Недоиспользование трудовых ресурсов: рост потенциальной рабочей силы

Бесплатный доступ

На протяжении последних четырех лет уровень безработицы в РФ снижается. Однако использование альтернативных критериев измерения недоиспользования трудовых ресурсов показывает несколько иную динамику. В 2019 г. наблюдался рост численности потенциальной рабочей силы, включая тех, кто считает невозможным найти для себя работу.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176383

IDR: 170176383

Текст научной статьи Недоиспользование трудовых ресурсов: рост потенциальной рабочей силы

Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в российской статистике является основным показателем недоиспользования трудовых ресурсов. Его динамика позволяет определять состояние рынка труда и экономики в целом, причем возможность обновлять данные ежемесячно делают его одним из наиболее оперативных индикаторов в экономической статистике. Использование международной методологии позволяет производить сопоставления с большинством стран мира. Однако применение единственного критерия безработицы обедняет понимание состояния рынка труда, так как в ряде случаев границы между занятыми и безработными в определенной степени размыты. В результате возникают отдельные расхождения между данными Росстата и результатами массовых опросов населения, в ходе которых используются другие способы оценки числа безработных или иные выборки респондентов1.

3(104) 2020

Не всякий неработающий, но желающий найти работу, согласно методологии МОТ считается безработным. Таковым признается человек, не имеющий работы, но активно ищущий ее на протяжении последних четырех недель и готовый начать работать в течение обследуемой недели. Изменение критериев, их ужесточение или смягчение может серьезно сказаться на численности данной группы. Для более точного расчета недоиспользования трудовых ресурсов с 2015 г. Росстат публикует численность так называемой потенциальной рабочей силы , которая состоит из следующих двух групп:

  • • готовых работать, но не занимающихся активным поиском. Эта группа составляет 95% от всей потенциальной рабочей силы;

  • 4.    Недоиспользование трудовых ресурсов...

  • •    ищущих работу, но не готовых приступить к ней на обследуемой неделе. Эта группа немногочисленна – около 5% от всей потенциальной рабочей силы.

Предполагается, что в состав этих групп входят респонденты, желающие трудиться, но в текущих социально-экономических условиях отказывающиеся от активных поисков работы. С одной стороны, это может быть вызвано семейными обстоятельствами, проблемами со здоровьем или другими индивидуальными особенностями. С другой стороны, такое поведение на рынке труда может быть связано с тем, что индивид, исходя из своего опыта, считает в принципе невозможным найти работу. В результате образуется группа так называемых отчаявшихся безработных, по динамике численности которых можно косвенно судить о барьерах, возникающих при входе на рынок труда.

Наконец, Росстат на основании выборочных опросов рабочей силы выделяет еще одну группу – желающих работать, но не ищущих работу и не готовых к ней сразу приступить. В отличие от потенциальной рабочей силы респонденты из этой группы не готовы работать в ближайшее время. Поэтому такая группа лишь в малой степени может включаться в недоиспользованные трудовые ресурсы, хотя с «обывательской» точки зрения ее представители могут считаться безработными.

На рис. 1 представлена квартальная динамика численности официальных безработных, потенциальной рабочей силы и желающих работать, но не работающих, за период 2014–2019 гг.1

Как видно на рис. 1 , численность потенциальной рабочей силы постепенно снижалась с 1,3 млн человек в 2014 г. до 1,1 млн человек в 2018 г., однако в 2019 г. данный показатель вырос до 1,5–1,7 млн человек. Подчеркнем, что Росстат не менял в прошлом году методологию или набор вопросов, относящих респондентов к данной категории2.

3(104) 2020

Численность желающих работать, но не ищущих работу и не готовых приступить к работе оставалась относительно постоянной, хотя в 2018–2019 гг. наметился небольшой рост. Сумму всех трех групп – безработных; потенциальной рабочей силы; желающих работать, но не ищущих и не готовых приступить к работе, – можно считать верхней границей недоиспользования трудовых ресурсов в стране. В целом она примерно в 2 раза выше, чем численность безработных.

^^^^^Безработные

^^^^^Потенциальная рабочая сила

^^^^еЖелающие работать, но не ищущие работу и не готовые приступить к работе

Рис. 1. Показатели недоиспользования трудовых ресурсов в России, тыс. чел.

Источник: Росстат.

Альтернативные показатели безработицы не ограничивают-

Мониторинг экономической ситуации в России ся теми, которые использует в своей статистике Росстат. В международной статистике используют несколько дополнительных показателей. Наиболее подробный перечень ежемесячно публикуемых категорий представлен в статистике США, где выделяется шесть категорий безработных:

  • •  U-1 – официальные безработные в соответствии с методологией

МОТ, ищущие работу на протяжении 15 и более недель, т.е. находящихся в застойной безработице;

  • •  U-2 – официальные безработные, имеющие опыт работы;

  • •  U-3 – официальные безработные в соответствии с методологией МОТ;

  • •  U-4 – официальные и отчаявшихся безработные (discouraged

workers);

  • •  U-5 – официальные безработные, а также неработающие, желающие

  • найти работу, но не предпринимающие активных мер по ее поиску;

  • •   U-6 – те же, что в U-5, а также занятые неполный рабочий день, но

желающие работать полный.

Все категории за исключением первой построены по принципу матрешки, где каждая следующая шире предыдущей.

На рис. 2 представлены альтернативные показатели уровней безработицы, построенные на базе обследования рабочей силы Росстата на основе методологии, близкой к используемой в США1. Показатели U-2 и U-6 возможно построить только по микроданным, доступным по 2018 г. включи- тельно.

На протяжении большей части исследуемого периода динамика большинства показателей была параллельна. После роста в 2015 г., в 2016– 2018 гг. наметился спад практически по всем индикаторам безработицы. Однако с конца 2018 г. начался рост показателей U-5 и U-6, т.е. возросло число отчаявшихся безработных и потенциальной рабочей силы при сохраняющемся снижении численности официальных безработных. Продолжало снижаться и число находящихся в застойной безработице. В результате к

3(104) 2020

III кварталу 2019 г. численность потенциальной рабочей силы оказалась равна половине официальных безработных по методологии МОТ, что значительно выше чем в США, где данное соотношение составляет около 25%, и несколько ниже среднего уровня ЕС, где оно составляло в последние годы около 60%.

Таким образом, на рынке труда происходят сложные изменения. При сокращении наиболее активной группы безработных, растет численность не столь активных групп потенциальной

рабочей силы и в целом желающих работать.

^^^^ "U-1       ^^^^eU-2       ^^^^eU-3       ^^^^e U-4       ^^^^eU-5       ^^^^eU-6

Рис. 2. Альтернативные показатели численности безработных, тыс. чел.

Источник: U.S. Bureau of Labor Statistics. Alternative Measures of Labor Underutilization for States. URL:

1 Для расчета U-1 в качестве границы, определяющей застойную безработицу, использовалось 12 месяцев для соответствия с методологией Росстата.

Статья научная