Наступление ТНК
Автор: Шишков Юрий
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Глобальный масштаб. Международная экономика
Статья в выпуске: 6 (86), 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142169148
IDR: 142169148
Текст статьи Наступление ТНК
Наступление
Глобальная экономика имеет пределы эффективности. Создатели транснациональных компаний (ТНК) были вынуждены пойти по пути предоставления большей самостоя- тельности региональным центрам и компаниям.
Юрий ШИШКОВ, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН
Международное разделение труда: разделяй и властвуй
Было время, когда Ford и другие промышленные гиганты весь производственный цикл — от добычи и первичной переработки сырья до выхода конечной продукции — осуществляли внутри фирмы. Даже первый автомобильный гигант, созданный в 1903 году Генри Фордом в Ривер Руж, пригороде Детройта, первоначально был единым комплексом. В Детройтском институте изящных искусств есть зал с четырьмя настенными росписями мексиканского художника Диего Риверы. На них он в начале 30-х годов прошлого века отобразил весь производственный цикл этого фордовского детища: от выплавки стали до штамповки автомобилей. Однако растущий спрос требовал увеличения выпуска автомобилей. И к 1913 году тот же Форд разработал и внедрил первый в мире конвейер, резко сокративший время изготовления продукта. Это, с одной стороны, обеспечило массовый выпуск автомашин и высокие доходы от экономии на масштабах производства, позволяя снижать отпускные цены продукции и теснить конкурентов на рынке. А с другой стороны, конвейер стимулировал технологическое расчленение производства на множество отдельных операций.
Со временем часть таких операций вышла за пределы головного предприятия и стала осуществляться его
ТНК

филиалами. И все же такое расчленение производственного процесса между отдельными предприятиями долгое время ограничивалось экономическим пространством одной страны. Это обусловливалось и глубокими различиями в уровне технического развития разных стран и квалификации их кадров, и недоверием предпринимателей к властям чужой страны, поведение которых часто бывало непредсказуемым, и другими серьезными рисками. Не говоря уже о ненадежности международных транспортных и коммуникационных связей, весьма затруднявших ритмичность перевозок частей и компонентов между предприятиями-участниками производственной кооперации. Поэтому продукты, полученные в результате такой кооперации в одной стране, попадали в другие страны, как правило, лишь в готовом виде.
Новый этап интернационализации производства наступил в годы Первой мировой войны, когда многие международные торговые пути оказались заблокированы, а привычные товаропотоки резко сократились. Послевоенная разруха и Великая депрессия 1920-х годов породили всплеск протекционизма. Зарубежные рынки сбыта и источники сырья стали труднодоступными. Приспосабливаясь к такой обстановке, крупные корпорации сборку конечного продукта стали выносить за рубеж. Производство становилось транснациональным. Это позволяло, во-первых, обходить протекционистские барьеры и тем самым удешевлять конечный продукт, а во-вторых, сокращать расходы на его транспортировку.
На этой почве и развился специфический тип международного разделения труда — международное разделение производственного процесса (МРПП). ТНК стали обрастать множеством зарубежных дочерних компаний и филиалов, полностью или частично принадлежащих родительской фирме, а потому подчиненных ей организационно и технологически. В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века североамериканские промышленники под растущим давлением западноевропейских и японских соперников стали выносить в Канаду и ближайшие страны Латинской Америки не только сборку конечного продукта, но и производство частей и компонентов. Там эти операции обходились дешевле, поскольку оплата труда при относительно приемлемом уровне квалификации работников была значительно ниже и даже с учетом возросших транспортных расходов заметно уменьшала издержки производства. Позднее корпорации США переориентировались в этом плане на страны Восточной Азии. Вслед за ними такую же политику стали проводить западноевропейские, японские, южнокорейские и другие корпорации.
Со временем расчленение производственного процесса вышло и за пределы собственности родительской компании и стало предметом контрактов между ней (или ее филиалами) и юридически самостоятельными фирмами. Соответственно, внутрифирменные поставки частей и других полупродуктов филиалами сборочным предприятиям своей корпорации дополнились внефирменными поставками на контрактной основе.
Дети лучше родителей
О масштабах современного международного разделения производственного процесса дает представление структура мирового импорта товаров (см. табл.). Доля полуфабрикатов, частей и компонентов (в текущих ценах)

\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \ в последние годы практически сравнялась с долей готовых изделий и в 1995 году в 5,4 раза превысила долю сырья. Некоторое снижение ее в 2005 году было вызвано ценовым фактором — резким удорожанием в этот период энергоресурсов и металлов.
Сегодня технологические цепочки МРПП все дальше выходят за рамки отдельных корпораций, образуя обширные региональные или субглобальные производственные сети. Современная ТНК представляет собой сложную иерархическую структуру, в центре которой находится головная компания, определяющая общую стратегию корпорации, распределение ее ресурсов и географическую локализацию ее производственных мощностей. Вокруг такого центра располагаются дочерние компании и филиалы, выполняющие разные функции в процессе создания и реализации конечного изделия: производство тех или иных его частей, компонентов, узлов или же их сборка. Эти подразделения находятся в полной или частичной акционерной собственности родительской компании. Большинство из них технологически связаны с ней, а некоторые также друг с другом. Каждый из филиалов в свою очередь имеет устойчивые производственные связи на контрактной основе с поставщиками полупродуктов или услуг, не имеющими акционерных отношений с данной ТНК.
В наши дни контрактный аутсорсинг в производстве оборудования используют 54,9% американских компаний, а в его обслуживании — 43,8% (Бондаренко В. Аутсорсинг: внешние ресурсы для ваших потребностей \\ Бизнес для всех. 2006, №2 . С. 17).
По мере либерализации таможенных режимов и нарастания других проявлений глобализации зарубежные филиалы оказывались все более открытыми для жестких ударов международной конкуренции. Чтобы сохранить свои конкурентные позиции, филиалам приходится проявлять все большую изобретательность и оперативность. А это требует их большей самостоятельности как в приспособлении к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям, так и в привлечении субподрядчиков на контрактной основе. Поэтому в последние десятилетия начались глубокие сдвиги в производственных связях между филиалами и родительской компанией, а также между отдельными филиалами одной и той же ТНК.
Обозначились две основные тенденции. Первая — частичное перемещение функции проектирования и модернизации того или иного полупродукта от головных предприятий в данной технологической цепочке к тем ее звеньям, которые поставляют части и компоненты. Если раньше они только изготовляли спроектированные «наверху» полупродукты, то теперь стали приспосабливаться к меняющимся условиям борьбы за выживание. А это предполагает самостоятельное проектирование полупродуктов.
Из простых производителей промежуточных продуктов или сборщиков конечных изделий по заданиям «сверху» некоторые филиалы стали превращаться в локальные центры оптимизации бизнеса с учетом местных условий производства, сбыта и фискально-правового режима страны своего пребывания. Такая самостоятельность зарубежных филиалов потребовала создания в них собственных исследовательских центров и конструкторских
С появлением компаний, производящих наиболее востребованные части и компоненты (например, процессоры Intel), IBM и Dell из ведущих превратились в ведомых.
бюро, позволяющих быстрее приспосабливаться к меняющимся локальным условиям конкуренции. Расходы на НИОКР филиалов американских ТНК в 1994 году достигли $11,9 млрд. и составили 11,5% объема таких расходов родительских компаний. В 2006 году эти показатели повысились до $28,5 млрд. и 15,2% (Survey of Current Business. March 2007. Р.23. November 2008. Р. 32).
По мере укрепления научно-исследовательского потенциала филиалов они стали не только приспосабливать «родительскую» технологию к местному рынку, но и дополнять ее инновациями, повышающими конкурентоспособность конечного продукта в целом на любом рынке сбыта. С середины 1980-х годов такая инновационная деятельность начала быстро развиваться. У зарубежных филиалов немецких ТНК, например, затраты на НИОКР с 1995 по 2003 год возросли в 20,6 раза. Уже в 2000-м они располагали 134 исследовательскими центрами (UNCTAD Op. cit. Р. 124).
В некоторых случаях зарубежные филиалы ТНК проводят фундаментальные исследования и обеспечивают прорывные результаты. Такие инновации передаются родительской компании и в конечном счете внедряются в практику всей международной производственной сети данной ТНК.
Модуль самостоятельности
Вторая важная тенденция состоит в том, что некоторые филиалы ТНК и независимые контрактные подрядчики стали поставлять сборочным компаниям не отдельные части или компоненты, а целые узлы, или модули, будущего готового изделия. В автомобилестроении, например, это приборные доски, сиденья, кабины водителя и т.п. Такая частичная передача сборки и модернизации продукта от головного предприятия производственной сети нижестоящим ее звеньям: филиалам на разных уровнях организационной иерархии внутри данной корпорации или даже контрактным субподрядчикам, так называемая модуляризация, дает дополнительную экономию издержек производства. Использование модулей, создаваемых с привлечением субпоставщиков из стран с относительно низкой оплатой труда, снижает расходы конечного сборочного предприятия почти на четверть. Компания, производящая около миллиона

EAST NEWS

EAST NEWS
ДОЛЯ ПОЛУФАБРИКАТОВ, ЧАСТЕЙ И КОМПОНЕНТОВ СРАВНЯЛАСЬ С ДОЛЕЙ ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Товарная структура мирового импорта в 1995 и 2005 годах
КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ |
ЦЕНА, $ МЛРД. |
% |
||
1995 |
2005 |
1995 |
2005 |
|
Сырье |
418 |
1469 |
7,9 |
14,4 |
Промежуточные продукты |
2433 |
4288 |
42,7 |
42,1 |
Полуфабрикаты |
1597 |
2567 |
30,0 |
25,2 |
Части и компоненты |
836 |
1721 |
15,7 |
16,9 |
Готовые изделия |
2256 |
4318 |
42,2 |
42,4 |
Прочие товары |
225 |
117 |
4,2 |
1,1 |
Всего |
5332 |
10192 |
100,0 |
100,0 |
машин в год, может таким образом сэкономить более $10 млрд. (Bergmann M., Mangeleswaran R., Mercer G. Global Sourcing in the Auto Industry. December 2004).
Модуляризация предполагает не только определенную свободу филиала в проектировании того или иного узла, но и возможность привлечения многих субподрядчиков на контрактной основе. Вокруг таких филиалов образуется относительно устойчивая сеть контрактных или полузависимых поставщиков частей. Чаще всего такие сети складываются в районе дислокации филиала, устанавливаются долговременные кооперационные связи между филиалом и расположенными в удобной близости субпоставщиками частей и компонентов для изготовления того или иного модуля. В результате на разных «этажах» основной технологической вертикали образуются локальные производственные сети, состоящие из достаточно плотно «притертых» друг к другу субпоставщиков некоторых частей и компонентов будущего конечного продукта. В такие сгустки международного производственного кооперирования входят как принадлежащие данной ТНК, так и независимые фирмы.
С перемещением центра тяжести обрабатывающей промышленности в область информационных технологий перспективы вертикального расчленения производственного процесса значительно возросли. Особенно велики они в электронике. Более того, с изобретением микропроцессоров здесь открылись беспрецедентные возможности стандартизации и унификации многих частей и компонентов, которые могут производиться не только встроенными в технологическую цепочку филиалами

EAST NEWS
Рассчитано по UN COMTRADE Database
Частичная передача сборки продукта от головного предприятия нижестоящим — так называемая модуляризация — дает дополнительную экономию.
ТНК, но и независимыми компаниями. И не только теми, которые работают по заказам электронных корпораций на контрактной основе, но и совершенно самостоятельными, производящими микропроцессоры и другие части для продажи на открытом рынке. Унификация стандартов делает такие полупродукты одинаково пригодными для сборки разных изделий близкого профиля.
В таких условиях появились мощные компании, занятые массовым производством наиболее востребованных на мировом рынке частей и компонентов. Их продукция оказалась настолько важна для изготовления конечного изделия, что они стали задавать тон на рынке, а компании, производящие конечное изделие, вынуждены приспосабливаться к новым вариантам таких полупродуктов. Яркий пример такой рокировки поставщиков компонентов и сборщиков конечного изделия в компьютерной индустрии: Intel, производящая процессоры, становится ведущей, основные же производители компьютеров IBM и Dell превратились в ведомых.
Пример оказался заразительным. В Северной Америке и на Тайване возникли такие крупные производители стандартизированных электронных полупродуктов, как Foxconn, Selectron, Flextronics, Celestica, EE Technologies, Jabli Circuit. По своей значимости в мировой электронной индустрии они не уступают корпорациям, производящим готовые компьютеры, принтеры или сотовые телефоны. Разумеется, как и прежде их окружает море небольших и средних контрактных фирм, действующих в своих нишах этой индустрии.
Еще важнее то, что появление мощных специализированных производителей частей и компонентов породило новую геоэкономическую тенденцию — связывание средних, крупных и даже гигантских компаний, производящих конечные продукты, в некие неформальные общности, использующие одни и те же полупродукты.
Таким образом, на мировой арене происходят два встречных процесса: расчленение производственной цепочки на множество отдельных операций, вынесенных за пределы головной сборочной компании, и интегрирование различных сборочных компаний на почве использования ими идентичных полупродуктов, производимых крупными их поставщиками.
Оба процесса — углубляющееся дробление производственных цепочек на отдельные операции и вынос их за границу, с одной стороны, и интегрирование таких цепочек глобальными производителями стандартизированных компонентов, с другой стороны, ведут к все более прочной интеграции международных производственных сетей как в пределах отдельных отраслей, так и между ними. Переплетение таких сетей постепенно усложняется.
Мировое экономическое пространство все более пронизывает сплошная сеть устойчивых производственных связей, в которые вплетены миллионы больших, средних и малых предприятий-поставщиков полупродуктов или модулей и предприятий-сборщиков конечных продуктов. Сеть таких связей наиболее густа в высокоразвитых регионах мира, но она довольно быстро разрастается, охватывая среднеразвитые и менее развитые регионы. Экономическая глобализация, начавшаяся в сфере торговли и финансов, обретает все более прочный и необратимый фундамент в сфере материального производства.