Научное и художественное постижение мира в прозе В. Солоухина
Автор: Костюк Н.А.
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Языкознание
Статья в выпуске: 5 (182), 2019 года.
Бесплатный доступ
Своеобразие стилистики творчества В. Солоухина заключается в том, что писатель в произведениях о природе популярно излагает различные научные теории, используя лексику научного языка в художественной ткани повествования. Анализ образов мира природы в произведениях В. Солоухина позволяет сделать вывод о том, что в тексте заключена полемика автора с абсолютом научного постижения мира, что проявляется, с одной стороны, в процессе детерминологизации слова, при котором нарушаются привычные языковые связи, а с другой - в иронической окраске контекстов. Наряду с детерминологизацией слова в прозе В. Солоухина столкновение двух типов повествования - научного и художественного - происходит при одновременном контекстуальном употреблении функциональных синонимов, что рождает экспрессию словесных микрообразов. Одним из центральных образов, раскрывающих эстетические воззрения автора на природу, является образ дерева. В статье представлен анализ функционирования лексемы «дерево» в произведениях В. Солоухина «Третья охота» и «Трава», а также выявлены признаки, формирующие художественное значение слова в индивидуально-авторской системе писателя. Номинативное употребление слова «дерево» проявляет свою художественную специфику в текстовых коннотациях: ‘таинственный, загадочно красивый’ объект природы, что раскрывает центральную идею произведений В. Солоухина - чуда как удивительной красоты живых растений.
Термин, детерминологизация, художественный тип значения слова, проза в. солоухина, художественный образ
Короткий адрес: https://sciup.org/147226480
IDR: 147226480 | DOI: 10.15393/uchz.art.2019.352
Список литературы Научное и художественное постижение мира в прозе В. Солоухина
- Арнольд И. В. Современный английский язык: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с.
- Бальбуров Э. А. Поэтика лирической прозы (1960-1970 годы). Новосибирск, 1985. 132 с.
- Виноградо в В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 655 с.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Едиториал УРСС, 2004. 144 с.
- Задорнова В. Я. Слово в художественном тексте // Язык. Сознание. Коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2005. Вып. 29. С. 115-125.
- Ларин Б. А. О разновидностях художественной речи // Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худож. лит., 1974. С. 27-53.
- Липин С. А. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985. 231 с.
- Михайлов Н. Н. Теория художественного текста. М.: Академия, 2006. 217 с.
- Садриева К. Е. Эстетическое значение имен прилагательных в языке художественной прозы А. С. Серафимовича // Ученые записки Казанского университета. 2015. № 5. Т. 157. С. 218-226.
- Сторожева Е. М. Коннотация и ее структура // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. Вып. 14. С. 113-118.
- Шемчук Ю. М., Максимова М. А. Коннотативные значения лексем в художественных текстах и их переводах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1-2 (55). C. 193-195.