Наследие русской эмиграции: "Союз мушкетеров его высочества князя Никиты Александровича"
Автор: Окороков Александр Васильевич
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Имена и события прошлого
Статья в выпуске: 1, 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена одной из наиболее крупных, но малоизвестных в России молодеж- ных организаций российской эмиграции в Маньчжурии в 1920 - 1940- х гг - Союзу Муш- кетеров. В материале рассматривается история ее возникновения и становления как во- енно-политической организации.
Российская эмиграция, маньчжурия, молодежные эмигрантские организации, союз мушкетеров
Короткий адрес: https://sciup.org/170174156
IDR: 170174156
Текст научной статьи Наследие русской эмиграции: "Союз мушкетеров его высочества князя Никиты Александровича"
«Мы в добровольном изгнании. Но долгие годы нашего вынужденного пребывания на чужбине — не сделали из нас «беженцев», не заставили нас «опустить руки»! Мы остались до сегодняшнего дня непримиримыми политическими эмигрантами и наша борьба с мировой красной опасностью — продолжается!
Жизнь в непривычной обстановке и в чужих странах заставляет нас тяжело работать. Мы — чины Старой Русской Армии — сильно постарели. Тридцать пять лет — это огромный срок!.. Многие из нас уже ушли туда, «откуда нет возврата»… И многие — увы — уже «накануне ухода»…
Но мы — РУССКИЕ!..»
Этими словами начинается небольшая книга-памятка, изданная в эмиграции в 1950-х годах к 35-летию пребывания в Галлиполи русской армии.
«Галлиполийское сидение» положило начало значимому не только для России, но и для всего мира социальному явлению — первой русской эмиграции. Именно она стала нравственной и культурной базой для формирования беспрецедентного общественного образования, получившего название «Русское Зарубежье».
История Русской эмиграции неразрывно связана с деятельностью молодежных организаций, возникавших практически во всех странах русского расселения. К наиболее массовым

Основатель Союза князь В.И. Гантимуров относились «Общество Русский Сокол», «Национальная Организация Русских Разведчиков», «Национальная Организация Витязей», «Национальная Организация Русских Скаутов».
Существовали и менее крупные организации: «Юные Алексеевцы», созданные в Париже около 1931 года Ю. Симоновичем, «Костровые братья» в Харбине, «Суворовская Дружина» в Праге (1920-е гг.), «Юные пржевальцы» в Маньчжурии (1930-е гг.), созданные В. В. Полосовым, и др. Многие из них не имели четко сформулированных политических установок и занимались в основном активным отдыхом и изучением природы. Но, были и политические молодежные организации, такие как действовавшие в Китае «Орден крестоносцев», возглавляемый до 20 марта 1926 г. поручиком Императорской Российской Армии Б. А. Березовским, «Чёрное кольцо» и др.1
Во всех этих организациях проводилось активная воспитательная работа, направленная на сохранение национальной памяти, традиций и наследия предков. Формировалось антикоммунистическое мировоззрение, при этом, не столько через «предметное» восприятие советской власти как пагубной политической системы, сколько через возвышенное ощущение образа России, Отечества, неразрывно связан- ного с такими понятиями, как жертвенность во благо своего народа.
Идеализированный образ Белой России, взращиваемый в сознании эмигрантов порождал любовь к Отчизне и ненависть к новой власти.
Эти ощущения Родины наглядно отражены в стихотворении Марианны Колосовой, написанном в середине 1930-х годов.
Родина, к тебе нельзя придти…
Я в слезах протягиваю руки
И клянусь учиться и расти
И любить, любить Тебя в разлуке.
О России младшим говорю,
Начиная: «В некотором царстве» …
Вам мечту суровую дарю
О могучем Русском Государстве!
Пусть придет строитель и герой, Как пришел Великий Петр когда-то!
Родина… навеки мы с тобой
Связаны таинственно и свято…
Одной из активных эмигрантских молодежных организаций был «Союз Мушкетеров», созданный в феврале 1924 года в Харбине князем Владимиром Иннокентьевичем Гантимуровым — уроженцем Забайкалья и прямым потомком тунгусского князя Ган-Тимура. Будущий основатель «Мушкетеров» родился 11 июля (24-го июля, нов. ст.) 1906 года в селении Князе — Урульга, в семье офицера Пограничной Стражи. В 1909 году в связи с переводом отца в Заамурский Округ Пограничной Стражи, семья переезжает в Харбин. В 1922 г. 15-летний князь Владимир Гантимуров возвращается во Владивосток и вступает в 1-й Кавалерийский полк 3-го корпуса генерала Молчанова. После разгрома белых частей на Дальнем Востоке он вновь возвращается в Китай.
В Харбине он продолжает свое образование и активно занимается спортом — борьбой, боксом и фехтованием. Летом 1924 года он на Се-веро — Маньчжурской Олимпиаде завоевывает звание чемпиона в легчайшем весе по боксу и назначается инструктором по тяжелой атлетике в Обществе Распространения Физического Образования.
Свой «Союз Мушкетеров» романтически настроенный Владимир Гантимуров решил создать после просмотра американского фильма «Три мушкетера» с Дугласом Фэрбенксом в главной роли. Первыми «мушкетерами» стали учащиеся Харбинского коммерческого училища князь Владимир Гантимуров — Д᾽Артаньян, Анатолий
Игнатов — Атос, Николай Глухих — Портос, Борис Щетинин — Арамис. А девизом нового объединения стало легендарное мушкетерское «Один за всех — все за одного».
К этой четверке примкнули еще десять человек — «друзья мушкетеров», и Союз начал свою деятельность. На первом этапе все мушкетеры занимали равное положение. В последствии с расширением состава организации появились «мушкетерские» звания. Руководители Союза получили чины капитанов и лейтенантов, а младшие командиры — сержантов и капралов. Чтобы выделяться среди других молодых людей, «мушкетеры» придумали себе форму черного цвета — расклешенные брюки, рубашка апаш со шнуром на груди, пилотка и широкий пояс с кистями. Появилось и союзное знамя — триколор с белым крестом, увенчанным короной в центре и лозунгом: «С нами Бог, мы — русские». В 1930-х гг. члены организации имели нагрудный знак в виде креста с короной.
Изначально члены организации поставили себе целью создание боевых групп молодежи в возрасте от 18 до 20 лет для драк с просоветски настроенной молодежью и «красными пионерами», находившимися под покровительством профсоюза мастеровых, служащих и рабочих КВЖД в Доме трудящихся. Уличные бои между «мушкетерами» и «отмоловцами» (Отмол — отряды молодежи — зарубежный вариант комсомола) были жестокими — в потасовках использовались кастеты, ножи и даже револьверы. Зачастую противники заранее договаривались о численности участников драки.
К началу 1925 года образовалась первая сотня активных участников движения, среди которых были дети коммерсантов, домовладельцев и бывших служащих. Постепенно в ряды организации стали вливаться бывшие участники Белого Движения и молодежь маньчжурских казачьих станиц. При этом желающий вступить в Союз должен был подать заявление (позже — анкету определенного образца) и иметь поручителей из числа членов Союза. Кандидатура утверждалась, если получала единогласное одобрение общего собрания актива организации.
В 1925 году часть «мушкетеров» во главе с князем Гантимуровым, для получения боевого опыта поступили на службу к Чжан Цзоли-ню — «старому маршалу», фактически правителю Маньчжурии. В это время в составе его войск

Гвардии полковник К.П. Савелов, командир Отдельного офицерского отряда III Отдела
Союза Мушкетеров действовала отдельная, русская эмигрантская часть — Русская авангардная группа в армии Чжан Цзунчана. По приказу командира группы генерала К. П. Нечаева, в том же 1925 году была сформирована юнкерская рота, состоявшая исключительно из «мушкетеров» и выпустившая летом 1926 года 16 первых молодых русских подпоручиков китайской армии2.
Однако к этому времени «Союз Мушкетеров» уже формально прекратил свое существование. Одной из причин упразднения организации стали обвинения в адрес Гантимурова в сговоре с командованием Русской группы на поставку в армию добровольцев. Якобы за каждую «мушкетерскую голову» князь получал плату. Не желая вступать в дискуссии и чувствуя груз вины за погибших в китайских междоусобных войнах «мушкетеров» (в 1925–1926 годах погибло 6 из 14 основателей организации: Б. Скрябин, Ю. Му-залевский, Г. Беляков, А. Колычев, Г. Ильчук, А. Минаев), Владимир в 1925 г. объявил о роспуске Союза и больше не принимал в его работе никакого участия.
Тем не менее, в конце 1926 г., вскоре после возвращения из армии основной части старых

Капитан-майор Союза Р.Б. Шевелев, Начальник III Отдела
Сержант Союза князь Н.В. Гедройц, Начальник штаба III Отдела
«мушкетеров», было принято решение о восстановлении Союза. Новым начальником организации, состоявшей в то время из двух отрядов, стал Михаил Минаев, а затем — двадцатилетний студент Политехнического института Виктор Барышников — лидер небольшой молодежной группы «13». Отец нового начальника «мушкетеров» — Семен Нилович Барышников — был из крестьян Саратовской губернии. В 1905 году он окончил Казанское пехотное юнкерское училище, а затем Императорскую Николаевскую военную академию по 1-му разряду. Участвовал в 1-й мировой войне и Белом движении на Восточном фронте. Во время Великого Сибирского Ледяного похода временно исполнял обязанности командующего 3-й армией. В 1920 году был произведен в генерал-майоры, служил начальником штаба 3-го корпуса, генералом для поручений при командующем Дальневосточной армией. В октябре 1920 года вышел в отставку и с семьей обосновался в Харбине, имел магазин канцелярских товаров, занимался книгоиздательством. В 1930 году советские представители в Китае предложили генералу вернуться в СССР, но он отказался.
С приходом нового лидера «Союз» стал постепенно приобретать стройную организационную структуру.
В начале 1929 года были сформулированы 9 основных заповедей «мушкетеров», ставших идеологической платформой Союза.
-
1. Возлюби Родину-Русь больше себя, ибо она есть мать кормилица предков твоих, тебя самого и ближних твоих, ибо она для тебя, есть путь к совершенству.
-
2. Защищай, не щадя жизни твоей, единство, целость, свободу и честь Руси, ибо она есть священное твое отечество, твоя милая Родина, ибо она — это ты сам.
-
3. Благоговейно чти и оберегай веру православную, свободу и первородство народа русского, ибо они три создали Русь.
-
4. Помни о любви к брату твоему русскому и помогай ему, ибо одной ты с ним плоти, крови и духа.
-
5. Стремись всеми силами твоими, к выполнению и применению первородства русских. Власть и богатства России, должны принадлежать им.
-
6. Будь дисциплинирован и соблюдай законы и правила русской власти.
-
7. Помни о врагах Родины, противодействуй им всеми твоими помыслами и силами.
-
8. Работай, трудись, учись, познай природу и окружающий тебя мир и стремись к владычеству над ним.
-
9. Помни, что без единой верховной власти, — нет единого государства; без господствующей на-
- Капрал Союза граф Е.П. Сегеди, адъютант III Отдела
ции и национализма — нет крепкого, неделимого государства. Без сил и богатства нет господства. Без борьбы — нет жизни3.
В этом же году произошло знаменательное для организации событие– 29 декабря над ней взял шефство великий князь Никита Романов. С этого момента она стала именоваться «Союз Мушкетеров Его Высочества князя Никиты Александровича».
Значительное внимание стало уделяться военной подготовке. С этой целью в 1931 году при участии Группы офицеров Русского Генерального Штаба при Союзе был создан Военноинструкторский отряд. В программу обучения входило изучение строевого, дисциплинарного и гарнизонного уставов, основ боевой деятельности пехоты, фортификации, топографии, связи, артиллерии, авиации, химии, а также стрелковое дело. 1 апреля 1932 г. курсанты Учебного отряда успешно сдали экзамены на звание унтер-офицера4. Годом ранее при Союзе была создана Морская группа, которую курировали капитан 2 ранга Б. П. Апрелев и мичман И. Н. Кузнецов. Планировалось, что окончившие унтер-офицерские курсы поступят на военно-училищные курсы при Русском общевоинском союзе (РОВС). Однако этого не случилось — из-за конфликта руководства Союза мушкетеров с представителями РОВС работу курсов пришлось свернуть. Всего унтер-офицерские курсы окончили около 25 человек, военно-морские — около 15 человек5.
В марте 1933 года была опубликована политическая программа организации.
Основными целями Союза провозглашались борьба с большевизмом и установление законной национальной власти на территории бывшей Российской Империи.
Намеченные цели планировалось достичь решением ряда положений. А именно:
-
а) Привлечением в Союз всех национально-мыслящих людей;
-
б) Политической подготовкой;
-
в) Военной подготовкой;
-
г) Работой совместно со всеми антикоммунистическими организациями для проведения своей главной цели в жизнь;
-
д) расширением деятельности Союза в связи с задачами и каждым текущим моментом в периодах времени и путях подхода к своей цели6.
К середине тридцатых годов «Союз мушкетеров» насчитывал три отдела:
I-й Отдел — в Маньчжурии. В начале 1930-х годов отделения Отдела действовали в Харбине, на станциях Имяньпо, Ханьдаохэцзы, Шитоу-хэцзы и Яблоня. В это время число постоянных членов Отдела достигало 250 человек. На Харбинское Первое отделение Союза приходилось примерно 75–80% состава7.
II-й Отдел — в Шанхае. Он был создан в 1930 году Борисом Мозолевским. До 1932 г. его деятельность была незначительной, но к 1935 году Отдел стал заметной организацией в политических кругах Шанхая. К 1936 году его численность достигала 150 действительных членов под руководством начальника Отдела — одного из старших «мушкетеров» Г. В. Голубкова и его помощников — Н. Чулкова, Р. Б. Шевелева
(возглавившего Отдел в начале 1940-х гг.) и князя Н. В. Гедройца (в 1942 г. — начальник штаба Отдела, сержант). Отдел издавал журнал «Мушкетер» (№ 1 журнала «Мушкетер» как официальный орган Штаба отрядов Союза Мушкетеров вышел в апреле-мае 1929 г., № 14, как официальный орган Штаба Отрядов III Отдела Союза 20.12.1942 г.) выступал в ряде других эмигрантских изданий.
Недолгое время при отделе функционировал кавалерийский отряд из 12 человек, созданный членами Шанхайского Отдела, служившими в «Русском воинском вспомогательном отряде» на французской концессии.
III-й — в Сан-Франциско. Отдел был организован А. Ганиным (в 1930–1935 гг. — начальник штаба Отдела, капитан-майор) и Н. Мял-ковским (в 1929 г. — начальник Отдела, капитан-майор), — старыми «мушкетерами», выехавшими на учебу в США. По некоторым данным численный состав Отдела достигал 80–85 человек. Адъютантом Отдела был лейтенант В. Кап-пель (1929 г.).
Общая же численность «Союза мушкетеров» превышала 700 человек, а количество отрядов достигло двенадцати.
Общая характеристика организации на середину 1930-х гг. приведена в книге Краткая характеристика Союзу мушкетеров приведена в альбоме «Русские в Шанхае», изданном в 1936 году штабс-капитаном В. Д. Жигановым. В нем отмечается: «Союз Мушкетеров является национальной организацией, ставящей задачей для молодого русского эмигрантского поколения, кроме воспитания морального и физического в духе патриотических требований, еще и подготовку военную на случай возможного участия в строительстве новой России после падения власти коммунистов.
Являясь, таким образом, полувоенной организацией, Союз Мушкетеров тем более обращает на себя внимание, что представляет исключительное явление в эмигрантской жизни. Устав Мушкетеров, рыцарский по существу, содержит много практического смысла.
Помимо того, что он содержит основные положения о высшей добродетели, законы и правила деятельности, фундаментальные понятия о долге и чести, он конкретно фиксирует условия современной практической работы и план строительства возрожденной России. Труд ради достижения намеченной цели — основное поло- жение для данного момента жизни эмиграции. Борьба с большевиками здесь, в изгнании — прямой практический и правильный путь к достижению цели — к национальной России»8.
Однако судьба Союза как самостоятельной русской национальной политической организации была предрешена.
Ко второй половине 1930-х годов внутри Союза мушкетеров постепенно стали нарастать противоречия между старым руководством Союза и его молодыми членами. В 1937 году противоречия, усиленные провокациями японских властей и эмигрантских политических кругов лояльных Японии, вылились в раскол, ставший в итоге непосредственной причиной распада Союза. В декабре 1942 году вышел № 14 журнала «Мушкетер», однако, по всей видимости, он стал последним. По некоторым сведениям, название «Союз Мушкетеров» еще звучало в послевоенный период в США, но каких-либо упоминаний о его деятельности, как организации найти не удалось.
Список литературы Наследие русской эмиграции: "Союз мушкетеров его высочества князя Никиты Александровича"
- Каргопольцев Д. С. Союз мушкетеров в Маньчжурии (1924-1938 годы) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009, Том 8, выпуск 4: Востоковедение. С. 97-102.
- Окороков А. В. Молодежные организации русской эмиграции (1929-1945 гг. М., 2000. 120 с.
- Окороков А. В. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации 1920-1990 гг. М., 2003. 336 с.
- Российская эмиграция в Маньчжурии: военно-политическая деятельность (1920-1945): Сб. док/Сост., вступ. ст., прил. Е. Н. Чернолуц-кой; отв. ред. М. С. Высоков. Южно-Сахалинск, 1994. 152 с.
- Смирнов С. В. Российские эмигранты в Северной Маньчжурии в 1920-1945 гг. (Проблема социальной адаптации). Екатеринбург, 2007. 229 с.
- Смирнов С. «Один за всех и все за одного»: Союз русских «мушкетёров» в Северо — Восточном Китае // Проблемы Дальнего Востока, 2015 г. №1. С.94-105.