Надмогильная стела XV в. из селения Ашты - высокохудожественное произведение исламского искусства Горного Дагестана

Бесплатный доступ

Надмогильная стела XV в. из селения Ашты (Дахадаевский район, Республика Дагестан) представляет собой массивную каменную плиту слегка трапециевидной формы, которая богато и с большим художественным мастерством украшена растительным орнаментом. По контуру круглого рельефного медальона в центре верхней части памятника помещена врезная эпитафия на арабском языке с именем погребённого (Али сын Ахмада) и с датой его смерти (и изготовления памятника) - джумада ал-ахира 877 г.х. (11 ноября - 10 декабря 1472 г.). Внутреннее пространство медальона занимает рельефная каллиграфическая надпись «Аллах». Еще одна рельефная надпись с именем пророка и посланника Аллаха Мухаммада помещена в небольшой круглый медальон в средней части центрального поля. Исходя из особенностей декоративной отделки, совершенной, яркой и выразительной орнаментальной резьбы, а также наличия арабских надписей, памятник из Ашты характеризуется как ценный образец камнерезного искусства, арабской эпиграфики и каллиграфии. Стела исследуется в сравнительном плане с синхронными памятниками селений Кубачи, Дацамаже и Кумух. Отмечается наибольшая близость декора стелы к декору мусульманских стел селения Кубачи и поселения Дацамаже. Несмотря на зависимое положение Ашты в XV в. от Казикумухского шамхальства, жители этого селения продолжали сохранять прежние экономические и культурные связи с этнически близкими им кубачинцами.

Еще

Дагестан, кубачи, ашты, исламское искусство, резьба по камню, надмогильная стела, арабская эпиграфика

Короткий адрес: https://sciup.org/14124749

IDR: 14124749   |   DOI: 10.53737/2713-2021.2022.45.76.022

Список литературы Надмогильная стела XV в. из селения Ашты - высокохудожественное произведение исламского искусства Горного Дагестана

  • Дебиров П.М. 1966. Резьба по камню в Дагестане. Москва: Наука.
  • История Дагестана 2004: Османов А.И. (ред.). 2004. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 1. История Дагестана с древнейших времен до ХХ века. Москва: Наука. Кильчевская Э.В. 1968. От изобразительности к орнаменту. Москва: Наука.
  • Лавров Л.И. 1976. Новое о Зирихгеране и казикумухских шамхалах. Из истории дореволюционного
  • Дагестана. Сборник статей. Махачкала: ИИЯЛ ДагФАН СССР. Лавров Л.И. 1980. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 3. Надписи X—XX вв. Москва: Наука.
  • Маммаев М.М. 1989. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Истоки и становление.
  • Махачкала: Дагкнигоиздат. Маммаев М.М. 2005. Зирихгеран-Кубачи. Очерки по истории и культуре. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН. Маммаев М.М. 2014. Искусство Зирихгерана-Кубачи XIII—XV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада. Махачкала: Эпоха.
  • Маммаев М.М. 2017. Симметрия и асимметрия в формах и декоративной отделке мусульманских надмогильных памятников XIV—XV вв. из с. Кубачи. Вестник Института истории, археологии и этнографии 4, 54—73.
  • Маммаев М.М. 2018. Памятники камнерезного искусства и арабской эпиграфики XIV—XV вв. поселения Дацамаже. История, археология и этнография Кавказа. Т. 14. № 2, 50—71.
  • Маммаев М.М. 2021. Стела XVI в. из с. Кумух — высокохудожественное произведение исламского искусства. МАИАСП 13, 973—982.
  • Шиллинг Е.М. 1949. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. Москва; Ленинград: АН СССР.
  • Шихсаидов А.Р. 1984. Эпиграфические памятники Дагестана X—XVII вв. как исторический источник. Москва: Наука.
Еще
Статья научная