Нарративы коренизации коммунистической пропаганды в Мордовской АССР
Автор: Антонова В.И., Сарма О.В.
Журнал: Огарёв-online @ogarev-online
Статья в выпуске: 6 т.11, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемы русификации наций и народностей, проживавших на территории бывшего Советского Союза. В этой связи анализируются партийные документы, подтверждающие процессы коренизации и русификации на примере материалов Мордовского обкома КПСС.
Государство, народ, нация, позиция, постановления, пропаганда, самосознание
Короткий адрес: https://sciup.org/147250400
IDR: 147250400
Текст научной статьи Нарративы коренизации коммунистической пропаганды в Мордовской АССР
Факт существования Союза Советских Социалистических Республик являлся, по мнению многих исследователей, попыткой конструирования государства [3; 7]. Исследователи отмечают, что в теории исторической науки утвердилась концепция о том, что в основе утопического социализма лежит марксизм [7]. За семьдесят три года (с 1918 по 1991 гг.) в СССР было принято сотни постановлений и декретов, направленных на закрепление идей марксизма-ленинизма у всех наций и народностей, проживающих на территории страны. Однако по причине ментальных, этнических, языковых барьеров процесс так называемой «коренизации» было сложно полностью завершить.
Коренизацию населения властные структуры страны Советов осуществляли в 192030-ые годы. Данный процесс выражался во внедрении в обиход всех сфер языков различных национальностей, населения, проживающего на территории СССР: в образование, делопроизводство, риторику средств массовой информации и пропаганды и пр. Открывались национальные школы, издавались газеты журналы, альманахи на языках коренного населения, нередко национальный язык вводился в документооборот определенного региона.
Подобная политика проводилась с целью пропаганды большевистской идеологии для всех «наций народов». Власти верили, что социализм может стать всемирной идеологией. Но в то же время в первой половине прошлого века И. Сталин изменил курс национальной политики Советского Союза на русификацию, объясняя это «борьбой с буржуазным национализмом». Латиницу заменяли на кириллицу - кроме польского, немецкого, латвийского, литовского, эстонского, финского, армянского, грузинского и идиш языков, -повсеместно внедряли обучение на русском языке, запрещали ведение документооборота на национальном языке и др. Большую роль в пропаганде русского языка сыграл В. Виноградов, выпустивший книгу «Великий русский язык». Подобное языковое «межевание» вызвало негативный отклик большей части населения, несогласной с нововведениями, за что их жестко наказывали.
После смерти И. Сталина, новый лидер СССР - Н. Хрущёв также поддерживал политику русификации, хотя как глава государства инициировал документы и в пользу нацменьшинств. Так, 3 апреля 1956 года в Мордовской АССР вышло постановление бюро обкома КПСС об издании литературно-художественных журналов на мордовских мокша и эрзя языках, где говорилось: « Обязать правление Союза писателей Мордовской АССР начать с 1 мая 1956 года издание литературно-художественных журналов на мордовском мокша и эрзя языках. Принять предложение правления Союза писателей Мордовской АССР о наименовании журналов: на мордовском-эрзя языке «Сураньтолт» («Сурские огни») и на мордовском - мокша языке “Мокша” (“Мокша”)» [5, с. 161].
Следствием данного постановления стал «<...> выпуск литературнохудожественных и общественно-политических журналов на мордовском-эрзя и мокша языках <.>, что активизировало развитие художественной и общественно-политической литературы в республике. В 14 выпущенных номерах журналов выступило 93 автора, среди которых 27 начинающих писателей. На страницах журналов печатаются произведения всех жанров художественной литературы, литературно-критические, общественнополитические статьи. В них освещаются вопросы колхозного строительства в послевоенные год, развитие промышленности, героика гражданской и Великой Отечественной войн, историческое прошлое мордовского народа, борьба с пережитками капитализма в сознании людей, вопросы коммунистического воспитания в школе» [5, с. 162] .
Кроме того, 26 апреля 1973 года бюро Мордовского ОК КПСС утвердило постановление «Об издании литературно-художественных приложений для детей при национальных журналах «Мокша» и «Сятко». Помимо этого, 22 ноября 1956 года появилось постановление бюро обкома КПСС об издании республиканских газет на мокшанском и эрзянском языках, в котором значилось: «издание национальных газет, дублированных с русского текста на мокшанский и эрзянский языки, не удовлетворяет широкие слои читателей мордовской национальности и в целях приближения издаваемых газет к широким массам трудящихся коренной национальности признать необходимым: издание трёх республиканских самостоятельных газет: «Советская Мордовия» на русском языке, “Мокшень правда” на мокшанском языке и “Эрзянь правда” на эрзянском языке; установить периодичность выхода республиканских газет на мокшанском и эрзянских языках три раза в неделю форматом “Правды”, тиражом 5 тысяч экземпляров» [5, с. 166].
Ко всему прочему не прекращался массовый выпуск газет, многотиражек на русском языке. Их продолжали читать коллективно, например: « Партийное бюро Ардатовского светотехнического завода повседневно руководит агитационно-массовой работой. За прошедший год среди коллектива рабочих прочитано на различные темы 65 лекций и докладов. 26 агитаторов в цехах регулярно проводят беседы, читки газет. На заводе регулярно выходит общезаводская газета “Луч”, комсомольская стенная газета “Комсомолец”, кроме этого, ежемесячно выпускаются по цехам стенгазеты, “молнии”, сатирические газеты “окно сатиры” и “колючка”» [6, с. 94-95].
В стране под лозунгом борьбы с малограмотностью повсеместно продолжалось обучение на русском языке. В очередном постановлении значилось: «Обязать райкомы и горкомы КПСС оказать всемирную помощь коммунистам, не имеющим начального образования, в организации для них общеобразовательной учебы с тем, чтобы обеспечить ликвидацию их малограмотности в течение ближайших трех–четырех лет <…>. Обязать отдел пропаганды и агитации обкома КПСС установить систематический контроль за выполнением настоящего постановления» [6, с. 96–97].
Вместе с тем, в организационной и идеологической работе имели место серьезные недостатки. Состоявшийся в начале февраля 1962 года пленум обкома КПСС обратил внимание на то, что во многих парторганизациях и коллективах трудящихся обсуждение и изучение документов съезда слабо связывалось с решением практических задач: « Большое внимание обращалось на необходимость организации разъяснительной работы среди коренного населения на родном языке. Эта задача решалась прежде всего в “Мокшень правда” и “Эрзянь правда”. Мордовское книжное издательство в первые же дни после съезда выпустило на мокшанском и эрзянском языках брошюры с текстами отчетного Доклада Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Программы КПСС и других материалов съезд» [4].
« Русский язык для мордовского народа становится вторым родным языком. Об этом свидетельствует то, что в мокшанских и эрзянских школах с первого класса русский язык является одним из важнейших предметов изучения. Уже сейчас нет ни одного мордовского населенного пункта, где бы не выписывались газеты и журналы и не читались книги на русским языке...» [4].
Однако период «оттепели» и процесс коренизации был недолгим. Русификация продолжалась, хотя не в таких строгих рамках. Многие родители стремились научить своих детей говорить именно на русском языке, потому что это могло принести им пользу в будущем. И хотя малые народы СССР выражали свое недовольство, - престиж русского языка неизменно возрастал. (Это подтверждают итоги школьной реформы 1958 года, тогда родители предпочли отдавать своих детей в только русскоязычную школу).
В 1960-ом году вектор русификации несколько сместился. Вместо языковой ассимиляции властью было предложено внедрить двуязычие. Этот процесс был долгим и сложным, хотя исторически способствовал формированию национального самосознания у многих народов Советского Союза [1].
Можно утверждать, что данный процесс продолжается и сегодня. Центральная (федеральная) власть стремится учитывать социальные, национальные, этнические интересы народов все страны, поскольку запросы и интересы трудящихся регионов и Центра взаимообусловлены и взаимосвязаны одной, прежде всего, административнотерриториальной единицей проживания, общими государственными целями и задачами. Соответственно, в данном историческом процессе огромная роль принадлежит СМИ -проводнику единой национальной политики. Как отмечает исследователь В. И. Антонова: « Если информация центра рождается из многообразия реальной действительности государства, то региональная информация исходит из конкретных условий функционирования. Она обеспечивает определенную область актуальной, новостной информации, необходимой определенному социально-экономическому району для оптимального развития, интенсификации социально-экономических процессов, включения населения территориальной единицы в процессы управления, самоуправления, консолидации жителей как социальной, территориальной, этнокультурной общностей на уровне отдельного региона. Региональные СМИ представляют собой определенный информационный типологический отряд, необходимый для идеологической жизнедеятельности всех жителей конкретной территории » [2, с. 10].
Следовательно, с одной стороны, такой важный показатель как культура, национальный язык, самобытность и территориальная целостность игнорировать не стоит; с другой, федеральная программа развития страны едина, но должна ориентироваться удовлетворение интересов этнически разнородной аудитории страны.
Список литературы Нарративы коренизации коммунистической пропаганды в Мордовской АССР
- Алпатов В. 150 языков и политика: 1917-2000. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. - 2-е изд. - М.: КРАФТ+, ИВ РАН, 2000. - 224 с. EDN: PKTIIO
- Антонова В. И. Типология региональных средств массовой информации: учеб. пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 72 с. EDN: YOMYAP
- Геллер М. Я., Некрич А. М. Утопия у власти. - М.: МИК, 2000. - 856 с.
- Доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза // Правда. - 1962. - 12 февр.
- Культурное строительство в Мордовской АССР: [сб. док.]. Ч. 2 (1941-1980 гг.) / сост.: М. В. Дорожкин (отв. ред.), Е. И. Бакаев, С. П. Кабаева [и др.]. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. - 384 с.
- Мордовская партийная организация в документах и цифрах (1918-1972 гг.) / сост. С. П. Кабаева, В. И. Лопатова, Н. Н. Сластухин, А. И. Захаркин; ред. Д. И. Глазунов, Н. С. Клеянкин. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. - 244 с.
- Штекли А. Э. Утопии и социализм. - М.: Наука, 1993. - 274 с.