Наноэкструзионная технология изготовления конструкционных алюминиевых профилей
Автор: Крушенко Генрих Гаврилович, Решетникова Светлана Николаевна, Двирный Гурий Валерьевич
Журнал: Космические аппараты и технологии.
Рубрика: Новые материалы и технологии в космической технике
Статья в выпуске: 1-2 (15-16), 2016 года.
Бесплатный доступ
Одной из важных задач космического машиностроения является максимально возможное снижение массы при одновременном обеспечении требуемых механических характеристик как основных деталей и узлов космического аппарата (КА), так и средств запуска, в состав которых входит вспомогательный узел - адаптер, предназначенный для механического соединения КА с ракетой-носителем. И снижение его массы решалось разными средствами. Например, адаптер ракеты-носителя «Ариан-5» собирали из сегментов, заполненных алюминиевой пеной. При этом выигрыш в применении пенозаполненного адаптера заключался как в уменьшении массы по сравнению с массой адаптера из листового материала, так и в повышении его сопротивления деформации и вибрации. Следующий шаг на пути к облегчению массы адаптера - изготовление его из композитной анизогридной «сетки». Такие адаптеры пришли на смену металлическим. Возможен еще один вариант изготовления адаптеров и других сетчатых конструкций с применением алюминиевых профилей с волокнистым внутренним строением, которые получают путем прессования (экструзии) композиции, состоящей из частиц алюминия и нанопорошков (НП) химических соединений. Волокнистая структура профилей обеспечивает их высокие механические свойства, включая прочность на изгиб, а также способность к погашению вибрации
Космический аппарат, адаптер: цельнометаллический, пенозаполненный, анизогридный, волокнистый
Короткий адрес: https://sciup.org/14117376
IDR: 14117376
Текст научной статьи Наноэкструзионная технология изготовления конструкционных алюминиевых профилей
Одной из проблем, связанной с космическим машиностроением, является максимально возможное снижение массы как основных деталей и узлов собственно космического аппарата (КА), так и средств запуска, в состав которых входит вспомогательный узел - адаптер, предназначенный для механического соединения КА с ракетой-носителем.
Пенозаполненный адаптер
В работе [1] с целью уменьшения массы адаптера (Сone 3936 – Конус 3936), одного из компонентов ракеты-носителя «Ариан-5» (длина – 59 м, диаметр – 5,4 м), его собирали из сегментов, заполненных алюминиевой пеной ( aluminium foam sandwiches ). Технология изготовления сегментов включала следующие последовательные операции. Контейнер из листового металла заполняли потошковым сплавом состава (6,0 % Si; 10,0 % Cu;
Al – ост.), легирующими элементами и порошком гидрида титана TiH2 с последующим уплотнением. Полученный компактный продукт (прекурсор) помещали между алюминиевыми листами толщиной 1,5 мм и подвергали его прокатке, затем нагревали до расплавления металлических компонентов и разложения TiH2 с выделением водорода, который и образовывал пенопористую структуру, фиксирующуюся при последующем охлаждении. Толщина сэндвича составляла 25 мм.
Для придания сэндвичу требуемой толщины и устранения деформации поверхности, вызванной образованием пены, его подвергали повторному прессованию. Полученные заготовки резали лазером до нужных размеров. Сегмент с требуемой криволинейной геометрией получали путем прессования заготовок с помощью специального штампа, а конечные его размеры получали обработкой резанием. На рис. 1 показан готовый сегмент с хорошо видимой пенопористой структурой.
Отдельные сегменты собирали в конструкцию конического адаптера с помощью сварки плавлением. Адаптер, собранный из 12 пеноалю-миниевых сегментов (рис. 2), показан на рис. 3.

а
Наноэкструзионная технология изготовления конструкционных алюминиевых профилей

б
Рис. 1. Пеноалюминиевый сегмент: а – общий вид; б – увеличенный фрагмент [1]
Диаметр верхней его части составляет 2,6 м, нижней - 3,9 м, высота 0,8 м, масса 200–210 кг.
Выигрыш в применении пенозаполненного адаптера можно показать на примере применения пены в авиации при изготовлении крыльев самолета. На рис. 4 показан фрагмент передней кромки крыла самолета [2], изготовленного из листового деформируемого алюминиевого сплава, до (а) и после (б) заполнения полости пеной сплава Al - 10 % Si (р = 0,90 г/см3). В качестве порофо-ра применяли гидрид титана TiH2. Толщина листа пустотелой кромки стандартной конструкции составляла 2,5 мм, а в результате заполнения пено- сплавом ее уменьшили до 1,5 мм. Испытания на удар показали, что деформация пустотелой кромки составляет 9,8 ± 0,4 %, тогда как заполненной пеносплавом – 2,5 ± 0,1 % (меньше ~ в 4 раза). Очевидно, такими же преимуществами обладает и пенозаполненный адаптер.
Анизогридные конструкции. В различных отраслях техники, в строительной индустрии и в других областях широко применяются металлические детали, длина которых значительно превышает размеры профильного сечения. Из таких деталей создают ажурные пустотелые объемные конструкции, такие, например, как Эйфелева баш-

Рис. 2. Конструкция конуса, состоящего из 12 сегментов, собранных между верхним кольцом и нижним фланцем [1]

Рис. 3. Собранный адаптер [1]

Рис. 4. Передняя кромка крыла самолета: до ( а ) и после ( б ) заполнения пеносплавом Al - 10 % Si [2]

■_■ ИССЛЕДОВАНИЯ
Havko-
Ж ГРАДА

а
Рис. 5. Металлический ( а ) и сетчатый композитный ( б ) адаптеры [3]

б
ня и многие объемные конструкции российского инженера В. Г. Шухова, из которых хорошо известна телевизионная башня на Шаболовке. К таким конструкциям относятся и анизогридные сетчатые конструкции, широко применяемые в космической технике [3] для изготовления различных объемных трубчатых и конических конструкций, включая «переходный отсек» (адаптер), обеспечивающий механическое соединение космического аппарата с ракетой-носителем. Такие адаптеры пришли на смену металлическим адаптерам (рис. 5).
Алюминиевые профили с волокнистой структурой. При этом возможен еще один вариант изготовления адаптеров и других сетчатых конструкций с применением алюминиевых профилей с волокнистым внутренним строением, которые получают путем прессования (экструзии) композиции, состоящей из частиц алюминия и нанопорошков (НП) химических соединений. Следует отметить, что этому новому классу материалов в последнее время уделяется большое внимание. НП представляют собой сверхмелкозернистые образования с размерами частиц, не превышающими 100 нм (1 нм = 10-9 м) [4], которые обладают уникальными физико-химическими и механическими свойствами, существенно отличающимися от свойств материалов того же химического состава в массивном состоянии [5], которые могут в определенной степени передаваться получаемым из них или с их участием изделиям. Причина уникальности свойств НП заключается в том, что количество атомов в их поверхностном слое и в объеме оказывается соизмеримым [6]. Наночастицы обладают существенно искаженной кристаллической решеткой, что влияет на энергию активации большинства процессов, в которых они участвуют, меняя их привычный ход и последовательность.
Обладающие специфическими свойствами НП при их применении в технике могут обеспечить получение новых материалов с заданными характеристиками [7], что было нами установлено на целом ряде чугунов, сталей и алюмини-

Рис. 6. Типичные профили с волокнистой структурой, отпрессованные из алюминиевого деформируемого сплава Д1 и нанопорошка нитрида титана TiN.
Для оценки размеров профилей -см. в левом верхнем углу фотографии – показаны две цилиндрические технологические пробы ∅ 72 мм

Рис. 7. Пруток, отпрессованный из алюминиевых гранул и НП евых сплавов в виде повышения механических свойств литых изделий в результате введения в расплав различных НП (нитриды, карбиды, оксиды и др.) [8].
Технология получения профилей. В тонкостенный алюминиевый контейнер засыпали плакированные нанопорошком частицы алюминия или конструкционных алюминиевых деформируемых сплавов. Затем отверстие в контейнере закрывали
Наноэкструзионная технология изготовления конструкционных алюминиевых профилей алюминиевой крышкой и производили ее заваль-цовку. Контейнер помещали в контейнер гидравлического пресса и с усилием прессования 100.. .120 тс со скоростью 3,5 см/с производили прессование прутков диаметром от 5 до 9,5 мм. В результате получали профили, геометрия которых определялась геометрией отверстия фильеры (рис. 6).
Полученные таким способом профили имели тонкостенную оболочку (десятые доли мм) и внутреннее волокнистое строение, что видно на примере прутка (рис. 7). Это объясняется тем, что из-за нахождения на поверхности гранул частиц НП в процессе экструзии гранулы деформировались изолированно друг от друга, что подтверждается результатами микроскопического изучения поверхности как плакированных частиц алюминия, так и волокон.
В прутках диаметром 9,5 мм насчитывалось от 1100 до 1200 волокон сечением 0,005…0,075 мм2. Расчет показал, что длина таких волокон в зависимости от размера гранул находилась в диапазоне 400…3200 мм.
При испытании механических свойств профилей, отпрессованных из гранул алюминиевых деформируемых сплавов, были получены:
ав = 98,1 МПа, а0 , 2 = 48,1 МПа и 5 = 42,8 мм, тогда как при прессовании таких же профилей из гранул + НП BN σв повышается до 113,8 МПа (больше на16,0 %), σ0,2 до 56,9 МПа (больше на 18,3 %) и 5 до 43,2 (больше на 0,9 %), а из гранул + НП TiCN – σв до 121,6 МПа (больше на 24,0 %), σ0,2 до 59,9 МПа (больше на 22,5 %) и δ до 43,9 (больше на 2,6 %).
В процессе проведения экспериментов (большая часть исследований выполнена в производственных условиях) было установлено, что независимо от химического состава НП, их кристаллической системы и класса, элементов симметрии, пространственной группы, структурного типа, периода решетки, плотности, температуры плавления и других рассмотренных параметров все они создавали близкий рост механических свойств изделий.
Заключение
На основании полученных результатов можно считать, что профили с волокнистой структурой могут найти применение для изготовления сетчатых конструкций.
Список литературы Наноэкструзионная технология изготовления конструкционных алюминиевых профилей
- Schwingel D. et al. Aluminium foam sandwich structures for space applications // Acta Astronautica. 2007. V. 61. Issue 1-6. P. 326-330.
- Reglero J. A. Rodriguez-Perez M. A., Solуrzano E. et al. Aluminium foams as a filler for leading edges: Improvements in the mechanical behavior under bird strike impact tests // Materials and design. 2011. Vol. 32, № 2. P. 907-910.
- Васильев В. В., Барынин В. А., Разин А. Ф., Петровский С. А., Халиманович В. И. Анизогридные композитные сетчатые конструкции - разработка и приложение к космической технике // Композиты и наноструктуры. 2009. № 3. С. 38-50.
- Морохов И. Д., Трусов Л. И., Чижик С. П. Ультрадисперсные металлические среды. М.: Атомиздат, 1977. 264 с.
- Характерные особенности ультрадисперсных сред / И. В. Тананаев, В. Б. Федоров, Л. В. Малюкова и др. // ДАН СССР. 1985. Т. 283, № 6. С. 1364-1367.
- Зубов В. И. Об особенностях термодинамики ультрадисперсных систем // Физикохимия ультрадисперсных систем: материалы IV Всерос. конф. М.: МИФИ, 1998. С. 23-26.
- Гусев А. И. Эффекты нанокристаллического состояния в компактных металлах и их соединениях // УФН. 1998. Т. 168, № 1. С. 55-83.
- Нанопорошковые технологии в машиностроении / В. В. Москвичев, Г. Г. Крушенко, А. Е. Буров и др. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. 186 с.