и Интернет стали эффективными инструментами манипулирования общественным мнением и прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Как отметил президент России В.В. Путин в своей статье «Россия и меняющийся мир», «Интернет, социальные сети, мобильные телефоны и т.п. превратились – наряду с телевидением – в эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики. Это новый фактор, требующий осмысления, в частности, для того, чтобы, продвигая и дальше уникальную свободу общения в Интернете, уменьшить риск его использования террористами и преступниками»2.
Цифровые инструменты и информация стали способами влияния на массы и манипулирования ими (культивирование и провоцирование экстремизма, сепаратизма и национализма, манипулирование общественным сознанием и прямое вмешательство во внутреннюю политику суверенных государств) для достижения политических целей. Эта же мысль обнаруживается в критике министра обороны Франции С. Лекорню деятельности кинокомпаний «Marvel Studios» и «Walt Disney» за негативное изображение французских солдат в фильме «Черная пантера: Ва-канда навсегда»3.
Можно сделать вывод, что массовое распространение диджитализации, которая оказывает психологическое воздействие на индивидуальное и общественное сознание, экономику и культуру страны, способствует пропаганде и экспансии западной политики4.
Также на государственном уровне все большее распространение получает феномен информационной войны. В целом, под ней понимается любая деятельность в цифровом пространстве, связанная с антагонистическими целями. Используемые при этом методы направлены на нанесе- ние ущерба государству-противнику или обеспечение собственного превосходства. Тщательно организованное и контролируемое распространение информации представляет собой целый ряд сообщений, содержание которых призвано служить реализации стратегии агрессора1. В современном мире целью такого рода деятельности является навязывание своих ценностей и образа жизни, а в конечном итоге – изменение всей общественно-политической системы страны-адресата.
Таким образом, цифровые технологии и информация могут использоваться как оружие в войне и быть инструментом политической борьбы (сбор конфиденциальной информации, провоцирование агитации, пропаганда и т. д.). С точки зрения бывшего директора ФАГСИ А. Старовойтова, «информационное оружие – это комплекс средств несанкционированного доступа к информации и вывода из строя электронных систем управления государством, его вооруженными силами, государственной инфраструктурой и т. д.»2.
Очевидно, что цифровые технологии, если их не контролировать, могут провоцировать возникновение негативных последствий в социуме: разрушение общественной инфраструктуры, экономики и образовательной системы, манипуляция коллективным мнением, формирование пропагандистских настроений в массах и т. д. В отношении противостояния этому первостепенная роль принадлежит образованию. Поэтому в рамках реализации национального проекта «Цифровая культура» перспективны, по мнению ученых (Трудности и перспективы цифровой трансформации образования …, 2019), новые эффективные педагогические практики, реализуемые в цифровой образовательной среде и основанные на использовании инновационных технологий, а также непрерывное профессиональное развитие педагогов (Трудности и перспективы цифровой трансформации образования …, 2019).
Кроме того, следует сказать и о том, что психолого-педагогические исследования, направленные на анализ личностного развития детей в цифровую эпоху, выявляют недоразвитие коммуникативных и других социальных навыков у подрастающего поколения, деградацию эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и произвольной сфер личности, снижение когнитивного развития, спад активности из-за высокого эмоционального дискомфорта, обеднение ролевой игры и понижение уровня любознательности и воображения ребенка, недоразвитие мелкой моторики, бедность речи, низкую социальную адаптацию, развитие чувства незащищенности и т. д. (Фельдштейн, 2012), что также требует коррекции в условиях образовательной среды.
Заключение . В целом, политика государства по реализации национального проекта «Цифровая культура» заслуживает положительной оценки. Цифровые технологии дают населению доступ к огромному количеству данных, образованию, развлечениям и общению. Помимо развития творческих способностей, критического мышления, цифровых навыков и предпринимательства, цифровые инновации помогают людям участвовать в социальных инициативах, выражать свое мнение, защищать свои права и интересы. Однако стихийное распространение подобных инструментов социальной активности может иметь и другие последствия, кроме ожидаемых: зависимость, стресс, тревога, депрессия, изоляция и одиночество, манипуляции. Цифровые технологии могут нанести ущерб физическому и психическому здоровью человека, а также его социализации. Поэтому важно связать цифровую культуру и определенную психолого-педагогическую коммуникацию молодежи в образовании, а также учесть социально-психологические и политические эффекты, определяющие этические аспекты общения и развитие личности. Следует помнить, что несмотря на то, что преимущества распространения цифровой культуры представляются значительными, бесконтрольный переход на использование цифровых технологий может привести к последствиям, отличным от ожидаемых, поэтому необходимо сделать этот процесс управляемым и гибким.
Список литературы Национальный проект "Цифровая культура" и влияние цифровых технологий на современное общество
- Андриенко Е.В. Цифровизация образования в контексте решения психолого-педагогических проблем воспитания и обучения // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 1. С. 7-18. DOI: 10.15293/1813-4718.2201.01 EDN: LDORPQ
- Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Цифровая культура - исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник университета. 2020. № 5. С. 200-205. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-5-200-205 EDN: WYZVOX
- Строков А.А. Социальные проявления цифровой культуры // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 4. С. 46-52. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-4-46-52 EDN: QPGFVT
- Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2008. 557 с.
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М., 2019. 343 с.
- Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20-29. EDN: QIMBYN
- Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. М., 1993. С. 121-137.
- Шмидт Э., Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства. М., 2013. 368 с.