Нарративная проекция реального субъекта в устном мифологическом рассказе

Автор: Черванва Виктория Алексеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается категория нарратора в устных мифологических рассказах о ведьме (на материале полесской традиции) - ее проявление в характере отбора и использования мифологической лексики, а именно номинаций магических специалистов. В результате исследования было установлено, что в быличковом нарративе практически не встречается прямая номинация магического специалиста (лексема ведьма), причем налицо тенденция отказа от конкретно-референтного употребления этого слова - для наименования определенного человека. Для ввода персонажа в текст используются общие имена с семантикой пола и возраста (часто в сочетании с именами собственными и местоименными актуализаторами), местоимения, номинации животных или используется описание ситуации воздействия магического специалиста без номинации последнего. Эти особенности употребления лексики в мифологических рассказах представляют собой существенные отклонения от общеязыковых тенденций в области референции, что, очевидно, обусловлено характером субъекта повествования в мифологических рассказах. Его специфику формирует ряд факторов: модальность этой сферы устной словесности (установка на достоверность), условия коммуникативной ситуации бытования мифологических нарративов (включенность в речевой поток, в повседневную коммуникацию), содержательные особенности текстов - рассказов о собственном опыте взаимодействия с потусторонними силами или подобном мистическом опыте людей, так или иначе связанных с реальным субъектом речи. Эти условия создают особый статус нарратора в мифологических рассказах, и он проявляется, наряду с другими способами, в сфере референции мифологической лексики.

Еще

Мифологический нарратив, мифологическая лексика, нарратор, референция

Короткий адрес: https://sciup.org/149141367

IDR: 149141367   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-79

Список литературы Нарративная проекция реального субъекта в устном мифологическом рассказе

  • Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. М.: Т8 Издательские технологии; СПб.: Пальмира, 2020. 335 с.
  • Апресян Ю.Д. Интерпретационные глаголы: семантическая структура и свойства // Русский язык в научном освещении. 2004. № 1(7). С. 5–22.
  • Артеменко Е.Б. К проблеме повествователя и его языковой репрезентации в фольклоре. На материале былинного эпоса // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. 1998. Вып. 11. С. 186–195.
  • Артеменко Е.Б. «Образ автора» как структурообразующий фактор фольклорного текста // Исследования по лингвофольклористике / под ред. А.Т. Хроленко. Вып. 3. Курск: КГПИ, 1994. С. 3–5.
  • Арутюнова Н.Д. Речеповеденческие акты и истинность // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис / отв. ред. Т.В. Булыгина. М.: Наука, 1992. С. 6–39.
  • Герасимова Н.М. Севернорусская сказка как речевой жанр // Герасимова Н.М. Прагматика текста. Фольклор. Литература. Культура. СПб.: РИИИ; СПбГУ, 2012. С. 70–91.
  • Жугра А.В. Нарратор в албанском эпическом тексте // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021. Т. 4. № 3. С. 70–96.
  • Левкиевская Е.Е. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. [Вып. 10] / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2006. С. 150–214.
  • Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х годов XX века. Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами / сост. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. М.: Языки славянских культур, 2010. 648 с.
  • Неклюдов С.Ю. Текст как манифестация / проекция / имитация «действительности» // Фольклорное повествование и реальная действительность: семиотические аспекты проблемы: материалы Международного круглого стола (Москва, РГГУ, 20 апреля 2022 г.) / сост. В.А. Черванёва. М.: РГГУ, 2022. С. 16–17.
  • Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985. 271 с.
  • Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки славянской культуры, 1996. 464 с.
  • Падучева Е.В. Эгоцентрические валентности и деконструкция говорящего // Вопросы языкознания. 2011. № 3. С. 3–18.
  • Самоделова Е.А. Сказки Центральной России в конце ХХ – начале ХХI веков в записях Е.А. Самоделовой и друзей-фольклористов: Тексты. Т. 1 // Рязанский этнографический вестник. 2013. Вып. 51. 249 с.
  • Сердюк М.А. Народнопоэтическое «я»: семантика и прагматика // Фольклор и литература: проблемы изучения / под ред. Т.Ф. Пуховой. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 140–151.
  • Черванёва В.А. «Рассуждающий» повествователь в мифологическом нарративе // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 12. С. 9–16.
  • Черванёва В.А. Фольклорный текст в режиме диалога: к вопросу о статусе языка фольклора // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020. Т. 3. № 2. С. 72–87.
  • Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.
Еще
Статья научная