«Нас балуют чрезмерно»: партийно-государственные усилия по формированию творческой интеллигенции Карелии в период хрущевской «оттепели»

Автор: Шорохова Ирина Викторовна

Журнал: ХХ век и Россия: общество, реформы, революции @sbornik-libsmr

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 9-2, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются способы материального поощрения писателей и театральных деятелей Карелии в 1950-е – 1960-е годы. Автор пришла к выводу о том, что посредством распределения званий, персональных окладов, улучшения жилищно-бытовых условий представителей творческой интеллигенции партийно-государственное руководство Карелии пыталось обеспечить их лояльность власти. Анализ источников позволяет утверждать, что материальное поощрение творческой интеллигенции края имело целью ускорить процесс профессионального становления этой социальной группы и дифференцировать ее по материальному признаку. Материальное поощрение писателей и актеров Карелии в период хрущевской «оттепели» можно признать способом формирования в республике высшего слоя творческой интеллигенции края.

Еще

«оттепель», власть, материальное поощрение, творческая интеллигенция, дифференциация

Короткий адрес: https://sciup.org/140259904

IDR: 140259904

Текст научной статьи «Нас балуют чрезмерно»: партийно-государственные усилия по формированию творческой интеллигенции Карелии в период хрущевской «оттепели»

Отношения советской власти с творческой интеллигенцией в период хрущевской «оттепели» изучены неравномерно. Особенности профессиональной деятельности столичных деятелей искусства и культуры, их взаимодействие с властными структурами представлены в историографии достаточно полно. Региональный аспект отношений власти и творческой интеллигенции в период «оттепели» представляется малоизученным направлением научного поиска1. Целью данной статьи является определение способов, которые использовало партийно-государственное руководство Карелии для формирования творческой интеллигенции края и обеспечения выполнения ею задач по развитию идеологически верного театрального и литературного творчества в период хрущевской «оттепели».

Планомерное и целенаправленное развитие культуры и искусства в Карелии, становление их институционального и профессионального контекстов началось в крае только после революционных событий 1917 г. Гражданская война, период поисков в области национально-государственного строительства Карелии в 1920–1930-е годы, активное влияние советско-финляндских отношений на развитие региона перед самым началом Великой Отечественной войны и в 1941–1945 годах не позволили завершиться процессам формирования творческой интеллигенции края.

В Карелии в 1950-е годы продолжался процесс культурного строительства. В этой связи наибольший интерес вызывают усилия партийно-государственного аппарата по формированию профессиональной группы писателей и актеров. Именно эти две группы творческой интеллигенции обладают наибольшими возможностями через слово и образ оказывать влияние на формирование общественного сознания.

Литература Карелии в 1950-е – начале 1960-х годов, продолжая развиваться на русском и финском языках, находилась на стадии становления. Профессиональное театральное искусство республики было представлено Музыкально-драматическим

Статьи

театром, начавшим работу в 1955 году, Финским драматическим театром, восстановившимся после фактического уничтожения труппы в конце 1930-х годов, и театром кукол.

Незавершенность становления творческой интеллигенции Карелии придавала процессам взаимодействия власти с актерами и писателями республики особое направление. Руководству края было необходимо не только ускорить процесс становления творческой интеллигенции как профессиональной группы, но и в условиях начавшегося потепления режима обеспечить ее лояльность власти.

Одним из способов решения задачи стало способствование руководства Карелии ускорению процессов дифференциации творческой интеллигенции республики. За использование в идеологических целях таланта актеров и писателей партийные органы расплачивались с ними льготами и привилегиями. Такая практика «покупки» лояльного отношения творческой интеллигенции к власти сложилась еще при сталинском режиме и широко использовалась на просторах советского государства в последующие годы. Именитые артисты и писатели, обласканные вниманием властей и получившие льготы и привилегии, являлись нейтрализующей средой для распространения оппозиционных настроений среди людей творческих профессий. Примером успешной карьеры и финансового благополучия они привлекали на сторону партии и правительства тех коллег, для которых эти показатели являлись критериями успешно прожитой жизни.

Наиболее объемно этот процесс виден на примере раздачи званий актерам республики. С 1959 г. до середины 1960-х годов в Карелии была одна народная артистка СССР – Е.С. Томберг. Три звания народного артиста КФССР были присвоены в 1943 г., одно – в 1952 г. Народные и заслуженные артисты РСФСР появились в республике только после 1956 г. Наибольшее количество этих званий – пять – получили карельские артисты после Декады карельского искусства и литературы в Москве в 1959 г.2 Звания заслуженных артистов КАССР присваивались в основном во второй половине 1950-х гг. 38 из 43 почетных звания артисты театров республики получили в период «оттепели»3. (См. табл. 1)

Таблица 1

АКТЕРЫ КАРЕЛЬСКИХ ТЕАТРОВ, ИМЕВШИЕ ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 СЕНТЯБРЯ 1965 ГОДА)4

Музыкально-     Финский

Петрозаводский

Звания актеров     драматический драматический

театр           театр          театр кукол

Всего

Народный артист СССР                -               1               -

1

2 Шорохова И.В. Декада карельского искусства и литературы в Москве в 1959 году // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 7 (168). С. 28.

3 Национальный архив Республики Карелия (далее – НА РК). Ф. 243 (Фонд С.В. Колосенка). Оп. 1. Д. 67. Л. 5–6.

4 Там же.

Статьи

Народный артист РСФСР

2

5

-

7

Залуженный артист РСФСР

8

-

-

8

Заслуженный      деятель

искусств РСФСР

3

2

-

5

Народный артист КФССР -КАССР

8

3

-

11

Залуженный артист КФССР-КАССР

9

-

2

11

Всего

30

11

2

43

Таким образом, к середине 1960-х гг. в театральной среде Петрозаводска был сформирован небольшой по численности высший слой творческой интеллигенции. В относительном выражении он составлял около 22% от всей театральной интеллигенции Карелии. Для сравнения этот показатель в Новосибирске в 1962 г. был равен 6,7%5.

Другой формой поощрения творческой интеллигенции и привлечения ее на сторону партии и правительства стала система персональных окладов, широко практиковавшаяся в Советском Союзе. Персональные оклады назначались сверх установленных тарифных сеток оплаты труда в качестве поощрения писателей, актеров и режиссеров, проявивших себя в идеологической работе с населением6.

В Карелии персональные надбавки и оклады творческим работникам республики назначал Совет министров края. Так, распоряжением Совета Министров КАССР в 1956 году, «учитывая многолетнюю работу ведущего актера Финского драматического театра народного артиста КАССР», С.А. Туорила был установлен персональный оклад в сумме 1600 рублей в месяц7. В 1956 г. директору и художественному руководителю Финского драматического театра, заслуженному деятелю искусств республики В.Э. Суни был сохранен персональный оклад в сумме 2200 рублей, который он получал, работая начальником Отдела искусств при Министерстве культуры КАССР8. В 1957 г. были назначены персональные оклады директору Музыкально-драматического театра С.П. Звездину и актеру этого же театра Н.И. Ладыженскому в 2500 и 1500 рублей в месяц соответственно9.

Статьи

В рассматриваемый период при Карельском отделении Союза советских писателей (ССП) на русском и финском языках выходили журналы «На рубеже» и «Punalippu». В них в основном публиковались местные авторы. Редакции журналов, много работая с начинающими писателями республики, внесли в 1950-е гг. большой вклад в развитие литературы Карелии. Понимая важность творческой и идеологической работы, выполняемой журналами «На рубеже» и «Punalippu», Совет Министров Карело-Финской ССР еще в 1953 г. установил их главным редакторам Д.Я. Гусарову и У.К. Викстрему персональные оклады в размере 1950 рублей10.

К середине 1950-х гг. стал очевиден разрыв в материальном обеспечении творческой интеллигенции в Москве, Ленинграде и в регионах СССР. Размер персональных окладов также был несопоставим в провинции и в столице. Так, персональные оклады в Большом театре составляли от 5 до 7 000 рублей11.

Партийное руководство Карелии заботилось о формировании национальной творческой интеллигенции края. В 1950-е гг. сложился небольшой круг актеров, режиссеров и писателей республики, который представлял Карелию на значимых культурных событиях Советского Союза. Эти же деятели искусства и литературы получали большую часть наград и привилегий от властей Карелии. В 1954 г. уже известная и заслуженная артистка Финского драматического театра Е.С. Томберг получила именной пропуск на трибуну Красной площади, а также приглашение на прием в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца в день празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией12. Е.С. Томберг и С.А. Туорила были единственными актерами труппы Финского драматического театра, которые удостоились личных Почетных грамот за гастроли от Министерств культуры Латвийской ССР в 1956 г. и Эстонской ССР в 1962 г.13

Еще одним направлением поощрения «ведущих творческих работников» края станет предоставление им более комфортных жилищных условий. Забота со стороны Министерства культуры республики и ее партийных органов о комфортном проживании таких деятелей искусства и литературы края была особенно заметна на фоне острой нехватки в Петрозаводске в 1950-е гг. помещений, пригодных для жизни14.

При распределении жилья между актерами учитывалось наличие у них звания и творческий рост за последние месяцы. «Если появлялась квартира, то руководство театра сначала смотрело, не нуждается ли в улучшении жилищных условий именитый артист, – вспоминала артистка Е.П. Корнилова. – Если он действительно нуждался, то ему давали лучшую жилплощадь, а в его старую квартиру вселялись одна или несколько семей актеров

Статьи

рангом пониже»15. Протоколы заседаний Правления Карельского отделения ССП также позволяют делать вывод о том, что первую очередь решали квартирный вопрос или улучшали жилищные условия уже известные писатели16.

Деятельность властей по развитию и усилению кадрового потенциала учреждений образования, науки, культуры, повышению жизненного уровня представителей творческой интеллигенции способствовали обеспечению лояльности этого слоя. Кроме того, после прекращения более жестких методов политического и идеологического контроля в сфере культуры и искусства лояльность творческой интеллигенции обеспечивалась в том числе и при помощи рекрутирования в высшие органы власти и более или менее добровольного участия в деятельности партийных и общественных организаций17. Так, в марте 1962 г. были обеспечены выборы Е.С. Томберг депутатом Верховного Совета СССР18. Как депутат она помогала своим избирателям решать волновавшие их вопросы, чутко относилась к жалобам и письмам трудящихся. Е.С. Томберг активно помогала им с получением жилья, с устройством детей в дошкольные учреждения. Под ее непосредственным контролем была построена баня на ст. Шуйская, которую долго обещали жителям, но не возводили местные власти. Еще одним представителем творческой интеллигенции Карелии, кооптированным во властные структуры, стала известная в Карелии певица Музыкально-драматического театра И.С. Гридчина. С 1961 г. она два созыва являлась депутатом Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся, а в 1963 г. она стала депутатом Верховного Совета КАССР19.

Таким образом, творческая интеллигенция в Карелии в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. переживала завершающий этап своего становления, который совпал с ее дифференциацией по статусному и материальному признакам. В этот период отношения писателей, театральной интеллигенции и власти в Карелии развивались в русле традиций предшествующего периода. Партийные органы стремились обеспечить лояльность театральной и писательской интеллигенции путем материального поощрения. Льготами и привилегиями власти республики расплачивались за использование ее таланта в идеологических целях.

Писатели, произведения которых отвечали требованиям партийных и государственных органов, актеры и режиссеры театров, ставившие идеологически верные спектакли, через персональные оклады получали возможности для безбедного существования. Власти республики старались удовлетворять бытовые потребности творческой интеллигенции, заботясь о выделении актерам и писателям Карелии благоустроенного жилья. Партийно-государственные органы направляли процесс формирования высшего слоя творческой интеллигенции Карелии, а во многом и

Статьи

определяли его состав посредством присвоения почетных званий. Кооптация деятелей искусства и культуры в органы государственной власти должна была продемонстрировать взаимопонимание партии и людей творческих профессий.

Между тем незавершенность процесса формирования творческой интеллигенции Карелии и ее малочисленность во второй половине 1950-х гг. позволили молодежи легче делать карьеру. После Декады карельского искусства и литературы в Москве в КАССР появилось много молодых актеров, получивших почетные звания, и писателей, произведения которых, получив положительную оценку столичных критиков, были опубликованы. Именно эта талантливая молодежь с хорошими перспективами профессионального роста на несколько десятилетий определила творческое лицо театров и литературный процесс республики.

Список литературы «Нас балуют чрезмерно»: партийно-государственные усилия по формированию творческой интеллигенции Карелии в период хрущевской «оттепели»

  • Архив Музыкально-драматического театра. Д. 1/24.
  • Национальный архив Республики Карелия. Ф. 179 (Фонд Е.С. Томберг и С.А. Туорила). Оп. 1. Д. 2/12, 2/14, 3/61.
  • Национальный архив Республики Карелия. Ф. 243 (Фонд С.В. Колосенка). Оп. 1. Д. 67.
  • Национальный архив Республики Карелия. Ф. 690. Оп. 11. Д. 6/29.
  • Национальный архив Республики Карелия. Ф. 2923 (Фонд литературно-художественного и общественно-политического журнала «На рубеже»). Оп. 1. Д. 8/150, 9/181; Оп. 2. Д. 1/6, 3/74.
  • Национальный архив Республики Карелия. Ф. 3065. Оп. 1. Д. 9/109, 15/183а.
  • Байрау Д. Интеллигенция и власть. Советский опыт // Отечественная история. 1994. № 2. С. 122–135.
  • Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е – 1960-е годы. М., 1999.
  • Колосенок С.В., Митрофанова М.М. Ее биография – театр: Очерк о творческом пути народной артистки СССР Е.С. Томберг. Петрозаводск, 1984.
  • Сизов С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946–1964 гг. (на материалах Западной Сибири). Часть 2: Оттепель (март 1953–1964 гг.). Омск, 2001.
  • Тогатов С.Д. Рассказы об актерах. Петрозаводск, 1973.
  • Чикишева О.В. «Оттепель» как историко-культурный феномен и предмет современного научного осмысления: региональный аспект // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 1. С. 138–142.
  • Шорохова И.В. Декада карельского искусства и литературы в Москве в 1959 году // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 7 (168). С. 22–29.
  • Шорохова И.В. Материально-бытовые условия жизни писателей Карелии в 1950-е – первой половине 1960 х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. 2015. № 8-1 (58). С. 206–210.
  • Шорохова И.В. Материально-бытовые условия жизни театральной интеллигенции Карелии в 1950-е – первой половине 1960-х годов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 5 (58). С. 44–50.
Еще
Статья научная