«Негативная» и «позитивная» свобода: онтологические основания и социально-философский анализ
Автор: Воробьева К.В.
Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp
Рубрика: Культурологические и философские исследования
Статья в выпуске: 1 (7), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье автор демонстрирует, что первые концепции свободы имели негативный смыл, представляли свободу как внутреннюю независимость субъекта. На основании рассмотренных подходов к пониманию свободы выводятся основные признаки, которые отличают негативную свободу от позитивной. Негативная свобода связана с абсолютизацией субъекта, т.е. единичного, и отрицанием всеобщего, в своей крайности она всегда абстрактна и бессодержательна. Такая свобода граничит с произволом, а рамки, разделяющие эти два понятия, могут определяться только через субъективные моральные представления самого индивида. Следствием абстрактного характера «свободы от» становится сложность применения негативной свободы к анализу политических процессов: к примеру, республиканская форма правления и демократические институты могут выступить в роли гаранта свободы, понятой как отсутствие внешнего принуждения, но они не следуют из нее самой. При этом создание синтетической теории, которая бы непротиворечиво объединила два подхода, также проблематично по ряду причин. Но главная причина, по которой два подхода представляются противоположными, заключается в том, что негативные подходы к свободе, в отличие от позитивных, всегда апеллируют к единичному, уникальному, а значит, отказываются от попыток применить сущностный подход к человеку и выйти на объективное понимание человеческой сущности, выяснить универсальность человеческой природы.
Негативная свобода, позитивная свобода, исайя берлин, чарльз тэйлор, квентин скиннер
Короткий адрес: https://sciup.org/147242821
IDR: 147242821 | DOI: 10.17072/sgn-2023-1-272-280
Список литературы «Негативная» и «позитивная» свобода: онтологические основания и социально-философский анализ
- Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998. С. 19–43.
- Тэйлор Ч. Что не так с негативной свободой? // Логос. 2013. № 2(92). С. 187–207.
- Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука, 2006. 350 с.
- Соловьев В. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 118–125.
- Пархоменко Р.Н. Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии // Философия и культура. 2013. № 5. C. 701–708. DOI: https://doi.org/10.7256/1999-2793.2013.05.12.
- Аристотель. Никомахова этика / // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / [пер. с древнегреч.]; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т.4. С.53–294.
- Пархоменко Р.Н. Генезис идеи свободы в западноевропейской философии // Философская мысль. 2012. № 4. С. 179–210.
- Фромм Э. Бегство от свободы / Фет А. И. Собрание переводов. Эрих Фромм. Бегство от свободы // Philosophical arkiv, Sweden, 2016. С. 4–216.
- Скиннер К. Идея негативной свободы: философские и исторические перспективы // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2011. № 3. С. 131–151.
- Гоббс Т. Левиафан / Т. Гоббс; пер. с англ. А. Гутермана; вступ. ст. А. Филиппова. М.: РИПОЛ классик, 2017. 608 с.
- Штирнер М. Единственный и его собственность / М. Штирнер; пер. Гиммельфарб Б.В., Гохшиллер М.Л. АСТ, 2021. 480 с.
- Арон Р. Эссе о свободах / Пер. с франц. Н.А. Руткевич. М.: Праксис, 2005. 195 с.