Находки предметов сяньбийской торевтики в Монголии

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521873

IDR: 14521873

Текст статьи Находки предметов сяньбийской торевтики в Монголии

Среди монгольских предметов сяньбийской торевтики выделяется набор бронзовых позолоченных принадлежностей для пояса из Умнуго-бийского аймака [ Эрдэнэчуллун, Эрдэнэбаатар, 2011, тал 386-389; зур. 381, 381а, 381b ] . В состав набора входят две поясные пластины овальной формы с трапециевидным краем. Одна из этих пластин служила пряжкой. У нее на овальном конце имеется неподвижный шпенек и узкое прямоугольное отверстие, в которое продевался и закреплялся кожаный ремень пояса. Судя по расположению прямоугольного отверстия и неподвижного шпенька, пряжка должна была крепиться к поясному ремню спереди с левой стороны, а парная ей пластина – с правой стороны. Вероятно, конец поясного ремня продевался в отверстие пряжки и закреплялся на шпеньке.

На внешней поверхности обеих пластин низким барельефом изображены в профиль скачущие фигуры крылатых коней - единорогов, передающих образ мифического существа – «благовещего зверя», который, согласно сяньбийской мифологии, в трудный период истории провел сяньбийцев через суровые испытания и спас от гибели [Комиссаров, 1996, с. 31-33]. Фигура единорога на пластинах показана в динамике: он скачет слева направо или справа налево. У единорога вытянутая лошадиная голова на короткой шее, со слабоизогнутым рогом на носу. Выделены губы, глаза, короткие уши и коротко постриженная грива. Туловище выполнено с выпуклой грудью и широким крупом. Передние ноги вытянуты вперед, а на задних ногах единорог присел, словно готовясь к прыжку. Ноги венчают длинные «шпоры» и острые копыта. От груди по бокам изображены длинные крылья. Над крупом развевается короткий распушенный хвост (см. рисунок, 1, 2).

Единорог дан в канонической позе. На всех известных изображениях, выполненных на поясных пластинах и подвесных бляхах из сяньбийских памятников Южной Маньчжурии и комплексов сяньбийского времени Южной Сибири, этот мифический зверь показан скачущим, с выделенным рогом и крыльями [ Худяков и др., 1999, с. 165, 168; рис. 1, 2 ] .

В составе поясного набора из Умнугобийского аймака есть 5 бронзовых позолоченных прямоугольных накладок, нашивавшихся на кожаную основу ремня в вертикальном положении через округлые отверстия, расположенные по верхнему и нижнему краям. На внешней поверхности накладок изображена стоящая лань, повернувшая голову назад [ Эрдэнэчулуун, Эр-дэнэбаатар, 2011, зур. 381а, 381b ] (см. рисунок, 3-7). Подобные накладки найдены во многих археологических памятниках сяньбийской культуры во Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии, а также в погребальных комплексах сяньбийского времени Саяно-Алтая и Забайкалья [ Худяков и др., 1999, с. 165; рис. 2 ] .

В поясном наборе имеется 7 бронзовых позолоченных сферических бляшек с нешироким горизонтальным бортиком по краю. Одна из таких бляшек повреждена: обломана часть бортика и есть отверстие в центре [ Эрдэнэчулуун, Эрдэнэбаатар, 2011, с. 388-389; зур. 381а, 381b ] (см. рисунок, 8-13 ). Согласно реконструкции, предложенной монгольскими исследователями, накладки и бляшки должны были располагаться на поясном ремне через одну: бляшка, накладка, следующая бляшка, за ней накладка и т.д. Они считают, что одна из накладок в составе данного набора утеряна.

Кроме бляшек и накладок в набор входят 2 подвесных кольца. Они имеют овальную форму и узкий прямоугольный выступ наверху. Через два округлых отверстия на этих выступах кольца крепились к кожаной основе ремня. Кольца орнаментированы косыми полосами. У одного кольца выделен овальный проем, через который можно продевать ремешок. У другого кольца такое отверстие затянуто сплошной металлической пластиной, судя по наличию которой изделие могло выполнять декоративную функцию [ Эрдэнэчулуун, Эрдэнэбаатар, 2011, зур. 381а, 381b ] (см. рисунок, 14, 15 ).

С учетом того, что в составе поясного набора большое количество бронзовых позолоченных пластин, накладок, бляшек и колец, этот пояс мог принадлежать знатному сяньбийскому воину, военачальнику или ад-

Рис. Образцы сянбийской торевтики из Монголии. 1–15 – принадлежности наборного пояса; 16, 17 – бляхи с изображением лошади и жеребенка.

министратору Можно считать большой удачей, что поясной набор сохранился практически полностью и обнаружен в таком виде.

К числу характерных предметов декоративно-прикладного искусства сяньбийцев относятся бронзовые бляхи со стилизованными фигурами лошади с жеребенком на спине. Две такие бляхи обнаружены в Центральной и Южной Монголии. Бляха из Умнугобийского аймака содержит профильное изображение лошади с крупной головой, овальным начельником, короткой шеей с выделенной гривой, поджарым туловищем. Лошадь показана с согнутыми в коленях передними и задними ногами, а также длинным, соединяющимся с задними ногами хвостом. На спине у лошади выполнена уменьшенная фигурка жеребенка. Эта фигурка воспроизведена в профиль, головой, ногами и хвостом она соприкасается со спиной, шеей и крупом лошади. У жеребенка есть грибовидный начельный султан, маленькая голова на короткой шее, грацильное туловище, короткие ноги и хвост. По периметру большей части обеих фигур нанесены небольшие углубления – насечки. Они имеются на спине и хвосте жеребенка, хвосте, ногах и морде лошади. Размеры бляхи 4,5x6 см [ Эрдэнэчулуун, Эрдэнэбаатар, 2011, тал. 71; зур. 37, 37а ] (см. рисунок, 16).

Другая бляха подобной конструкции найдена в Центральном аймаке и отличается значительной стилизацией изображенных в профиль (слева направо) фигур лошади и жеребенка. У лошади показана крупная голова с непропорционально большим овальным начельником, короткая шея, вытянутое и поджарое туловище, согнутые в коленях ноги. Вероятно, ноги соединялись между собой, но нижняя часть бляхи в месте этого соединения обломана. За крупом лошади показан короткий хвост. Фигурка жеребенка, стоящего на спине у лошади, еще более стилизована. У него выделен крупный овальный начельник, небольшая голова с вытянутой мордой, короткая шея, длинное узкое туловище, две коротких ноги, непропорционально массивный, загнутый вниз хвост. Размеры бляхи 4 5x2,5 см [ Эрдэнэчулуун, Эрдэнэбаатар, 2011, тал. 77; зур. 43, 43а ] (см. рисунок, 17).

Бляхи не имеют каких-либо креплений с внутренней стороны. Вероятно, их нашивали на какую-то мягкую основу, головные уборы или одежду. Предложенная монгольскими исследователями датировка и культурная принадлежность изделий (хуннская культура, I-II вв.) нуждается в корректировке [ Эрдэнэчулуун, Эрдэнэбаатар, 2011, тал. 71, 77 ] .

Подобные бляхи в разное время обнаруживались в памятниках сянь-бийской культуры II-III вв. на территории Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии [ Борисенко и др., 2005, с. 237-242 ] . Вполне вероятно, что сочетание в пределах одной бляхи изображения большой лошади и маленького жеребенка отражает какой-то сюжет сяньбийской мифологии. Однако в китайских источниках, освещающих особенности сяньбийской культуры, никаких сведений об этом нет.

К числу предметов сяньбийской торевтики, обнаруженных в Монголии, могут быть отнесены бляхи с профильным изображением бегущей инохо- дью лошади, у которой выделены все четыре ноги, согнутые в коленях. Три таких изделия найдены в Баянхонгорском, Дундгобийском и Убурхангай-ском аймаках. Фигура идущей слева направо лошади показана в профиль. У нее очень схематично выполнены крупная голова, шея, туловище и четыре ноги, соединенные снизу сплошной линией [Эрдэнэчулуун, Эрдэнэра-атар, 2011, тал. 67, 72, 76; зур. 33, 33а, 38, 38а, 42,42а]. Монгольские исследователи отнесли эти находки к хуннской культуре I-II вв. [Эрдэнэчулуун, Эрдэнэбаатар, 2011, тал. 67, 71, 76].

Подобные бляхи встречаются в хуннских памятниках Забайкалья и в сяньбийской торевтике [ Коновалов, 1976, табл. XIX, 18 ; Кочевые культуры^, 2002, с. 8; Худяков и др., 1999, с. 165; рис. 1 ] . Вероятно, данный сюжет мог быть воспринят сяньбийцами у хуннов.

Таким образом, образцы сяньбийской торевтики обнаружены к настоящему времени в центральных и южных районах Монголии. Судя по находкам, большая часть этой территории во II–III вв. входила в состав Сяньбийской державы.

Статья