"Нарративные трансформации" в текстах неклассической парадигмы художественности (кино, литература)

Автор: Абрамовских Елена Валерьевна

Журнал: Научный диалог @nauka-dialog

Рубрика: Литературоведение. Журналистика

Статья в выпуске: 1 (73), 2018 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются принципы и приемы нарушения нарративного высказывания текста. Приводятся типологически близкие тенденции в использовании «нарративных трансформаций» в литературе и кино. Комментируется принципиальное различие их воплощения в различных знаковых системах. В работе показано, что к нарративным трансформациям в кинотексте относятся: открытость композиционного построения (нарушение порядка частей, пропуск частей, открытый финал), фрагментарность; сюжетная полисемия (многовариантность); полисубъектность; лакуны (места неопределенности). Уделяется особое внимание анарративности как основной стратегии неклассической художественной парадигмы, определяемой как отсутствие событийного опыта бытия. Подобные поиски связаны с кризисом Я-сознания, для которого разрушение личного событийного опыта означает утрату самоидентичности. Нарративные трансформации рассматриваются на примере следующих фильмов: «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ), «Сошедшие с небес» (реж. В. Кунин), «Карты, деньги, два ствола» (реж. Гай Ричи), «Расёмон» (реж. А. Куросава), «Трансъевропейский экспресс» (реж. А. Роб-Грийе), «Реконструкция» (реж. Кристоффер Бое), «День сурка» (реж. X. Рэмис), «Беги, Лола, беги (реж. Т. Тыквер), «Пустой дом» (реж. Ким Ки Дук), «Ни поездов, ни самолетов» (реж. Й. Стеллинг), «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене) и др.

Еще

Нарративность, анарративность, "нарративные трансформации", кинотекст, ризома, сюжетная полисемия, полисубъектность, лакуны

Короткий адрес: https://sciup.org/14956914

IDR: 14956914   |   DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-71-82

Список литературы "Нарративные трансформации" в текстах неклассической парадигмы художественности (кино, литература)

  • Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики/М. М. Бахтин. -Москва: Художественная литература, 1975. -502 с.
  • Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века»/М. Л. Гаспаров//Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. -Москва: Наука, 1993. -782 с.
  • Грей Г. Кино: визуальная антропология/Г. Грей. -Москва: НЛО, 2014. -208 с.
  • Ингарден Р. Исследования по эстетике/Р. Ингарден. -Москва: Издательство иностранной литературы, 1962. -572 с.
  • Рикёр П. Я-сам как другой/П. Рикёр. -Москва: ИФРАН, 2008. -143 с.
  • Тамарченко Н. Д. Теория литературы. В 2 т. Т. 1/Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. -Москва: Академия, 2004. -512 с.
  • Тугуши С. А. Иносказание в художественной структуре авторского фильма (на материале киноискусства второй половины ХХ века): диссертация … доктора искусствоведения/С. А. Тугуши. -Москва, 2016. -188 с.
  • Тюпа В. И. Парадигмы художественности/В. И. Тюпа//Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. -Москва: Intrada, 2008. -С. 155-158.
  • Тюпа В. И. Постсимволические эстетики адресованности/В. И. Тюпа//Дискурс. -2002. -№ 10. -С. 6-13.
  • Тюпа В. И. Чеховский герой: между характером и самостью/В. И. Тюпа//Труды и дни. Памяти В. Е. Хализева. -Москва: МАКС Пресс, 2017. -С. 387-394.
  • Тюпа В. И. Что такое нарратив?/В. И. Тюпа//Введение в сравнительную нарратологию: научно-учебное пособие для самостоятельной исследовательской работы. -Москва: Intrada, 2016. -С. 19-25.
  • Фрейденберг О. М. Происхождение наррации/О. М. Фрейденберг//Миф и литература древности. -Москва: Наука, 1978. -С. 206-230.
  • Шмид В. Нарративные трансформации: происшествия -история -наррация -презентация наррации/В. Шмид//Нарратология. -Москва: Языки славянской культуры, 2003. -Глава 4. -312 с.
  • Шмид В. Отбор и конкретизация в словесной и кинематографической наррациях /В. Шмид//Narratorium. -2011. -№ 1-2. -Режим доступа: Narratorium.rggu.ru/article.html?id=2017636.
  • Щербакова М. Черновик. Фильм -открытая система /М. Щербакова//Искусство кино. -2015. -№ 9. -Сентябрь. -Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2015/09/chernovik-film-otkrytaya-sistema.
  • Эко У. Заметки на полях «Имени розы»/У. Эко. -Санкт-Петербург: Симпозиум, 2003. -92 с.
  • Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике/У. Эко. -Санкт-Петербург: Академический проект, 2004. -384 с.
Еще
Статья научная