Нейронспецифическая енолаза как маркер поражения нервной системы при первичном гипотиреозе
Автор: Кузнецова Е.Б., Герасимов С.В., Шоломов И.И.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Неврология
Статья в выпуске: 2 т.12, 2016 года.
Бесплатный доступ
Для прогнозирования и раннего выявления неврологических осложнений соматических заболеваний в последнее время стали использовать некоторые маркеры, определяемые в сыворотке крови пациента. Цель: оценка активности нейронспецифической енолазы (НСЕ) у больных с первичным гипотиреозом (ПГТ). Материал и методы. У 110 пациентов с ПГТ детально изучали неврологический и нейропсихологический статус, определяли уровень НСЕ в сыворотке крови. Результаты. Исследование показало, что активность НСЕ у больных ПГТ достоверно выше, чем у здоровых лиц. Кроме того, данный показатель зависел от пола, возраста пациентов, длительности существования эндокринопатии и наличия/отсутствия неврологической симптоматики. Заключение. Произведена комплексная оценка состояния нервной системы у больных ПГТ, определена ценность НСЕ как неспецифического маркера поражения НС у данной категории пациентов. Цель, поставленная в начале исследования, достигнута.
Неврологические осложнения, нейроспецифическая енолаза, первичный гипотиреоз
Короткий адрес: https://sciup.org/14918301
IDR: 14918301
Текст научной статьи Нейронспецифическая енолаза как маркер поражения нервной системы при первичном гипотиреозе
1Введение. Гипотиреоз (ГТ) является одним из наиболее распространенных эндокринных заболеваний. Распространенность ГТ составляет до 10%, причем в старших возрастных группах больных больше [1–3].
Тиреоидная недостаточность — основное звено в патогенезе ПГТ, она способствует нарушению различных видов обмена веществ, снижению утилизации кислорода тканями и замедлению окислительных реакций [4–7].
Причины ГТ разнообразны, в связи с чем различают первичный, вторичный и третичный ГТ. В большинстве случаев (95%) в клинической практике встречается первичный ГТ (ПГТ) [1–3].
Гипотиреоидные неврологические расстройства наиболее часто встречаются у больных с эндокрино-патиями и по распространенности уступают только сахарному диабету. Основные проблемы неврологических осложнений гипотиреоза следующие: скудность клинических проявлений, отсутствие специфических жалоб, выявление данных нарушений на поздних стадиях процесса [1, 2, 9].
Давно известно, что постепенная гибель нейронов при различных вариантах нейродегенерации приводит к выходу в кровь нейронспецифических энзимов и их изоферментов. Определение уровня данных веществ в сыворотке крови позволяет объективно судить о глубине и интенсивности поражения нервной системы [4–7].
Фермент НСЕ впервые выделен и изучен в 1970– 1980-х гг., доказана его значимость при различных патологиях нервной системы, таких как эпилепсия, болезнь Паркинсона, сенильная деменция, болезнь Альцгеймера. Важно, что была выявлена корреляционная взаимосвязь между уровнем этого фермента и тяжестью поражения нервной системы. Проводились работы по анализу уровня НСЕ у больных с аутоиммунным тиреоидитом и тиреотоксикозом, подтвердившие ценность данного показателя при различных эндокринопатиях [4–8].
Цель: оценка активности НСЕ у больных с ПГТ как возможного маркера прогнозирования и раннего выявления неврологических осложнений данной эн-докринопатии.
Материал и методы. Критериями включения в исследование были: возраст больных от 18 до 50 лет, наличие ПГТ, длительность заболевания не более пяти лет, подписанное информированное согласие. В исследование не включались больные с любым другим генезом ГТ, пациенты с активно текущими либо присутствующими в анамнезе неврологическими заболеваниями, а также беременные и кормящие женщины.
Под наблюдением находились 110 пациентов с подтвержденным ПГТ. Причины тиреоидной недостаточности следующие: хронический аутоиммунный тиреоидит (ХАИТ) имелся у 60 пациентов; у 50 человек диагностирован послеоперационный ГТ после удаления опухоли щитовидной железы или диффузного токсического (ДТЗ) или узлового зоба. Все пациенты были в возрасте от 21 до 50 лет, из них женщин оказалось 87%. Длительность заболевания составила в среднем 3,8 года. Данные пациенты вошли в основную группу (ОГ).
У всех больных осуществлялась оценка неврологического статуса, особенно тщательно исследовалась болевая, температурная, тактильная, вибрационная чувствительность, рефлекторная сфера, фиксировались атрофические изменения в мышцах конечностей, их тонус.
Для диагностики когнитивных нарушений выполняли нейропсихологическое обследование с использованием следующих тестов и шкал: мини-тест оценки психического состояния (MMSE), батарея тестов на лобную дисфункцию (FAB), 8-строчная версия оценки Заззо (ZCT).
Определение НСЕ осуществляли в лаборатории HELIX с помощью метода ИФА (электрохемилюминесцентный иммуноанализ (Cobas 8000, Roche Diagnostics)), используя венозную кровь. Оценка данного показателя проводилась не только в ОГ, но и в группе контроля, которую составили 30 здоровых добровольцев в возрасте от 20 до 50 лет.
Все пациенты с ПГТ на момент включения в исследование получали заместительную терапию.
Статистическую обработку производили с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 (StatSoft Inc., США). Использовали методы описательной статистики. Распределение во всех группах было близко к нормальному. Рассчитывали среднее арифметическое (M), среднюю ошибку среднего арифметического (m), среднеквадратичное отклонение (s). Для определения показателя достоверности различий (р) использовали критерий Стьюдента (t). Статистически значимыми считали различия при значениях р<0,05.
Результаты. Все больные предъявляли жалобы на головные боли, несистемное головокружение, рассеянность, сонливость, снижение памяти и внимания, онемение в руках и ногах той или иной степени выраженности, которое обычно развивалось в ночное и утреннее время, а также при выполнении монотонной работы.
При детальном неврологическом осмотре выявлялась негрубая, преимущественно сенсорная полиневропатия, часто в сочетании с клиническими признаками туннельных синдромов. Для удобства оценки неврологического статуса использовалась система балльной оценки, применяемая в нашем учреждении. Наличие каждой очагового признака оценивали следующим образом: 1 балл означал легкое нарушение, 2 балла — умеренное, 3 балла — значительное. Таким образом, определены следующие синдромы: пирамидный, мозжечковый, полиневрити-ческий, при этом последний лидировал в данном исследовании с клиникой сенсорных нарушений.
При проведении нейропсихологического тестирования у 95% больных выявлялись когнитивные нарушения различной степени выраженности. Примечательно, что при ПГТ более ценными оказались специфичные тесты (например, батарея тестов на лобную дисфункция), тогда как скрининг-тесты (MMSE) не показывают достоверных отличий от результатов здоровых лиц в ГК.
У большинства пациентов отмечались трофические нарушения, что было связано с патогенезом как самой болезни, так и полинейропатии. Встречались жалобы на нарушение мочеиспускания, запоры, ортостатическую гипотензию как проявление вегетативных нарушений.
При анализе уровня НСЕ выявлено достоверное повышение его в ОГ в сравнении с ГК (16,8±5,4 и 4,5±2,2 нг/мл соответственно), причем наблюдалась зависимость данного показателя от пола и возраста. У пациентов старших возрастных групп уровень НСЕ снижался, у женщин оказался несколько выше, чем у мужчин. В ГК такой зависимости не прослеживается. Отдельно проанализирован уровень НСЕ в зависимости от стажа заболевания. У больных с длительностью процесса 1–3 года уровень НСЕ был существенно ниже, чем у пациентов со стажем заболевания более трех лет (15,4±6,7 и 18,9±7,7 соответственно). Кроме того, выявлено увеличение уровня НСЕ у пациентов, предъявлявших активные жалобы к неврологу, тогда как у больных ПГТ, не выражавших неврологических жалоб, показатель НСЕ был ниже (18,2±5,7 и 12,3±4,9 соответственно) (табл. 1–4).
Обсуждение. Результаты проведенного нами исследования позволили дополнить и углубить представление о поражении нервной системы при ПГТ. С точки зрения клиники для ПГТ по-прежнему остаются характерны преимущественно сенсорная полинейропатия и когнитивные расстройства различной степени выраженности, которые могут быть выявлены при проведении специфичных тестов, таких как FAB. Болевой синдром не актуален, что, возможно, связано с интактностью вегетативных волокон. Оценка уровня НСЕ показала ее ценность при ПГТ: достоверное увеличение активности показателя в сравнении с ГК, зависимость уровня НСЕ от стажа заболевания и наличия клинических проявлений.
Заключение. В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
-
1. Патогномоничными симптомами, свидетельствующими о вовлечении в процесс нервной системы при ПГТ, являются сенсорная полинейропатия и когнитивные расстройства различной степени выраженности с преобладанием симптомов лобной дисфункции.
-
2. НСЕ может быть предложена в качестве маркера, подтверждающего и косвенно определяющего выраженность неврологических осложнений ПГТ.
-
3. Уровень НСЕ у пациентов с ПГТ оказался зависим от пола, возраста, стажа заболевания, наличия или отсутствия неврологических жалоб. У здоровых лиц достоверная зависимость от пола и возраста не выявлена.
-
4. Впервые обнаруженный ПГТ является показанием для проведения обязательного неврологического обследования для раннего выявления и своевременной коррекции неврологических нарушений.
Список литературы Нейронспецифическая енолаза как маркер поражения нервной системы при первичном гипотиреозе
- Калинин А.П., Котов B.M., Карпенко А.А. Неврологические маски гипотиреоза у взрослых. Клиническая медицина 2003; 81 (10): 58-62
- Пироева К.Э., Тамкаева M.X. Поражение нервной системы при эндокринных заболеваниях. М.: Медицина, 2004; с. 20-28
- Фадеев В.В., Мельниченко Г.А. Гипотиреоз (руководство для врачей). М.: РКИ Северо-пресс, 2002; 120 с.
- Цыбиков H.H., Зуева A.A., Жигжитова Е.Б., Пруткина Е.В. Уровень нейронспецифической енолазы и аутоантител к ней в сыворотке крови при аутоиммунных тиреопатиях. Медицинская иммунология 2010; 12(1-2): 147-150
- Blennow КА, Wallin A, Ekamnt R. Neuron specific enolase in cerebrospinal fluid: a biochemical marker for neuronal degeneration in dementia disorders. J Neurol Transm 1994; 8: 27-30
- Rabinowicz AJ. Neuron specific enolase is increased after single seizures during in-patient video/EEG monitoring. Epilepsia 1996; 37: 122-125
- Антонова O.M. Нейронспецифическая енолаза и ее роль в механизмах антительной агрессии в мозг: автореф. дис.... канд. мед. наук. М., 1997; 22 с.
- Жукова И.А., Алифирова B.M., Жукова Н.Г. Нейронспецифическая енолаза как неспецифический маркер нейродегенера-тивного процесса. Бюллетень сибирской медицины 2011; 2: 15-21
- Weetman А. P. Hypothyroidism: screening and subclinical disease. BMJ 2007; 314: 1175-8.