Нарушение интереса хозяйственного общества как условие наступления гражданско-правовой ответственности директора за убытки
Автор: Турбина Инга Александровна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Вопросы частноправового регулирования: история и современность
Статья в выпуске: 4 (33), 2016 года.
Бесплатный доступ
Введение: в статье рассматривается проблема отсутствия определения одного из ключевых понятий корпоративного права - «интерес хозяйственного общества» в законодательстве РФ, что вызывает сложность и неоднозначность его применения и толкования в правоприменительной практике и доктрине. Раскрытие содержания понятия «интерес хозяйственного общества» при изучении проблемы гражданско-правовой ответственности директора общества является необходимым, поскольку именно в интересах общества директору вменена обязанность осуществлять возложенные на него полномочия. Методы: использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение, а также частнонаучные методы исследования: формально-юридический, технико-юридический. Результаты: автор анализирует, как соотносятся категория «интерес» и используемая в Гражданском кодексе Российской Федерации категория «цель» коммерческой организации. Выводы: сформулировано авторское определение понятия «интерес хозяйственного общества», под которым следует понимать систематическое извлечение прибыли и удовлетворение интересов акционеров/участников, учитывающее при этом интересы работников, контрагентов и иных заинтересованных в деятельности организации лиц, воздействие на общество и окружающую среду, поддержание деловой репутации на высоком уровне, обеспечение справедливого отношения ко всем участникам и иные требования, предусмотренные учредительными документами или стратегией и бизнес-планом.
Интерес хозяйственного общества, хозяйственные общества, цель коммерческой организации, гражданско-правовая ответственность, обязанности директора
Короткий адрес: https://sciup.org/14973381
IDR: 14973381 | DOI: 10.15688/jvolsu5.2016.4.14
Текст научной статьи Нарушение интереса хозяйственного общества как условие наступления гражданско-правовой ответственности директора за убытки
DOI:
Исследование вопросов гражданско-правовой ответственности директоров хозяйственных обществ продолжает вызывать интерес юристов-практиков и ученых уже довольно длительный период времени, что обусловлено следующим:
Во-первых, институт гражданско-правовой ответственности органов управления юридических лиц, в том числе исполнительных органов хозяйственных обществ, в последнее время динамично развивается. Это подтверждается разработкой и принятием целого ряда нормативных документов гражданско-правового характера.
Во-вторых, в судебной практике наблюдается увеличение числа дел о взыскании убытков с директоров обществ. Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. по вопросам, касающимся возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица [5], наглядно демонстрируют значимость подобных дел, а также отсутствие единообразия судебной практики в данной сфере.
В-третьих, на теоретическом уровне имеются вопросы, которые препятствуют полноценной реализации исследуемого института.
В-четвертых, исследование вопросов ответственности органов именно хозяйственных обществ представляет особый интерес, поскольку проблема злоупотребления директора своим положением характерна в первую очередь для хозяйственного общества.
Понятие «интерес хозяйственного общества» в законодательстве и судебной практике
Пункт 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ возлагает на лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязанность действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Обязанность директора действовать в определенных интересах в совокупности с общей обязанностью действовать добросовестно и разумно предполагает, что директор хозяйственного общества действует именно в интересах общества, а не в собственных интересах или отдельного акционера, участников юридического лица, собственника имущества или кредиторов.
Как верно указывает Б.А. Булаевский, «качественные характеристики исполнения обязанности (добросовестно и разумно) оказываются востребованными лишь при отсутствии сомнений относительно исполнения обязанности в определенных интересах» [1].
Таким образом, законодателем признается наличие самостоятельного интереса у хозяйственного общества, за нарушение которого директор может быть привлечен к ответственности. Этот интерес представляет собой правовую фикцию по причине невозможности самостоятельного осознания и реализации такого интереса непосредственно самим обществом [2, с. 46].
Пленум Высшего арбитражного суда РФ при определении интересов юридического лица предлагает принимать во внимание основную цель деятельности коммерческой организации, а также соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица. Учитывая изложенное, судам рекомендовано в корпоративных спорах применительно к определению интересов юридического лица подвергать исследованию и анализу не только экономические показатели деятельности организации, но и положения уставных документов и иные значимые локальные акты.
Закрепленная гражданским законодательством презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений распро- страняется и на директоров хозяйственных обществ, в связи с чем предполагается, что при принятии решений последние действуют в интересах общества и его участников (акционеров) [4].
Из судебной практики усматривается, что директор общества выступает в интересах юридического лица, когда не преследует личный интерес, не ставит перед собой цель причинения убытков обществу или его учредителю либо возникновения иных неблагоприятных последствий.
Следовательно, в судебно-арбитражной практике интерес юридического лица также обособлен от интересов его участников.
Однако одним из основных недостатков действующего гражданского законодательства является отсутствие легального определения понятия «интерес хозяйственного общества», что вызывает сложность и неоднозначность его применения и толкования в правоприменительной практике и доктрине.
Отсутствие определения в действующем законодательстве РФ понятия «действовать в интересах юридического лица», а следовательно, возможность различного его толкования при применении права приводит к необходимости законодательного закрепления.
Категории «интерес» и «цель» коммерческой организации
Извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности коммерческих организаций закреплено в п. 1 ст. 50 и п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
Законодатель, предоставляя корпорации возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, наделяет ее правовыми средствами для реализации ее интересов. Следуя такой логике, интерес выступает предпосылкой возникновения у корпорации субъективных прав. Интересы корпорации – это ее имущественные и неимущественные потребности, обусловленные целями деятельности корпорации, закрепленными в ее учредительных документах, удовлетворение которых происходит посредством осуществления такой деятельности [6].
Цель в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, – это конечный результат дея- тельности хозяйственного общества, которого стремится достичь организация. Таким образом, категория «интерес» более широкое понятие, чем «цель».
Интерес в эффективной хозяйственной деятельности общества, динамичном росте его экономических показателей представляет некий объединяющий интерес всех участников. Этот фактор определяет наличие индивидуального интереса и обеспечивает его реализацию каждым участником хозяйственного общества в получении части прибыли [3, с. 11].
Выводы
Нарушение установленной законами о хозяйственных обществах генеральной обязанности действовать в интересах общества добросовестно и разумно само по себе является достаточным для признания действий директора противоправными и привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
Интерес хозяйственного общества – систематическое извлечение прибыли и удовлетворение интересов акционеров/участников, учитывающее при этом интересы работников, контрагентов и иных заинтересованных в деятельности организации лиц, воздействие на общество и окружающую среду, поддержание деловой репутации на высоком уровне, обеспечение справедливого отношения ко всем участникам и иные требования, предусмотренные учредительными документами или стратегией и бизнес-планом.
Необходимость учета нужд и потребностей вышеперечисленных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) объясняется тем, что в хозяйственном обществе, в котором гармонично сочетаются интересы акционеров/уча-стников с интересами других заинтересованных лиц, минимизированы риски проявления недовольства с их стороны и поэтому оно более устойчиво.
Список литературы Нарушение интереса хозяйственного общества как условие наступления гражданско-правовой ответственности директора за убытки
- Булаевский, Б. А. Отдельные вопросы применения презумпций в основных положениях о юридических лицах/Б. А. Булаевский//Законы России: опыт, анализ, практика. -2015. -№ 6. -С. 25-31.
- Данилова, С. С. Интерес хозяйственного общества в корпоративном праве РФ и Германии: понятие, содержание/С. С. Данилова//Предпринимательское право. -2013. -№ 3. -С. 37-46.
- Иншакова, А. О. Разумно понимаемые интересы акционера в дивидендной политике законодателя России и ЕС/А. О. Иншакова//Законы России: опыт, анализ, практика. -2012. -№ 7. -С. 10-15.
- Определения Верховного Суда РФ от 30.05.2016 по делу № А50-3327/2014; от 24.02.2016 по делу № А33-16223/2014; от 10.02.2016 по делу № А59-438/2015 и др. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» от 30 июля 2013 г. № 62//Солидарность. -2013. -28 авг. -4 сент. (№ 31).
- Стражевич, Ю. Н. Корпоративные отношения и вопросы наследования выморочных акций и долей/Ю. Н. Стражевич, О. Г. Босык//Юрист. -2015. -№ 9. -С. 7-12.