Накопительное пенсионное страхование как неотъемлемая часть национальных пенсионных систем
Автор: Берг А.А.
Журнал: Уровень жизни населения регионов России @vcugjournal
Рубрика: Проблемы накопительного пенсионного страхования
Статья в выпуске: 6 (148), 2010 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается состояние пенсионных систем распределительного типа в зарубежных странах, выявляется общая тенденция их дрейфа в сторону накопительного пенсионного страхования, отмечаются недостатки и преимущества распределительного и накопительного пенсионного страхования в условиях демографического кризиса.
Страхование, пенсии, накопления, демографические проблемы, зарубежный опыт, пенсионные программы, инвестиционный процесс, преимущества и недостатки
Короткий адрес: https://sciup.org/143181353
IDR: 143181353
Текст научной статьи Накопительное пенсионное страхование как неотъемлемая часть национальных пенсионных систем
Становление и развитие в промышленно развитых странах законодательно оформленного пенсионного страхования как нового социального института явилось объективной закономерностью и необходимым следствием индустриального этапа общественного развития. Массовое привлечение наемных работников характеризовалось возросшими социальными рисками (утрата доходов в старости, потеря кормильца, наступление инвалидности), компенсация которых уже не могла быть обеспечена недостаточно развитыми формами самострахования и взаимопомощи. Государство было вынуждено законодательно обязывать определенные группы населения защищать себя от того или иного вида социального риска.
В конце XIX века и в течение первой трети XX столетия сначала в Германии и Великобритании, а затем и в большинстве других стран начали создаваться государственные системы пенсионного обеспечения распределительного типа, функционирующие на основе принципа солидарности материальных обязательств и ответственности между поколениями.
Распределительные пенсионные системы основаны на налогообложении фонда заработной платы работающих и обеспечении пособий пенсионерам из этих средств по схеме фиксированных выплат. Такие системы представляют собой своеобразный обмен между поколениями (пенсионеры получают не собственные накопления, а отчисления от доходов ныне работающих в виде пожизненного аннуитета с полной или частичной индексацией) и зависят от способности государства облагать соответствующим налогом будущее поколение экономически активного населения. Распределительная модель пенсионного обеспечения основана на нерыночных принципах взаимодействия между пенсионным фондом и вкладчиками и может функционировать только на государственном уровне.
Тем не менее, за свою примерно столетнюю историю пенсионные системы распределительного типа обеспечили действенную защиту граждан от последствий социальных рисков в случае утраты доходов в старости, при потере кормильца или при наступлении инвалидности. Однако со второй половины XX века финансовая устойчивость распределительных пенсионных систем подвергается достаточно серьезным испытаниям, прежде всего, связанным с устойчивой тенденцией старения населения.
В 1950 году численность населения всех стран мира в возрасте 60 лет и старше составляла 163 млн. человек (6,6% всего населения), в 1960 г. - 208 млн. чел. (7,2%). В 1970 г. демографическая старость (доля лиц в возрасте старше 60 лет в общей численности населения) была наиболее ярко выражена в Европе (15,8%) и Северной
Америке (15,1%), в то время как Южная Америка, Азия и Африка оставались еще демографически «молодыми» (6,4%, 4,9% и 4,5% соответственно) [1].
В настоящее время демографическое старение является глобальным явлением, охватившим все регионы. В 2000 г. в мире проживало 600 млн. пожилых людей, в 2050 г. прогнозируется рост численности лиц пожилого возраста до 2 миллиардов человек, то есть до 21% всего населения мира. В промышленно развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля лиц старше 60 лет составит 31% от их общего населения уже в 2030 году.
Важный недостаток распределительных систем пенсионного страхования заключается в принципиальной невозможности приспособиться к демографическим несоответствиям. Различные поколения отличаются по численности возрастных групп, что приводит к неравномерному распределению нагрузки между ними. В распределительной системе профицит или дефицит фондов в определяющей степени зависит от установленных размеров страховых взносов и пенсионных выплат (постоянно возрастающих за счет их индексации в зависимости от уровня инфляции или роста зарплаты), а также соотношения между платящими налоги работниками и получателями пенсий. Такие основанные на налоговых платежах системы, зависимые от притока наличных средств и выполнения обязательств по текущим выплатам, при снижении уровня поступлений (в связи с распространением неполной и неформальной занятости, досрочного выхода на пенсию, увеличением безработицы, недостаточным притоком населения и т.д.) и главное, при постоянном росте доли и численности лиц пожилого возраста, не оставаться финансово самодостаточными.
Устойчивая тенденция глобального старения населения проявилась в распределительных пенсионных системах во все возрастающем объеме выплат на содержание пенсионеров, что потребовало соответствующих трансфертов из государственных бюджетов. В США, например, расходы на государственную пенсионную программу выросли с 1 млрд. долларов в 1950 году до 407 млрд. долларов в 2000 году. При неизменности условий и норм пенсионного обеспечения к 2050 году по странам ОЭСР прогнозируется рост расходов на выплату пенсий в среднем на 50%.
Государство не в состоянии непрерывно увеличивать свое участие в поддержании пенсионного дохода пожилых граждан (обеспечить пенсионные выплаты населению за счет государственного бюджета бессильна даже самая экономически развитая страна), вследствие этого при постоянно возрастающем дефиците распределительных систем их базовые параметры в принципе не могут быть неизменными.
Возможность сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности поступлений и выплат в рамках распределительных пенсионных систем ограничена мерами непопулярного характера и может быть достигнута только через увеличение нормативов отчислений, сокращение размеров пенсий или ухудшение действующих условий выплат. Однако монопольное положение государственной пенсионной системы позволяет правительствам проводить такие корректировки ранее установленных параметров их функционирования.
Подобные меры по сокращению расходов распределительных систем вызывают протестное движение значительной части общества, прежде всего, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, обеспечивают лишь временную устойчивость их функционирования и не могут гарантировать неизменной сбалансированности будущих доходов и издержек. Более того, эти меры умножают для очередного поколения работающих бремя обеспечения пенсионеров – распределительная система не может вырваться из замкнутого круга все возрастающих пенсионных обязательств и накопленных пенсионных прав между поколениями, за ее гарантии вынуждены отвечать все налогоплательщики в ущерб другим расходным статьям государственного бюджета.
По мнению экспертов Всемирного банка, функционирование пенсионной системы распределительного типа протекает в рамках определенного жизненного цикла. На первом этапе соотношение работающих и пенсионеров благоприятно, отчисления с зара- ботной платы работников незначительны, поступления превышают выплаты, что дает возможность создавать пенсионные резервы. Второй этап характеризуется ростом числа пенсионеров и расширением прав на пенсии, выплаты по которым поглощают имеющиеся резервы. На заключительном этапе доля пожилых людей по отношению к численности населения приближается к критическому уровню, возрастает дефицит распределительной системы, ее базовые параметры приходится пересматривать.
Аналогичную точку зрения разделяют и российские ученые и специалисты: «Современные системы пенсионного обеспечения, в основном построенные на распределительных принципах, создавались в условиях демографически «молодого» общества. Относительно многочисленные поколения работающих содержали небольшие когорты пенсионеров за счет отчисления части своего дохода (в виде страховых взносов). Процесс старения населения привел к тому, что все уменьшающиеся поколения работающих обеспечивают выплату пенсий все увеличивающимся поколениям пенсионеров. Все большая доля производимого продукта стала перераспределяться от активных к неактивным членам общества, растет стоимость систем социального обеспечения пожилых. Механизм межпоколенного перераспределения ресурсов на основе социального контракта - через пенсионную систему, основанную на принципах солидарности поколений, - перестал восприниматься как справедливый и эффективный» [2].
Периодическая трансформация базовых параметров, сопряженная с моральнополитическими издержками и конфликтами в обществе, экономическая неэффективность распределительных пенсионных систем и их неспособность снять пенсионную нагрузку на экономику служат основными стимулами кардинальных реформ в этой сфере, которые проводят или уже провели за несколько последних десятилетий многие страны мира.
Другим и не менее важным фактором необходимости реформ в пенсионной сфере явилось требование нового времени повысить стандарты социальной защиты населения и, в частности, значительно поднять уровень благосостояния пожилых людей за счет более существенной компенсации утраченного ими заработка при выходе на пенсию. Так, в соответствии с рекомендациями Международной организации труда коэффициент замещения (отношение средней пенсии к среднему заработку) должен составлять не менее 40%. При этом во многих странах устанавливаются в качестве ориентира более высокие показатели.
Однако в распределительной пенсионной системе при неизменности ее базовых параметров своеобразным «потолком» для возможного увеличения пенсий является лишь норма увеличения заработной платы. Финансовый механизм распределительной системы жестко синхронизирован и строго определен текущими циклами, связанными с наличными обязательствами и источниками их покрытия. Поступающие средства, почти не задерживаясь на пенсионных счетах, направляются на пенсионные выплаты . Чтобы обеспечить пожилым людям более высокий коэффициент замещения утраченного ими заработка, необходимо повышать и соответствующий размер отчислений с зарплаты ныне работающих для сбалансированности доходов и издержек.
Альтернативой распределительной системы явилась накопительная система пенсионного страхования, независимая от изменяющегося демографического профиля нации и непредсказуемых политических решений, основанная на рыночных принципах и обладающая высокой степенью эффективности, сбалансированности и целостности. Основными функциями накопительной системы являются аккумулирование пенсионных отчислений работников, инвестирование средств на фондовом рынке и в реальном секторе экономики, выплаты уходящим на пенсию работникам накопленной суммы их взносов вместе с полученным инвестиционным доходом.
Накопительная система пенсионного страхования стопроцентно обеспечена фондами. Выплаты производятся только из накопленных на личном счете пенсионера средств (или из общей суммы пенсионных резервов по установленной схеме выплат). Эффективность накопительных пенсионных программ заключается в создании долго- срочных капитализируемых резервов, способствующих росту экономического развития страны и обеспечивающих значительный прирост пенсионных накоплений, дающий возможность получить пенсионное обеспечение, существенно превышающее собственные взносы участников.
Переход к накопительным принципам пенсионного страхования, обладающим бесспорными преимуществами перед распределительными, является сложившимся и устойчивым – уже около 40 стран реформировали свои национальные пенсионные системы в соответствующем направлении.
Накопительные программы, принятые в разных странах, отличаются многовариантностью их организации. В настоящее время в странах мира действуют 22 накопительные пенсионные программы, управляемые частными институтами, и 16 государственных программ обязательных пенсионных сбережений [3].
Государственную распределительную систему пенсионного страхования заменили частной обязательной накопительной пенсионной системой в целой группе стран (Чили, Мексика, Боливия, Сальвадор, Доминиканская Республика, Перу, Колумбия, Аргентина, Уругвай, Никарагуа, Коста-Рика, Казахстан).
В некоторых странах (в Швеции, Италии, Польше, Латвии) традиционные системы распределительного типа с установленными выплатами были заменены пенсионной моделью с одновременным использованием накопительных и условно-накопительных пенсионных схем с установленными размерами взносов. При условно-накопительных схемах принцип «солидарности поколений» значительно ограничивается, однако зачисленные на условные счета средства не могут быть инвестированы.
В странах ОЭСР, СНГ и Балтии процесс пенсионного реформирования привел к трехзвенной организации национальных пенсионных систем, состоящей из распределительной, обязательной накопительной и добровольной накопительной подсистем. Первая подсистема (распределительная), сохраняющая свои «родовые дефекты», осуществляет функцию перераспределения доходов, накопительные подсистемы выполняют не только социальную, но и инвестиционную роль. В большинстве этих стран реформирование продолжается. Масштабы государственных распределительных программ периодически сокращаются, пенсионные отчисления постепенно перераспределяются в пользу накопительных программ, основанных на обязательной или добровольной основе.
Основными причинами медленного распространения и поэтапного внедрения института накопительного пенсионного страхования являются крупномасштабность общественных изменений и значительная финансовая затратность переходного периода.
Национальные пенсионные системы представляют собой сложные социальные институты, правовые, финансовые и организационные механизмы которых затрагивают интересы всего населения (пенсионеров, работающих и членов их семей), что требует при их трансформации создания множественности условий для предотвращения социальной напряженности. При этом одним из главных условий является решение проблемы финансирования перехода к накопительному страхованию. Каждая страна решает ее сообразно собственным обстоятельствам, исходя из исторических особенностей развития, достигнутого социально-экономического уровня, состояния демографической ситуации, природы сложившейся пенсионной системы и доминирующих в обществе представлений о роли государственного пенсионного обеспечения. Не в последнюю очередь вероятность перехода к накопительному страхованию определяется соотношением выгод и потерь для различных групп и организаций на политической арене тех стран, где буферный (резервный) фонд распределительной системы еще не исчерпан, а пик пенсионной нагрузки отсрочен на несколько десятилетий.
Тем не менее, общей для всех стран тенденцией продолжает оставаться усиление внимания к накопительному страхованию и перманентное внедрение накопительных схем и программ в национальные системы пенсионного страхования для увеличения совокупных доходов пенсионеров и инвестиционных ресурсов в экономику.
Как известно, единой модели накопительного пенсионного страхования не существует, в любой стране организационные и финансовые механизмы персонификации пенсионных отчислений и капитализации накоплений вводятся в национальную пенсионную систему сообразно специфике уже использующихся в ней подобных конструкций, с учетом особенностей деятельности профессиональных организаций на фондовом и финансовом рынках, степени разработанности соответствующего законодательства и т.д. Функционирование накопительного элемента пенсионного обеспечения в каждой стране достаточно специфично по объему, форме и структуре, а успех или неудача в каких-либо звеньях применяемой накопительной программы главным образом зависят от степени проработанности всего комплекса финансово-экономических и организационно-технических аспектов ее построения на основе тщательно разработанной нормативно-правовой базы.
В большинстве стран для нормального функционирования накопительных программ установлен контроль со стороны общества (попечительские советы при пенсионных фондах, экспертные советы при правительственных органах), определены полномочия управляющих структур (государственных регуляторов) и налоговых органов. Например, в Казахстане своевременно не перечисленные работодателем суммы обязательных взносов взыскиваются налоговыми органами или подлежат перечислению в пользу вкладчиков взносов с начислением пени в размере 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования на каждый день просрочки. В США при задержке более чем на месяц перевода взносов работников даже в частный пенсионный фонд предпринимателю грозит преследование, в том числе и уголовное.
В целях защиты интересов вкладчиков широко применяются меры по раскрытию информации для рационального выбора способов инвестирования личных накоплений, определяются жесткие сроки рассмотрения претензий клиентов пенсионными фондами, разрабатываются процедуры дальнейшего разрешения конфликтов и т.д.
В целом, накопленный многими странами опыт свидетельствует, что для эффективного функционирования системы накопительного пенсионного страхования и полного проявления заложенных в ней преимуществ необходим как государственный, так и общественный контроль наряду с действенным механизмом разрешения возможных споров и конфликтов между всеми участниками системы.
Тем не менее, относительно более сложный финансовый механизм накопительного страхования не является препятствием для обеспечения во многих странах мира высокого уровня коэффициента замещения предпенсионного заработка путем все возрастающего перераспределения ответственности государства за пенсионное обеспечение населения на работодателей и самих граждан на основе персонифицированного учета пенсионных отчислений и капитализации накоплений.
* * *
-
1. Проблемы народонаселения. – М., Прогресс, 1977. С.105.
-
2. Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В.. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. –М.: Энди-Зайн, 2007. С.99.
-
3. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. – М.: МИК, 2007. С.239.
Список литературы Накопительное пенсионное страхование как неотъемлемая часть национальных пенсионных систем
- Проблемы народонаселения. - M., Прогресс, 1977. С.105.
- Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В.. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионный систем: уроки для России. -M.: Энди-Зайн, 2007. С.99.
- Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. -М.: МИК, 2007. С.239.