Некоммерческая рекультивация терриконов
Автор: Гордин И.В., Новожилова Ю.С.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 3-1 (73), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья анализирует перспективное направление деятельности некоммерческих организаций экологического профиля. Рассматриваются проблемы сохранения природного рельефа местности, искажаемого добывающей промышленностью, проблемы рекультивации рельефа, нарушенного накоплением промышленных и коммунальных отходов. Главным направлением некоммерческой рекультивации рассматривается лесомелиорация. Целью рекультивации является дизайновое обогащение ландшафта и формирование рекреационных зон. Подчеркивается многофункциональность участия в работах местного населения.
Экономика природопользования, рекультивация нарушенных земель, некоммерческий сектор экономики
Короткий адрес: https://sciup.org/170183242
IDR: 170183242 | DOI: 10.24412/2411-0450-2021-3-1-144-147
Текст научной статьи Некоммерческая рекультивация терриконов
Некоммерческие организации экологического профиля движутся в своем развитии не только идеями прагматической полезности природе и обществу, но и стремлением к эстетической выразительности окружающей среды.
Первой задачей этого плана является сохранение первозданного рельефа. Ярким примером борьбы общественности за уникальность, сохранение исторической ценности горного ландшафта стали, например, события 2020 г. в Башкирии, когда содовая компания с согласия местных администраций занялась разработкой последних шиханов, представляющих собой остатки барьерного рифа, образовавшегося в Уральском океане начала пермского пе риода (300 млн лет назад). Промышленный цинизм натолкнулся на поддержанное федеральными властями сопротивление гражданского общества, исповедующего бесценность уникального памятника природы.
Вторая задача - восстановить или создать видеоэкологическую ценность. В рассматриваемой тематике - в виде привлекательного рельефа местности [1]. В этом плане рекультивация терриконов производственных и бытовых отходов открыва- ет уникальные перспективы. Локально понижая природный рельеф добычей полезных ископаемых, цивилизация одновременно «создает» уродующие ландшафт горы производственных и бытовых отходов [2, 3]. Однако есть шанс превратить этот негатив в объекты высокой экологоэкономической ценности, в основу уникальных биогеоценозов [4, 5].
Из всех техногенных нарушений рельефа именно терриконы бывают настолько грандиозны и выразительны, что их следует рассматривать как уникальный ландшафтный потенциал. И в мировой практике, и в России есть выдающиеся проекты их рекультивации, инициированные местным жителями, активно участвующими в реализации идеи собственноручного формирования благоприятной среды обитания. Главными технологиями, которые население эффективно реализует собственными силами, являются грунтовые работы, лесопосадки завершающего этапа рекультивации и уход за лесонасаждениями.
В Московской области широко известной достопримечательностью («Подмосковное Килиманджаро») является 80метровая «Белая гора» (белоснежная масса фосфогипса в 60 млн тонн, диаметр у под- ножия горы 750 м). Террикон находится в 6 км от Воскресенска (105 км от Москвы). Это насыпь пустой породы и производственных отходов возникла в прошлом веке после открытия здесь Лопатинского фосфоритного рудника и Воскресенского завода минеральных удобрений. Сегодня столь отходное производство, конечно, недопустимо архаично. Подготовлен проект «Уралхима» по безотходному замыканию технологической цепочки «Воскресенских минудобрений». Сначала заработает опытно-промышленная утилизационная установка производительностью 100 тыс.т/год фосфогипса. В течение ближайших 10 лет планируется выйти на объемы переработки всего потока фосфогипса, выходящего с завода (700 тыс.т/год). На выходе будет получен технический гипс, который используется при производстве сухих строительных смесей и других стройматериалов. В дальнейшем углубленная переработка фосфогипса даст также продукты, которые будут применяться в сельском хозяйстве, производствах радиоэлектроники и лакокрасочных материалов. Но остается вопрос уже накопленных отходов. Расширение проекта «УралХима» на переработку террикона не рентабельно. Значит, «заполярная» гора в Подмосковье останется. Возникают идеи дизайновой реконструкции горного серпантина и освоения верхней площадки, которая после полного прекращения подвоза отходов достигнет высоты около 100 м. Уже сегодня реализуется интересный проект биологической рекультивации своего террикона, придания ему «снежно-лесного колорита» за счет озеленения террас и пологих склонов. В разработке «идеологии» рекультивации террикона и технологий реализации проекта инициативу и конкретное участие проявляют некоммерческие организации экологического профиля и местное население. Наиболее организованная и профессиональная группа инициаторов и разработчиков – сотрудники «Воскресенских минудобрений».
Проект технологически состоит в следующем. Очистные сооружения АО «Воскресенские минудобрения» построены по традиционной схеме полной биологической очистки с доочисткой на фильтрах-биореакторах. Проектная производительность очистных сооружений 80 тыс.м3/сут. В настоящее время сточные воды поступают в количестве 6070 тыс.м3/сут. Это сток предприятия, хозбытовые сточные воды г.Воскресенска, г.Егорьевска и их районов, а также промстоки предприятий, расположенных на городских территориях и в прилегающих промзонах. Опираясь на имеющийся в мире и свой собственный опыт производства минудобрений, воскресенские технологи разработали оригинальную схему переработки осадков сточных вод в удобряющие смеси. Сельхозакадемией им. Тимирязева выполнены экспериментальные лесопосадки с использованием этой продукции завода, которые показали высокую приживаемость и рост различных деревьев и кустарников на данном почвенном субстрате. Всероссийским НИИ лесоводства был разработан проект озеленения «Белой горы». В настоящее время на рекультивацию террикона вывезено более 100 тыс. т приготовленных соответствующим образом осадков. На горизонталях насыпи создан слой почвогрунта толщиной 20 см, на склонах – не менее 10 см. Исследования показали, что осадки уже в первые 2-3 года образовали плодородный слой с травянистой растительностью, на котором были высажены деревья и кустарники: ивы, осины, березы, облепиха, шиповник. Приживаемость деревьев и кустарников составила 70%. Существенно сократились водная и ветровая эрозии поверхности террикона, прекратилось загрязнение почвенно-грунтовых вод и атмосферного воздуха, улучшились рекреационно-эстетические характеристики ландшафта. Таким образом, удалось взаимосвязано решить две экологоэкономических проблемы: и проблему осадков, как отходов системы очистки сточных вод, и проблему агротехнического обеспечения лесомелиоративных работ на своем терриконе. Это эффективное экономическое решение, найденное технологами предприятия, вдохновило на отказ от коммерческой организации и самого процесса лесомелиорации. Сотрудники пред- приятия и жители близлежащих поселений восприняли рекультивацию террикона и формирование местного ландшафта, как интереснейшую социально-экологическую задачу, как прекрасный повод прямого участия в улучшении окружающей среды.
Интересная схема формирования ландшафта непосредственно в процессе ликвидации ТБО разработана для побережий источников водоснабжения [6]. Эта технология решает актуальную проблему захламления водоохранных зон отходами береговых поселений и отдыхающими. При этом взвешиваются две экологические опасности: поверхностный смыв, инфильтрация загрязнений в гидросферу и загрязнение атмосферы продуктами сгорания. В основе технологии – подрешеточное сжигание мусора на внутренних склонах кольцевого земляного вала вокруг неглубокого котлована, с односторонним въездным разрывом. Решетки, сваренные из стальной арматуры, предотвращают ветровой унос мусора и изготавливаются достаточно удобными для ручной укладки и снятия. Продукты сгорания, не обрушившиеся с откосов сами, сгребаются на дно котлована и частично выгребаются на пандус (пока тот в процессе наполнения кратера не вышел на положительные углы наклона). Далее производится бульдозерная трамбовка шлака. Полученный спрессованный шлаковый слой присыпается грунтом (об-рушаемым с откосов, кавальерно надвигаемым бульдозером сверху в кратер по внешним откосам обваловки, завозимым самосвалами или надвигаемым бульдозером по пандусу внутрь кратера). Толщина грунтовой присыпки 15-20 см. Грунт также трамбуется. Затем технологический цикл повторяется, снова начинаясь с закладки запала по подножиям откосов. Операции засыпки шлака вполне реализуемы и в ручном режиме. После заполнения всего кратера этот «слоёный пирог» присыпается верхним слоем грунта толщиной около 1 м. Характеризуя функции, которые берет на себя некоммерческий сектор в реализации настоящей схемы, надо особо отметить такую важнейшую функцию как прогноз выпадения осадков над мусоросжигающим кратером. От точ- ности этой информации зависит вся организация технологического цикла и конечная эффективность утилизации. И, как оказалось, среди местных жителей везде находятся люди с феноменальной способностью к метеопрогнозам.
Поскольку пандус, имея вначале отрицательный угол наклона, по мере заполнения кратера приобретает все более положительный наклон, финальный холм имеет три крутых и одну пологую сторону. Это делает его эстетически более интересным, визуально нетехногенным элементом рельефа, одновременно облегчая впоследствии формирование прогулочных маршрутов. Декоративные древеснокустарниковые посадки завершают превращение сооружения в ценный элемент ландшафтного дизайна.
Одновременно или последовательно на местности могут создаваться несколько таких искусственных возвышенностей. Иногда целесообразна кольцевая схема их расположения с образованием в финале внутреннего большого кратера. Его эксплуатация и финальное заполнение завершает формирование единого обширного плато, на котором возможно сооружение объектов второго яруса. Не исключено, что по мере накопления позитивного опыта строительства таких объектов, они смогут безопасно выдвигаться ближе к береговым поселениям. Это позволит сделать их эффективным средством формирования береговых ландшафтов, которые часто представляют собой однообразные равнины с невыразительной растительностью, не оживляемые живописными «капризами» рельефа. Сегодня при огромном объеме грунтовых работ на побережьях отсутствуют инженерно-мелиоративные мероприятия, основанные на целенаправленном формировании высотной и панорамной схемы побережья с уходом от унылости заболоченных низин с чахлой растительностью к многоплановому живописному рельефу.
Создание искусственных холмов может дать мощный импульс развитию конструктивной видеоэкологии в целом. Причем идеей эстетического облагораживания берегов более всех увлекаются именно мест- ные жители. На техногенных возвышенностях целесообразны специальные архитектурно-ландшафтные мероприятия по обустройству доступных и удобных мест обзора наиболее впечатляющих озернолесных панорам (смотровых площадок, видовых точек, бельведеров с использованием скамеек, беседок, с экранированием видеоэкологических помех лесопосадками перголами, увитыми декоративной растительностью и т.п.). Данная многоэтапная рекреационно разнонаправленная технология благоустройства территорий открывает широкий фронт деятельности для некоммерческих организаций экологического профиля.
Список литературы Некоммерческая рекультивация терриконов
- Панков Я.В. Рекультивация ландшафтов. - Воронеж: Государственная лесотехническая академия, 2010. - 164 с.
- Рюмина Е.В. Экологические издержки экономики. - М.: Изд-во МБА, 2011. - 111 с.
- Рюмина Е.В. Экономический интерес в сохранении окружающей природной среды // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 2 (41). - С. 87-95.
- Абрамян С.И., Лучшева В.В., Рюмина Е.В. Эколого-экономическая эффективность инвестиционных проектов // Экономика природопользования. - 2002. - № 2. - С. 17-28.
- Новые финансовые механизмы сохранения биоразнообразия // К итогам Проекта ГЭФ "Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации / Гусев А.А., Моткин Г.А., Рюмина Е.В. и др. - М.: НИЦ "Экопроект", 2002. - 204 с.
- Гордин И.В., Вольнов А.В. Благоустройство водоохранных зон силами населения // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов. - Чебоксары: Издательский дом "Пегас", 2015. - С. 168-177.